Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАнатомия и физиология человека является базовой дисциплиной в системе медицинского образования, так как она является основополагающей при изучении любой из последующих медицинских дисциплин. Так же не является секретом, что анатомия и физиология человека является одновременно и самой сложной в ряду дисциплин, изучаемых студентами I курса.
Ведущей проблемой при организации образовательного процесса является отсутствие у большинства студентов мотивации изучения анатомии, целостного представления об организме человека, неумение применять уже имеющиеся знания нового учебного материала.
Для разрешения данной проблемы главными целями деятельности обучающих является формирование у студентов:
К методическим приёмам, способствующим обобщению и систематизации знаний студентов из разных предметов можно отнести:
Главная цель интеграции в обучении – это реализация междисциплинарных связей, активизация мотивационных компонентов учебной деятельности и выработка умения работать самостоятельно.
Структурными единицами образовательного процесса являются:
На теоретических занятиях у студентов формируется познавательный интерес, научное мировоззрение, умение организации интеллектуального труда. На практических занятиях формируется понимание места анатомии и физиологии среди других учебных дисциплин, воспитание качеств, необходимых медицинскому работнику в соответствии с моделью специалиста, обучение методике самостоятельного умственного труда, приёмам поиска необходимой информации, умению работать в команде, обучение студентов основным методам оценки функциональной активности органов и систем.
Самостоятельное изучение материала способствует личностному росту обучаемых, раскрытию их творческих способностей. Однако, если у студента отсутствует желание учиться, то никакие обучающие материалы, алгоритмы, методические указания не помогут, так как обучаемый не будет ими пользоваться. Для формирования мотивации необходимо проинформировать студентов о преимуществах самостоятельной работы с использованием информационного, методического и дидактического материала. В основу образовательного процесса положена Модель специалиста, поэтому каждое теоретическое занятие преследует цель, кроме усвоения обучающимися дисциплины, формирование целостного представления о профессии и роли анатомии в этой связи.
Единство требований, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом (внутридисциплинарных и междисциплинарных), чёткое информирование о критериях оценки по дисциплине в целом и на каждом занятии, с порядком действий студентов на занятиях, способствует их позитивной мотивации к обучению.
В ходе теоретических занятий применяются элементы беседы, приводятся интересные исторические факты, используются межпредметные связи, проблемные вопросы, наглядность (презентации, видеоролики и т.д.).
Целью преподавания анатомии и физиологии является формирование у студентов – медицинских сестёр, медицинских технологов, фельдшеров, акушерок, зубных техников – научных представлений о целостности строения организма, о необходимости этих знаний при изучении клинических дисциплин.
Теоретические занятия отражают межпредметные связи с различными дисциплинами естественного цикла (математика, химия, физика, геометрия, биология и др.), общепрофессионального (основы патологии, генетика человека с основами медицинской генетики, латинский язык, фармакология психология и др.), со всеми клиническими дисциплинами. Данный подход к теоретическому материалу повышает мотивацию и вызывает интерес к углубленному изучению анатомии и физиологии человека.
На практических занятиях студенты получают задания, связанные с изучаемым материалом и профессиональной деятельностью. Например, измерение артериального давления, подсчёт пульса, числа дыхательных движений, пальпация верхушечного толчка, костных выступов, мест прижатия артерий для временной остановки кровотечения, антропометрия и т.д. Широко использую решение ситуационных задач по анатомии и физиологии.
Самостоятельная работа по дисциплине «Анатомия и физиология человека» ставит своими целями обучение, воспитание, развитие мышления, умение рассуждать, выделять главное и второстепенное, квалифицировать и планировать свою деятельность. С целью овладения знаниями, систематизации и закрепления их, использую следующие виды заданий: написание конспектов по заданным вопросам, составление таблиц, кроссвордов, ребусов, схем, тестов, задач, эссе, презентаций и т.д.; моделирование органов из пластилина, теста, гипса и т.д.; вышивки, аппликации, вязанье анатомической тематики. Лучшие творческие работы студентов отбираются для оформления кабинета, участвуют в выставках и конкурсах колледжного, городского, областного и регионального уровней.
Одним из определяющих этапов образовательного процесса, позволяющих оценить деятельность студента и педагога, является контроль знаний. В структуре контроля знаний выделяют несколько этапов – самоконтроль (он дисциплинирует и позволяет студенту самому оценить уровень знаний и выявить пробелы в знаниях); промежуточный контроль; итоговый контроль.
Формы самоконтроля самого разнообразного направления – это задания в тестовой форме, составление развёрнутого конспекта по теме занятия, или, наоборот, тезисов; составление плана ответа, кроссвордов, тестовых заданий, зарисовки схем, анатомических картинок, терминологические задания. Промежуточный контроль осуществляется на каждом занятии – на теоретических занятиях это фронтальный опрос, работа с карточками, кроссворды, тестовые задания (10 – 15 минут); на практических занятиях это индивидуальное собеседование с использованием таблиц, планшетов, муляжей и других наглядных пособий, работа с карточками, выполнение тестовых заданий, терминологических диктантов, решение ситуационных задач. Итоговый контроль проводится в форме устного экзамена по дисциплине «Анатомия и физиология человека». Студенты проходят устное собеседование по теоретическим вопросам, решают ситуационные задачи, отвечают на задания практической части. В помощь студентам для подготовки к экзамену разработан комплект материалов промежуточной аттестации, включающий весь спектр заданий итогового контроля.
Я считаю, что широкое использование междисциплинарных связей в курсе обучения анатомии и физиологии человека повышает познавательный интерес студентов, формирует целостное представление картины мира, позволяет систематизировать знания, способствует развитию устной и письменной речи, формирует творческое, логическое и клиническое мышление. В итоге позволяет подготовить компетентных, квалифицированных, конкурентоспособных, так необходимых нашему здравоохранению медицинских работников.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Применение различных технологий при изучении дисциплины "Анатомия и физиология человека"
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.