Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Управление учебной мотивацией студентов колледжа

31.05.2023 194 279
Конаныхина Галина Николаевна
Конаныхина Галина Николаевна, преподаватель

Тульский областной медицинский колледж

Современное общество предъявляет все больше требований к будущим специалистам – умение мыслить, находить нестандартные решения в сложных ситуациях, осознавать последствия своей деятельности для себя и окружающих. Главной действующей силой такого поведения и деятельности является мотивация. Поэтому вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов приобретает особое значение.

Мотивация – один из факторов успешного обучения студентов. Снижение положительной мотивации ведет к снижению успешности и эффективности обучения. Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом обучения, позволяет повысить его результативность по всем предметам. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию студентов, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности, его готовности к профессиональному развитию.

Учебная мотивация - вид мотивации, включённый в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний.

Исследовать учебную мотивацию начали уже достаточно давно, но до сих пор не существует единого подхода классифицировать учебные мотивы. Наибольший интерес представляет следующие виды мотивов учения:

Познавательные, связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.  Обучающиеся, у которых преобладают познавательные мотивы, проявляют интерес к новым знаниям, явлениям; стремятся к самообразованию, самосовершенствованию способов добывания знания.

Социальные мотивы, связаны с различными видами социального взаимодействия обучающихся с другими людьми. К ним относятся: стремление получать новые знания, чтобы быть полезным окружающим; желание выполнить свой долг; стремление хорошо подготовиться к выбранной профессии. К социальным мотивам также относится группа позиционных мотивов – стремление к лидерству, одобрению, получению авторитета, признания, самоутверждения.

Каждый преподаватель ищет ответ на вопрос: Как нужно организовать учебный процесс, чтобы сформулировать у студентов активное отношение к процессу обучения?

Мотивационными процессами в обучении студентов можно и нужно управлять: создавать условия для развития внутренних мотивов, стимулировать студентов.

Формировать учебную мотивацию – это не значит вложить в голову обучающихся готовые мотивы, а создать такие условия и ситуации на занятии, где эти мотивы могли бы развиваться.

На основе данных о характере социально-психологической адаптации студентов первого года обучения ГПОУ «ТОМК», можно выделить следующие приемы для повышения мотивации обучения у обучающихся:

  1. Поощрение активности студентов, способствующее самораскрытию индивидуальности каждого обучающегося с привлечением средств эмоциональной и событийной насыщенности занятий, рефлексивных контрастов.
  2. Развитие личностной сопричастности обучающихся к будущей медицинской специальности, медицинскому сообществу с помощью стимулирования процесса раскрытия умственных способностей учащихся, создания ситуаций успеха и развития коммуникативной компетентности и разделения ответственности каждого обучающегося в контексте взаимодействия в учебном коллективе.
  3. Формирование у студентов самостоятельности поиска знаний, ощущения свободы выбора, своей компетентности с помощью предоставления им позитивной обратной связи за проявленные усилия, настойчивость. Использование позитивного индивидуально-ориентированного конкретного подкрепления.
  4. Использование принципа ориентации на зону ближайшего развития с учетом индивидуального прогресса каждого обучающегося.
  5. Использование во взаимодействии со студентами принципа диалогичности и сотрудничества, в котором качественно меняются функции учителя (в решении образовательных задач он находится рядом со студентами, вместе с ними решает их проблемы и радуется их успехам).
  6. Демонстрация педагогом максимальной гибкости, внимание к потребностям учеников, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
  7. Использование педагогом практико-ориентированного подхода в подготовке к занятиям. Побуждение учащихся к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об этих явлениях, обучение студентов применять полученные знания в обыденной жизни.
  8. Использование педагогом интерактивных форм взаимодействия с обучающимися. Наиболее значимой для формирования учебной мотивации является интеллектуальная игра, дискуссия, т.е. те формы взаимодействия в учебном коллективе, которые отвечают основным возрастным потребностям студентов (межличностное общение).
  9. Способствовать созданию педагогических ситуаций, способствующих пониманию студентами того факта, что изучение общеобразовательных предметов непосредственным образом связано с его будущими профессиональными и личностными интересами.
  10. Формирование высокого уровня мотивации самого педагога на собственную педагогическую продуктивную деятельность путем рефлексии, самоанализа, саморазвития и поддержания психологически ресурсного состояния.

В ГПОУ «Тульский областной медицинский колледж» регулярно проводится ряд  организационно-педагогических мероприятий по формированию мотивации студентов к учебной деятельности. Педагог-психолог провел исследование характера социально-педагогической адаптации студентов первого года обучения, результаты которого были представлены на педагогическом совете и оформлены в виде рекомендаций педагогам для организации работы по мотивации студентов к учебной деятельности.

Студенты колледжа активно участвуют в ежегодной Региональной научно-практической конференции «Здоровье и безопасность человека в современном мире», лучшие работы направляются для участия  в конференциях  Всероссийского,   Межрегионального и регионального уровней. Ежегодно обучающиеся участвуют в профессиональных конкурсах «Абилимпикс», «Молодые профессионалы» и конкурсах, проводимых в колледже и филиалах.

Налажено тесное взаимодействие с медицинскими организациями не только по вопросам прохождения производственной практики, а также проводятся Ярмарки вакансий, совместные мероприятия профессиональной напрвленности, представители учреждений здравоохранения являются экспертами и членами жюри профессиональных конкурсов. Педагоги также принимают участие в профессиональных конкурсах, таких как «Профессионал -23», «Призвание учить».

Методический совет направляет и координирует учебно-методическую и исследовательскую работу в колледже. Основная цель его работы – максимальное содействие повышению качества знаний выпускников. Эта цель реализуется путём координации деятельности всех участников образовательного процесса, воспитания, изучения проблем среднего медицинского образования. На заседаниях Методического совета  в 2022 году рассматривались  вопросы, непосредственно влияющие на учебную мотивацию студентов.

Одной из важных форм методической работы преподавателя и действенной формой передачи передового педагогического опыта является открытое занятие. Преподаватели проводят их в различных нестандартных формах,  таких как мастер-класс по измерению артериального давления, интегрированный урок по психологии и ОБЖ, урок-игра «Физика и медицина», круглый стол, посвященный Дню конституции, мини-конференции и конкурсы презентаций и видеороликов, посвященные дням медицинского календаря. Все эти мероприятия повышают интерес студентов к изучаемым дисциплинам и мотивацию к получению знаний и овладению будущей профессией, позволяют разнообразить процесс обучения и сделать его более привлекательным.

В колледже организован семинар «Школа педагогического мастерства», целью которого является создание условий для профессионального роста преподавателей, формирование потребностей в саморазвитии и самосовершенствовании.

25 мая 2023 г. в ГПОУ «Тульский областной медицинский колледж» был проведен семинар «Школа педагогического мастерства», посвященный вопросам повышения мотивации студентов к учебной деятельности. Практическая часть  занятия была проведена в форме квиза «Знатоки». В игре приняли участие все преподаватели колледжа, которые произвольным образом были разделены на команды. Вопросы касались как темы учебной мотивации и общих знаний, так и были направлены на развитие интереса к проведению занятий в игровой форме.  Сценарий квиза представлен в презентации.

Такая форма проведения семинара была выбрана в связи с тем, что игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Игра является инструментом преподавания, активизирующего мыслительную деятельность у обучающихся. Учебный процесс становится интересным, появляется стремление к овладению предметом. Игра создает эмоциональный настрой, желание учиться, пробуждает познавательную активность.

Она призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и развивать мотивацию обучения.

Пути становления и особенности мотивации для каждого студента индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление профессиональной мотивации студента.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Управление учебной мотивацией студентов колледжа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*