Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСредний возраст работников колледжа в 2023 году составил 47 лет. По этому показателю наш колледж – самый молодой среди других в Калининградской области.
В условиях кризиса с педагогическими кадрами в колледже выстроена работа по привлечению молодых специалистов производства, студентов вузов, выпускников колледжа к преподавательской деятельности.
Они приносят с собой новые идеи, новые подходы, внедряют новые технологии и средства производства. Новое поколение отличают увлеченность, гибкость, энергичность, динамичность, прагматичность, умение мгновенно устанавливать контакты, улавливать тренды, находить нужное в потоке новостей и многое другое.
Вместе с тем, профессиональное образование, как и любое другое, имеет устоявшиеся правила и традиции, основанные на опыте поколений. Молодой, красивый, успешный специалист мотивирует студентов всем своим видом и кипучей энергией, но, не владея основами педагогического мастерства в работе на уроках и с документами, постепенно теряет свою привлекательность в глазах студентов, и сам разочаровывается. Большой объем работы по разным направлениям, кипы документов, подготовка к урокам, невысокая зарплата – все это начисто лишают молодых людей оптимизма в течение первых месяцев на педагогическом поприще.
Замечено, что те из них, кто пережил первые полгода, как правило, закрепляются в колледже «вопреки» негативным обстоятельствам, потому что в них есть желание учить, хотя, может, многие этого сначала не осознают.
В задачи администрации колледжа входят создание условий и мотивации для успешной адаптации молодых специалистов, овладение ими основ педагогики, психологии и методики, вовлечение в чемпионатное движение, во взаимодействие с работодателями и т.п.
Поэтому в течение 1-го – самого напряженного года –к молодому специалисту необходимо прикрепить наставника – знающего и понимающего человека – который проведет его через все тернии «к звездам».
В этом случае возникает вопрос: где взять таких наставников? Каждый из нас представляет, какой наставник был бы ему по душе. Но готовых наставников не существует, их надо учить. А потом они сами будут учиться в процессе взаимодействия с наставляемым, и приобретут бесценный практический опыт.
Подводя итоги, можно сказать, что все эти процессы важные и для образовательной организации и для конкретных работников в плане адаптации, самообразования, саморазвития, движения вперед. Поэтому нужно правильно организовать процесс подготовки наставников.
В рамках описания практики «Школа наставника» мы поделимся своим опытом, успехами и неудачами, открытиями и ограничениями, рисками и возможностями.
Форма наставничества «Педагог-педагог».
Внедрение наставничества мы начали с разработки основных документов, регламентирующих процессы, на основе Методологии наставничества[1] и Методических рекомендаций[2]: Положение о системе (целевой модели) наставничестве для педагогических работников колледжа, в т.ч. примерная программа обучения наставников, Дорожная карта внедрения системы наставничества.
На первом педсовете рассказали о том, что представляет собой система наставничества, почему и как она будет реализовываться в колледже.
Запустили анкеты для того, чтобы узнать, кто хочет быть наставником, а кто наставляемым, в какой области нужна поддержка, как представляют себе друг друга наставник и наставляемый и проч., чтобы сформировать пары и по желанию и по потребности, т.к. закрепить пары приказом не самое мудрое, хотя и быстрое решение.
Мы столкнулись на данном этапе с тем, что опытные преподаватели не откликнулись на наш призыв стать наставниками, захотели попробовать себя в роли наставников только трое из числа перспективных педагогов, имеющих до 3-5 лет стажа, освоивших технологии демоэкзаменов и осуществляющих подготовку студентов к чемпионатам профмастерства.
Далеко не все «новенькие» захотели быть наставляемыми. В результате обсуждений (и убеждений) были определены формы наставничества, наставники и наставляемые: «опытный педагог-молодой педагог», «педагог-группа студентов с инклюзивным обучением», «работодатель-группа студентов».
Мы понимали, что в условиях дефицита времени наставнику нужно дать готовые вводные. Поэтому для них были разработаны примерные программы наставничества, в которых отражены цели и задачи, примерный план мероприятий, дневник наставника, показатели и средства мониторинга, пул разных анкет и опросников.
С каждым наставником было проведено собеседование. И это сработало, но только первое время, а потом начались вопросы: как взаимодействовать в условиях высокой занятости; как правильно записать задачи и выбрать мероприятия наставничества именно для этого наставляемого (группы), как правильно оценить измеренное по методикам, а некоторые методики ничего не давали; какие результаты должен показывать наставляемый и др.
Честно говоря, наша программа обучения наставников в ее первоначальном виде оказалась далека от того, что требовалось. В первую очередь из-за нехватки времени мы не могли собрать всех наставников вместе, поэтому с каждым куратор работал отдельно. Второе: требовалось отвечать на текущие вопросы наставников, поэтому садились вместе с ним и в режиме мозгового штурма анализировали ситуацию, задавались смыслами, выдвигали идеи, определяли маршруты…
Не хватало общего понимания, какой-то связующей идеи в системе наставничества.
Нам повезло, что один из работодателей – А.Д. Кирсанов, заместитель гендиректора АО «ПП «Русский хлеб» – вел уроки, принимал экзамены, готовил дипломников, словом, принимал (и принимает) активное участие в подготовке и выпуске специалистов. На производстве он плотно занимался вопросами организации наставничества, где им была выстроена четкая система подбора и обучения кадров.
Именно А.Д. Кирсанов буквально за три интенсива подвел нас к пониманию, что мы должны развивать в наставляемых, чтобы получить запланированные результаты.
Основная цель занятий: установить компетенции, которые педагог-наставник будет развивать у наставляемого – начинающего педагога в рамках реализации программы наставничества, какие показатели будут служить критериями оценки сформированности этих компетенций.
Методом отбора наибольшее количество баллов получили компетенции: стремление к саморазвитию, ориентация на результат, анализ проблем и принятие решений, надежность.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Первые шаги по внедрению системы наставничества в форме «Педагог-педагог»
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.