Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическое сопровождение проектной деятельности студентов

16.05.2023 254 370
Черникова Людмила Александровна
Черникова Людмила Александровна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Где господствует дух науки,

там творится великое и малыми средствами.

Н. И. Пирогов

При обучении в Новосибирском автотранспортном колледже информатика является общеобразовательной дисциплиной. Преподавание информатики осуществляется сегодня в условиях динамизма и нестандартности многих процессов, происходящих в обществе, утверждения нового характера деятельности и отношений между людьми. Именно подростковый возраст является наиболее сенситивным к любым внешним воздействиям. Общество постоянно ставит перед личностью массу проблемных ситуаций как профессиональных, так и личных. Молодому человеку важно не только социализироваться во взрослом обществе, но и освоить необходимые компетенции, чтобы соответствовать потребностям рынка труда и иметь высокую конкурентоспособность. Работа над проектом дает неограниченные возможности для саморазвития обучающегося, предполагает творческий поиск.

Проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы обучающихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (создание презентаций).

Проектная деятельность рассматривает применение компьютерных технологий как составную часть работы над проблемой: поиск информации через Интернет, визуализация результатов через презентацию, построение статических схем и диаграмм через графические примитивы текстового редактора или электронных таблиц.

«Проект - это целенаправленное, ограниченное по времени и ресурсам мероприятие, ориентированное на создание уникального продукта». Проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это может быть грандиозный проект на целый учебный год и более, он может быть и сквозным (то есть охватывающий несколько дисциплин), а может – проектом на один или несколько уроков (мини-проект) по одной дисциплине.

Организация проведения проектной деятельности в профессиональном учебном заведении имеет следующие цели:

  1. активизировать познавательный интерес студентов;
  2. развить их способности к самостоятельной мыслительной и аналитической деятельности;
  3. активизировать интеллектуальный потенциал каждого студента.

Общими задачами проектного метода обучения являются повышение уровня мотивации к обучению, расширение представлений о науке с помощью внутрипредметных и межпредметных связей, расширение общего кругозора студентов, раскрытие их творческого потенциала. В образовательном процессе профессиональных учебных учреждений проектная деятельность студентов реализует несколько взаимосвязанных функций:

образовательную (расширение и актуализация знаний по различным учебным дисциплинам; развитие представлений о межпредметных связях; освоение информационных технологий и повышение уровня работы с разнообразными средствами коммуникации; закрепление общих и специальных научных понятий и категорий изучаемых дисциплин и пр.);

  1. развивающую (развитие познавательной активности, познавательного интереса, познавательной самостоятельности студентов, позиции исследователя, творческих способностей и т.д.);
  2. деятельностную (привлечение студентов к самостоятельной исследовательской деятельности; овладение современными методами поиска, обработки и использования научной информации; освоение исследовательского подхода к любому виду деятельности и пр.);
  3. стимулирующую (формирование установки на имманентность наличия исследовательских компетенций у будущего специалиста любой сферы деятельности) и т.д. Основная роль отводится преподавателю, вооружённому современными методами обучения, ведь проектная работа предполагает очень тесное взаимодействие обучающегося и преподавателя. В этой связи возникают две крайности - предоставить студенту полную свободу или значительно ограничить его самостоятельность. Педагогическая тонкость этого процесса заключается в том, что обучающий должен чувствовать, что проектная деятельность – это его работа и реализация его собственных идей. И, если сегодня часть работы обучающийся выполняет сам, а трудную недоступную часть совместно с преподавателем, то завтра - весь объем подобной работы он сможет выполнять самостоятельно.

Только совместная с преподавателем деятельность даст обучающемуся возможность освоить новые знания, умения и навыки, усовершенствовать уже имеющиеся и овладеть универсальными учебными действиями.

Осуществляя руководство проектом, преподаватель:

  1. планирует структуру, основных этапов работы, масштабов исследования, сроков их выполнения;
  2. анализирует мыслительную, интеллектуальную деятельность студентов и выявление причин, затрудняющих реализацию замысла;
  3. прогнозирует результативность проекта, возможности и области её практического применения, приобретения новых знаний;
  4. контролирует и оценивает каждый этап работы, корректирует действия;
  5. стимулирует студентов на поиск новых технологий, методов, приемов, позволяющих достичь необходимого результата.

Надо отметить, что проектно-исследовательская деятельность всегда очень индивидуальна. Она позволяет работать исходя из индивидуальных особенностей обучающихся. Более слабые студенты при выполнении проектов могут существенно улучшить свой уровень владения языком. При этом проекты способных студентов могут выходить далеко за рамки обычного учебного материала. Для их выполнения должна проводиться более серьезная работа, требующая большего количества времени, чем проекты 1-2 занятий. Такие проекты могут и должны быть представлены не только на занятиях, но и на учебных конференциях различных уровней, что помогает обучающимся не только усваивать материал, но и учиться выступать на публике, поднимать свою социальную значимость.

Проектная деятельность может осуществляется как на уроке, так и во внеурочное время.

Примерами аудиторной проектной деятельности обучающихся являются проблемные уроки, семинары, практические занятия, дебаты.

Виды исследовательской деятельности на уроках информатики

  1. Метод проектов. Интересными являются мини - проекты, направленные на общение со сверстниками, используя изученные понятия на информатике
  2. Практические работы. В частности на уроках информатики можно провести ряд практических работ. Чаще всего данные работы направлены на закрепление практического материала.
  3. Кейс-технологии, т. е. обучение на конкретных примерных ситуациях из повседневной или профессиональной жизни. Сущность этого способа обучения заключается в том, что обучающимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей проектной деятельности. Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативностьобучения.

Учебный материал подается в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов

Роль педагога различна на разных этапах организации проектной деятельности.

Каждый этап этой работы требует как от преподавателя, так и от обучающегося полной концентрации внимания и умственного напряжения.

Применение в учебном процессе и во внеурочной деятельности элементов проектной работы является современным и инновационным методом обучения, обеспечивающим процесс формирования у студентов профессиональных компетенций.

Одним из главных методических подходов в организации проектной работы является способность преподавателя превратить исследовательскую деятельность студентов в эффективный инструмент развития их творческих способностей. Организованная таким образом проектная деятельность студентов способствует саморазвитию творческих сил студентов, их готовности к самостоятельной исследовательской деятельности по окончании колледжа.

Помимо участия и сопровождения студента в проектной деятельности, также важнейшую роль играют именно способности, заложенные знания и желание студента, которые аккумулируют его интеллектуальный потенциал. Рассмотрим случай отличного сочетания способностей и желания на примере нынешней и бывшей выпускниц Новосибирского автотранспортного колледжа Поцелуевой Екатерины Степановны и Синяковой Кристины Владимировны, обучающихся на специальности «Организация перевозок и управление на транспорте».   

Синякова Кристина обучалась в нашем колледже с 2018 по 2022 года. За это время, студентка сумела показать достойные результаты в различных областных научно-практических конференциях, а также в 2022 году, одержала победу на региональном этапе чемпионата «Worldskills Russia» в компетенции «Экспедирование груза», в последствии отправившись на отборочные соревнования в финал национального значения.

Свою деятельность, Поцелуева Екатерина начала будучи на первом курсе обучения, совсем не имея опыта в подготовке проектов и участия в научно-практических конференциях. Первые работы она посвятила своим предкам – участникам Великой Отечественной войны, их жизни и истории малой Родины, проведя обширную исследовательскою работу. Студентка самостоятельно собирала информацию, общалась с родственниками, изучала всевозможные Интернет-ресурсы для поиска информации. После того, как информация была собрана, Екатерина училась структурировать и анализировать её, составляя презентации и тезисы, что поспособствовало улучшению её навыков. Природная харизма, собственное видение, активная социальная позиция, заинтересованность в работе и множество других положительных качеств, принесли девушке первую победу 6 марта 2020 года в областной научно-практической конференции «Покрышкинские чтения», проводимую на базе Новосибирского технического колледжа им. А. И. Покрышкина, в секции «Войною связанные судьбы», заняв 2 место. Это послужило отличной мотивацией для её дальнейшей проектной деятельности, принёсшей другие награды:  

  1. В 2020 году стала одной из победителей заочного этапа всероссийского конкурса «Мой вклад в величие России».
  2. 16 декабря 2021 года заняла достойное 3 место в областной научно-практической конференции «Техновектор», в секции «Аддитивные и IT технологии – настоящее и будущее отечественной промышленности».
  3. 3 марта 2022 года Екатерина стала победителем областной научно-практической конференции «Покрышкинские чтения», в секции «Нет в России семьи такой, где бы не памятен был свой герой…» с исследовательской работой на тему «Голоса поколений», заняв 1 место.
  1. 12 апреля 2022 года одержала победу на студенческой областной научно-практической конференции «Профессия. Экология. Культура» в секции «Экологичность, безопасность и современные технологии на транспорте и в логистике», заняв 1 место.
  2. 15 апреля 2022 года удостоилась звания стипендиата правительства Новосибирской области, что послужило стимулом для дальнейшей работы.
  3. 21 апреля 2022 года в стенах ГАПОУ НСО «НКАиДХ» на научно-практической конференции «Инновации в технике и образования», в секции «Инновации в сфере транспорта» получилось взять два призовых места. В сотрудничестве с студентом Куприяновым Данилом заняли 2 место с проектом «Проектирование модели перекрёстка для решения дорожно-транспортным проблем города Новосибирска», а также совместно с студентом Серегиным Никитой заняли 3 место с практико-исследовательским проектом «Разработка инновационной модели электробагги».
  4. 21 июня 2022 года студентка заняла 1 место в всероссийской олимпиаде «Профконкурс. Новые грани развития» в секции «Грузовые перевозки».
  5. 16 марта 2023 года Екатерина стала победительницей в всероссийском конкурсе «История нашей страны» с исследовательским проектом, посвященному знаменитому земляку Телегину К.Ф., заняв 1 место.
  6. 30 марта 2023 года в стенах Новосибирского промышленного колледжа в областной научно-практической конференции «Сегодня студент – завтра специалист» заняла 2 место в секции «Переплетение судеб: история малой Родины, семьи, образовательного учреждения в истории страны» с исследовательским проектом «Вы одержали победу, Вас сохраним мы в наших сердцах», сделав сайт, посвящённый славным землякам – героям города Татарска.

Полученный опыт и знания, пригодились в подготовке к региональному чемпионату «Worldskills Russia» в компетенции «Предпринимательство». С 14-17 февраля 2022 года, Екатерина в сотрудничестве с студентом 4 курса Махмудовым Никитой, представляли свой бизнес проект в Новосибирском торгово-экономическом колледже. Приобретённые качества, посредством участия в научно-практических конференциях и конкурсах, а также усердная подготовка позволили успешно защитить свой проект, став призёрами и заняв заслуженное 3 место.

В этом году, Екатерина участвует в региональном чемпионате по профессиональному мастерству «Профессионалы», по компетенции «Реклама». Студентка показала достойные результаты при работе на конкурсной площадке, составив конкуренцию студентам, обучающимся по специальности, заняв 4 место. У девушки получилось оставить неизгладимое впечатление у экспертного жюри, показав своё умение адаптироваться к ситуациям разной сложности и качество подготовки.

Сейчас, студентку группы 4э-43 Поцелуеву Екатерину Степановну, смело можно назвать гордостью Новосибирского автотранспортного колледжа. На протяжении всего своего обучения, несмотря на случавшиеся неудачи, Екатерина неустанно представляла и защищала честь нашего колледжа, показывая по-настоящему достойные результаты. Впереди её ждёт защита дипломного проекта и развитие профессиональной карьеры, поэтому мы желаем ей успехов в этом деле!

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методическое сопровождение проектной деятельности студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*