Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Об апробации практико-ориентированных программ общеобразовательных дисциплин в системе среднего профессионального образования

25.04.2023 303 443
Симонов Андрей Юрьевич
Симонов Андрей Юрьевич, преподаватель

Томский индустриальный техникум

Не секрет, что ключом к повышению качества и уровня жизни граждан в Российской Федерации является рост производительности труда на основе знаний, технологий и компетенций. Обеспечить данный рост могут выпускники профессионального образования, обладающие актуальными знаниями и компетенциями, а также способные выполнить современные требования высокотехнологических производств в различных отраслях экономики. Данную задачу в системе среднего профессионального образования должно решить не только внедрение новых федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования, но и обновление методик и технологий преподавания общеобразовательных предметов с учетом их профессиональной направленности. Сложность решения этой задачи состоит в том, что согласно закону «Об образовании»[1] получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. Образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, должна удовлетворять требованиям федеральных государственных образовательных стандартов как среднего общего, так и среднего профессионального образования и положений федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования, с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

С июня по декабрь 2022 года в областном государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Томский индустриальный техникум» в рамках работы федеральной инновационной пилотной площадки федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» проходила апробация пакета методических разработок для обновления практики подготовки по восьми общеобразовательным дисциплинам с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования по специальности 43.02.10 «Туризм». Как преподаватель основ безопасности жизнедеятельности принимал участие в разработке рабочей программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень) для специальности 43.02.10 Туризм, рассчитанной на 72 часа, включающей основное и профессионально ориентированное содержание, технологических карт занятий  и фонда оценочных средств, который содержит текущий контроль, рубежный контроль и фонд оценочных средств для промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета. Оценочные средства предполагают использование тестирования, теоретических вопросов и решение практических заданий. Документы разрабатывались в соответствии со Стратегией развития СПО до 2030 года, распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 года № Р-98 «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования», распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25.04.2021 года № Р-198 «Об утверждении Методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или« Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия») с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования на основе примерных программ ФГБОУ ДПО «Института развития профессионального образования». При составлении документов нужно было соотнести требования ФГОС СОО и ФГОС СПО по профессии (специальности) и синхронизировать личностные, предметные, метапредметные результаты с указанием общих и профессиональных компетенций. При интеграции предметного содержания общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» были сложности по подбору материалов для профессионально ориентированного содержания, так как существующие учебники и учебные пособия удовлетворяют, в основном, стандартам среднего общего образования и не отражают ориентированность учебного материала на реализуемый профиль обучения, специфику получаемой профессии или специальности. Кроме того, преподаватели общеобразовательных дисциплин не обладают полнотой компетенций мастеров профессионального обучения. Для повышения качества обучения профессионально ориентированного модуля возможны два варианта. Первый - проведение дуальных занятий, которые проводят вместе два педагога - преподаватель общеобразовательных учебных дисциплин и профессиональных модулей. Недостаток такого подхода состоит в увеличении учебной нагрузки на штатных преподавателей. Второй подход - повышения квалификации педагогов общеобразовательных учебных дисциплин на специальных курсах по методикам интеграции содержания общеобразовательных учебных дисциплин и модулей профессионального цикла, что требует достаточно длительного периода времени.

Опыт внедрения практико-ориентированных программ в системе среднего профессионального образования показал, что освоение в полном объеме общеобразовательных учебных дисциплин обучающимися 1 курса вызывают затруднения в связи с низкой мотивацией усвоения общих знаний учащимися. Это показывает независимая оценка качества подготовки обучающихся по результатам входного тестирования, проведенных на базе образовательной платформы «Юрайт» студентов 1 курса по дисциплине «безопасность жизнедеятельности», уровень тестов «легкий».

Результаты тестирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

 

Группа

 

321

322

324

325

327

328/1

328/2

828

Общий средний результат

Средний процент правильных ответов

78,7%

70,7%

58,8%

57,3%

65,9%

62,3%

66,0%

71,1%

 

66,38%

 

            По результатам тестирования средний уровень правильных ответов составил около 66 процентов, что может соответствовать оценке «удовлетворительно».

Повысить мотивацию к учебе по общеобразовательным учебным дисциплинам позволяет включение прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности. Как пример, хорошо зарекомендовал бинарный урок, совместно с преподавателем дисциплины «Технология и организация сопровождения туристов» - экскурсия по теме занятия «Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан». При практическом участие в экскурсионной деятельности обучающимися решаются следующие цели и задачи: обучающая - сформировать комплекс знаний о работе служб по охране здоровья и безопасности граждан, развивающая - сформировать умение слушать и понимать экскурсовода, задавать вопросы, запоминать новую информацию, воспитательная: соблюдать дисциплину в коллективе. В результате освоения темы занятия обучающиеся формируют знания о работе сотрудников пожарной охраны, правилах пожарной безопасности. Приобретают умения -  действовать организованной группой, систематизировать полученные знания.

Формируют общие компетенции: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития и профессиональные компетенции - инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте. Обеспечивать безопасность туристов на маршруте. На организационном этапе занятия преподаватель общеобразовательной учебной дисциплины проводит сбор и проверку наличия студентов в месте проведения экскурсии. Преподаватель профессионального модуля проводит инструктаж по мерам безопасности перед проведением экскурсии. Затем доводится тема занятия, обосновывается важность данной темы для будущей профессии. Перед началом формулируется старт-задание, уточняется профессиональная актуальность темы. Непосредственно на экскурсии в музей пожарной охраны г. Томска и Томской области студенты, обучающиеся по специальности «Туризм», узнают не только об истории защиты города Томска от пожаров, но также
о героях и героической профессии пожарных, спасающих тысячи жизней, первичных средствах пожаротушения, алгоритмах действий при возникновении пожара. Кроме того, знакомятся с экспонатами Великой Отечественной войны поискового отряда «Патриот». В ходе занятия студенты задают интересующие вопросы экскурсоводу. По окончанию экскурсии, для систематизации и обобщения знаний, обучающиеся обсуждают экскурсию, которую модерирует преподаватель профессионального модуля. Подводя итоги занятия преподаватель общеобразовательной учебной дисциплины проводит контроль качества усвоения материала и выставляет оценки, обучающиеся делятся своими впечатлениями о занятии.

В качестве заключения нужно отметить следующее: имея более низкий относительно (вузов) уровень освоения общеобразовательной дисциплины студентов Томского индустриального техникума, необходимо оставить ядро (теоретическую часть) дисциплины основы безопасности жизнедеятельности в классическом виде. Так как к более сложной подаче материала готовы не все ученики. Для качественной подачи материала по инновационным методикам многим преподавателям необходимо освоить профессиональные компетенции по получаемым студентам профессиям, что возможно только после переподготовки или специальных курсов повышения квалификации. Существует и большая сложность в подборе практико-ориентированного лекционного материала. Отсюда вытекает вопрос целесообразности проведения дуальных уроков по теории. Зато при проведении практических занятий подбор практических заданий по осваиваемой профессии дает стимул студенту к более глубокому освоению общеобразовательной дисциплины, так как обучаемый понимает, что эти знания пригодятся в будущей профессии.

Считаю, что нужен постепенный переход к практико-ориентированным программам, сначала не более 20% в практической части, а по мере накопления материала и выхода новых учебников и методических материалов возможен перевод части преподаваемых базовых теоретических знаний в практическую плоскость, оставив ядро классических знаний.

 

[1] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023)

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Об апробации практико-ориентированных программ общеобразовательных дисциплин в системе среднего профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*