Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНаставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.
В Профессиональном колледже г.Железногорска-Илимского активно реализуется программа наставничества. Целью внедрения программы является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации студентов колледжа.
Программа реализуется по четырем формам: «студент – студент», «педагог-педагог», «педагог-студент», «работодатель-студент».
Форма наставничества «Студент-студент» реализуется в колледже через взаимодействие студентов в системе студенческого самоуправления. В качестве наставников привлекаются студенты старших курсов, способные создать условия для самореализации первокурсников и вовлечь их в различные сферы деятельности в колледже. Это активные ребята, обладающие лидерскими и организаторскими качествами, демонстрирующие высокие образовательные результаты, готовые поделиться опытом и навыками, необходимыми для развития процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Для развития у наставников необходимых качеств организована система мероприятий: тренинги, семинары, круглые столы.
Наставляемыми могут быть как пассивные ребята, демонстрирующие неудовлетворительные результаты в учёбе или проблемы с поведением, не принимающие участия в жизни колледжа, отстраненные от коллектива, так и активные студенты-первокурсники, нуждающиеся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов. Отношения наставника и наставляемого в данной форме лишены строгой субординации, в процессе работы студент-наставник не контролирует наставляемого, а оказывает ему информационно-методическую помощь, пытается всячески его поощрять, что способствует более быстрой адаптации первокурсников к новым условиям. В результате нередкими являются случаи, когда пассивные ребята, которые во время учебы в школе никак себя не проявляли, в колледже становятся активными участниками мероприятий, проявляют инициативу и интерес к коллективным студенческим делам. Это происходит потому, что для наставляемых создаются ситуации успеха и акцентируется максимальное внимание на достижениях каждого первокурсника. Немало примеров, когда вовлеченные в коллективную творческую жизнь колледжа студенты, сами стараются привлечь пассивных ребят и приводят их в органы студенческого самоуправления. Как результат при грамотном отборе наставляемых и создании условий для их взаимодействия мы получаем достаточно высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, а наставляемые получают необходимый стимул к культурному, интеллектуальному и нравственному развитию.
Наиболее долговременной и результативной в колледже является форма наставничества «педагог-педагог». Особенностью реализации данной модели наставничества является то, что наставнические пары в колледже формируются самостоятельно, без какого-либо влияния со стороны администрации. В качестве наставников выступают опытные педагоги, имеющие квалификационную категорию, профессиональные успехи, склонные к активной общественной работе. Среди наставников выделяются наставники-консультанты и наставники-предметники. Наставник-консультант контролирует самостоятельную работу молодого специалиста, создает условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Наставник-предметник как опытный педагог того же предметного направления, что и молодой/начинающий преподаватель, осуществляет всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин. Среди наставляемых могут быть не только молодые специалисты, имеющие небольшой опыт работы (до 3 лет), испытывающие трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, администрацией или родителями. В колледже большой процент составляют специалисты предприятий, которые приходят работать в организацию в качестве педагогов, не имея педагогического образования и опыта работы с подростками. Как показывает практика, такие преподаватели требуют особого внимания со стороны педагога-наставника, поскольку педагогическая деятельность требует от человека постоянной творческой готовности, поиска оптимальных решений в нестандартных профессиональных ситуациях. Начинающим специалистам необходимо получить представление об особенностях, регламенте и принципах работы профессиональной образовательной организации. Иногда в наставниках нуждаются и педагоги со стажем, находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости, педагоги – консерваторы, неспособные позитивно воспринимать необходимость работы в новых, постоянно меняющихся условиях. В этом случае формируется наставническая группа, в которую включается педагог-психолог. Таким образом, в рамках данной формы реализуется три ролевых модели: «опытный педагог – молодой специалист», «опытный предметник – неопытный предметник», «педагог-новатор – консервативный педагог». Наставнические пары как правило создаются на один учебный год, но, в зависимости от задач, которые решаются в ходе сотрудничества, продолжительность совместной деятельности может быть увеличена. Наставником совместно с наставляемым разрабатывается индивидуальный план развития. Как оцениваемые результаты работы мы рассматриваем участие наставляемого во внутриколледжных или региональных мероприятиях, проведение открытого урока с демонстрацией элементов освоенной педагогической технологии, разработку учебно – методического комплекса по преподаваемой дисциплине. Если наставляемый является классным руководителем, он должен провести открытое мероприятие с родителями. Как результат данной формы наставничества мы рассматриваем также повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния наставляемого.
В качестве основных задач программы наставничества по форме «педагог - студент» мы выделяем развитие инициативы участия в конкурсном движении на разных уровнях; формирование практических навыков в рамках определенных компетенций; ознакомление с организацией и производственными технологиями современного производства в рамках определенной компетенции и ознакомление с требованиями, правилами, условиями и основными понятиями чемпионатного движения. Данная форма в нашей организации реализуется через взаимодействие опытных педагогов, имеющих статус экспертов чемпионатов «Профессионалы», «Абилимпикс» с активными, мотивированными обучающимися с особыми образовательными потребностями, нуждающимися в профессиональной поддержке или ресурсах для реализации собственных проектов. В данной форме реализуется одна ролевая модель «Опытный преподаватель – одаренный студент», в процессе которой осуществляется психологическая поддержка, совместная работа над проектом, а также создаются условия для развития творческого потенциала наставляемого,. Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности, в том числе как совместное участие в конкурсах профессионального мастерства. Количество компетенций, по которым колледж принимает участие в чемпионатном движении постоянно расширяется. Как оцениваемые результаты данной формы наставничества мы рассматриваем количество призовых мест по компетенциям чемпионата.
Форма наставничества «работодатель – студент» предполагает создание эффективной системы взаимодействия колледжа с предприятиями с целью получения обучающимися актуальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства, а предприятием (организацией) - подготовленных и мотивированных кадров, в будущем способных стать ключевым элементом обновления производственной и экономической систем. В рамках данной формы реализуется ролевая модель "работодатель - будущий сотрудник", направленная на развитие конкретных навыков и профессиональных компетенций, успешную адаптацию на рабочем месте и последующее трудоустройство. В качестве наставляемых мы привлекаем студентов групп, которые выходят на производственную практику. В основе своей наставляемые, это мотивированные обучающиеся, определившиеся с выбором места и формы работы, готовые к самосовершенствованию, расширению круга общения, развитию метакомпетенций и конкретных профессиональных навыков и умений. Но среди наставляемых могут быть и дезориентированные студенты, у которых отсутствует желание продолжать свой путь по выбранному профессиональному пути, не проявляется интерес к производственным процессам. В этом случае важно подобрать мотивированных наставников. С предприятием предварительно проводится организационная работа, в том числе по привлечению наставников. В качестве наставников мы стараемся привлечь неравнодушных профессионалов с большим (от 7 лет) опытом работы, активной жизненной позицией, высокой квалификацией. Наставник должен иметь стабильно высокие показатели в работе, обладать развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к студенту как к равному в диалоге и потенциально будущему коллеге. Очень важным является лояльность наставника и готовность делиться опытом с практикантом. Мы формируем группу наставляемых только после того, как подобраны сотрудники предприятий, которые соответствуют требованиям и могут выступать в роли наставников. Практика показывает, что с опытным наставником студент быстрее адаптируется к новым производственным условиям, быстрее усваивает правила и требования, существующие на предприятии. В результате грамотно выстроенной системы наставничества наблюдается повышение уровня мотивированности и осознанности студентов в вопросах саморазвития и профессионального образования, получения конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность. Наставничество позволяет существенно сократить адаптационный период при прохождении производственной практики и при дальнейшем трудоустройстве за счет того, что студентам передаются технологии, навыки, организационные привычки и стили поведения. В результате продуктивной реализации данной формы наставничества, существенно повышается процент трудоустройства, и, что особенно важно, процент закрепляемости выпускников на рабочем месте. А трудоустройство выпускников, это основной показатель качества работы профессиональных образовательных организаций.
В основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Наставничество в профессиональном колледже как инструмент повышения качества подготовки выпускников
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.