Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовременное общество предъявляет все больше требований к будущим специалистам – умение мыслить, находить нестандартные решения в сложных ситуациях, осознавать последствия своей деятельности для себя и окружающих. Главной действующей силой такого поведения и деятельности является мотивация. Поэтому вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов приобретает особое значение.
Мотивация – один из факторов успешного обучения студентов. Снижение положительной мотивации ведет к снижению успешности и эффективности обучения. Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом обучения, позволяет повысить его результативность по всем предметам. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию студентов, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности, его готовности к профессиональному развитию.
Учебная мотивация - вид мотивации, включённый в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний.
Исследовать учебную мотивацию начали уже достаточно давно, но до сих пор не существует единого подхода классифицировать учебные мотивы. Наибольший интерес представляет следующие виды мотивов учения:
Познавательные, связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Обучающиеся, у которых преобладают познавательные мотивы, проявляют интерес к новым знаниям, явлениям; стремятся к самообразованию, самосовершенствованию способов добывания знания.
Социальные мотивы, связаны с различными видами социального взаимодействия обучающихся с другими людьми. К ним относятся: стремление получать новые знания, чтобы быть полезным окружающим; желание выполнить свой долг; стремление хорошо подготовиться к выбранной профессии. К социальным мотивам также относится группа позиционных мотивов – стремление к лидерству, одобрению, получению авторитета, признания, самоутверждения.
Каждый преподаватель ищет ответ на вопрос: Как нужно организовать учебный процесс, чтобы сформулировать у студентов активное отношение к процессу обучения?
Мотивационными процессами в обучении студентов можно и нужно управлять: создавать условия для развития внутренних мотивов, стимулировать студентов.
Формировать учебную мотивацию – это не значит вложить в голову обучающихся готовые мотивы, а создать такие условия и ситуации на занятии, где эти мотивы могли бы развиваться.
На основе данных о характере социально-психологической адаптации студентов первого года обучения ГПОУ «ТОМК», можно выделить следующие приемы для повышения мотивации обучения у обучающихся:
В ГПОУ «Тульский областной медицинский колледж» регулярно проводится ряд организационно-педагогических мероприятий по формированию мотивации студентов к учебной деятельности. Педагог-психолог провел исследование характера социально-педагогической адаптации студентов первого года обучения, результаты которого были представлены на педагогическом совете и оформлены в виде рекомендаций педагогам для организации работы по мотивации студентов к учебной деятельности.
Студенты колледжа активно участвуют в ежегодной Региональной научно-практической конференции «Здоровье и безопасность человека в современном мире», лучшие работы направляются для участия в конференциях Всероссийского, Межрегионального и регионального уровней. Ежегодно обучающиеся участвуют в профессиональных конкурсах «Абилимпикс», «Молодые профессионалы» и конкурсах, проводимых в колледже и филиалах.
Налажено тесное взаимодействие с медицинскими организациями не только по вопросам прохождения производственной практики, а также проводятся Ярмарки вакансий, совместные мероприятия профессиональной напрвленности, представители учреждений здравоохранения являются экспертами и членами жюри профессиональных конкурсов. Педагоги также принимают участие в профессиональных конкурсах, таких как «Профессионал -23», «Призвание учить».
Методический совет направляет и координирует учебно-методическую и исследовательскую работу в колледже. Основная цель его работы – максимальное содействие повышению качества знаний выпускников. Эта цель реализуется путём координации деятельности всех участников образовательного процесса, воспитания, изучения проблем среднего медицинского образования. На заседаниях Методического совета в 2022 году рассматривались вопросы, непосредственно влияющие на учебную мотивацию студентов.
Одной из важных форм методической работы преподавателя и действенной формой передачи передового педагогического опыта является открытое занятие. Преподаватели проводят их в различных нестандартных формах, таких как мастер-класс по измерению артериального давления, интегрированный урок по психологии и ОБЖ, урок-игра «Физика и медицина», круглый стол, посвященный Дню конституции, мини-конференции и конкурсы презентаций и видеороликов, посвященные дням медицинского календаря. Все эти мероприятия повышают интерес студентов к изучаемым дисциплинам и мотивацию к получению знаний и овладению будущей профессией, позволяют разнообразить процесс обучения и сделать его более привлекательным.
В колледже организован семинар «Школа педагогического мастерства», целью которого является создание условий для профессионального роста преподавателей, формирование потребностей в саморазвитии и самосовершенствовании.
25 мая 2023 г. в ГПОУ «Тульский областной медицинский колледж» был проведен семинар «Школа педагогического мастерства», посвященный вопросам повышения мотивации студентов к учебной деятельности. Практическая часть занятия была проведена в форме квиза «Знатоки». В игре приняли участие все преподаватели колледжа, которые произвольным образом были разделены на команды. Вопросы касались как темы учебной мотивации и общих знаний, так и были направлены на развитие интереса к проведению занятий в игровой форме. Сценарий квиза представлен в презентации.
Такая форма проведения семинара была выбрана в связи с тем, что игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Игра является инструментом преподавания, активизирующего мыслительную деятельность у обучающихся. Учебный процесс становится интересным, появляется стремление к овладению предметом. Игра создает эмоциональный настрой, желание учиться, пробуждает познавательную активность.
Она призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и развивать мотивацию обучения.
Пути становления и особенности мотивации для каждого студента индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление профессиональной мотивации студента.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Управление учебной мотивацией студентов колледжа
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.