Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Цезарь Кюи и его роль в развитии русской музыкальной культуры

11.04.2023 654 972
Орешкина Ольга Евгеньевна
Орешкина Ольга Евгеньевна, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

«Ц. Кюи по существу своей художественной

натуры - лирик, лирик божьею милостью,

тонкий и глубокий, композитор

совершенно субъективного склада,

 захватывающий не титаническою силою

темперамента и мысли,

а нервною проникновенностью и

поэтичностью настроений».

                                                                                                                                        В. В. Стасов

 

«Балакиревским кружком», «Русской пятеркой» или «Могучей кучкой» назывался творческий союз русских композиторов во главе с Милием Алексеевичем Балакиревым. Он сформировался в Санкт-Петербурге в конце 1850-x — начале 1860-x годов. Название «Могучая кучка» дал художественный критик и литератор Владимир Васильевич Стасов. В мае 1867 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» он написал рецензию, посвященную концерту на Всероссийской этнографической выставке и там была фраза: «...сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов», и в итоге она стала крылатой.

Кучкисты называли себя наследниками Михаила Ивановича Глинки: они считали, что основным направлением в развитии музыки является идея народности, к которой искали новый подход и стремились создавать музыку более близкой и понятной широкой аудитории. Чтобы это реализовать изучали фольклор, вдохновлялись эпосом, сказками, национальными историями и использовали народные песни в своих произведениях. Так появились оперы «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского. Для подчёркивания этой преемственности композиторы именовали свое содружество «Новой русской музыкальной школой». В «Могучую кучку» входили Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Цезарь Антонович Кюи.

Цезарь Кюи, русский композитор, музыкальный критик, активный агитатор идей и творчества «Могучей кучки» родился в Вильно в 1835 году. В 6 лет начал на слух подбирать мелодии военных маршей, которые слышал на улице. Позже Цезарь Кюи учился у частных педагогов и вскоре стал сам писать мелодии. Первое произведение — мазурку в соль миноре — он написал в 14 лет. Юный композитор увлекся музыкой Фредерика Шопена и, вдохновленный его творчеством, сочинял ноктюрны и романсы. С одаренным мальчиком бесплатно занимался композитор Станислав Монюшко. Он преподавал Цезарю Кюи теорию музыки и композицию.

С конца 50-х годов началось формирование «Балакиревского кружка».  В 1856 году Цезарь Кюи познакомился с Милием Балакиревым. «Случай меня с ним свел, на одном из квартетных вечеров у тогдашнего инспектора университета Фицтума фон Экстедт, страстного любителя камерной музыки и недурного альтиста. Мы с ним разговорились, он мне рассказывал про Глинку, которого я совсем не знал, я про Монюшко, которого он не знал; мы скоро дружески сошлись и в течение двух-трех лет виделись ежедневно». Так началось создание могучей кучки.

Цезарь Кюи вспоминал: «Так как негде тогда было учиться (консерватории не существовало), то началось наше самообразование. Оно заключалось в том, что мы переиграли все, написанное самыми крупными композиторами, и всякое произведение подвергали всесторонней критике и разбору его технической и творческой стороны. Мы были юны, а наши суждения резки. Весьма непочтительно мы относились к Моцарту и Мендельсону, противопоставляя последнему Шумана, всеми тогда игнорируемого. Сильно увлекались Листом и Берлиозом. Боготворили Шопена и Глинку». В это время, одним из активных участников Балакиревского кружка, последователем авангардного новаторского течения в русской музыке становится Цезарь Кюи.

По словам Римского-Корсакова Кюи был – «большой мастер по части вокальной и оперной» музыки. В 1858 г. увидели свет 3 романса Кюи. Тогда же он завершил работу над первой редакцией оперы «Кавказский пленник». В 1859 г. Кюи написал комическую оперу «Сын мандарина», предназначенную для домашнего спектакля. На премьере 22 февраля 1859 года, на домашнем спектакле в доме супругов Керзиных, в роли Мандарина выступил М. Мусоргский, аккомпанировал на фортепиано автор, а увертюра была исполнена Кюи и Балакиревым в 4 руки. Пройдет много лет, и эти произведения станут наиболее репертуарными операми Кюи.

В 60-е годы Цезарь Кюи писал оперу «Вильям Ратклиф» по произведению Генриха Гейне. Он отправил Ференцу Листу клавир «Вильяма Ратклифа» который, буквально через месяц, в мае 1873 года, написал письмо Цезарю Антоновичу, в котором дал высокую оценку опере: «Это произведение мастера, которое заслуживает внимания, славы и успеха как со стороны богатства и оригинальности мыслей, так и по мастерству формы». Композитор вспоминал, что трагедия в поэтическом переводе Алексея Плещеева привлекла его фантастическим сюжетом: «Красивый стих всегда меня прельщал и имел несомненное влияние на мою музыку». Премьера оперы прошла в 1869 году в Мариинском театре. Музыкальный критик Владимир Стасов назвал ее «созданием, полным таланта, увлечения, страсти, оригинальности, мастерства», лучшей оперой после произведений Михаила Глинки и Александра Даргомыжского. Александр Николаевич Серов отзывался очень тепло и видел незаурядный талант Кюи: «В стиле его сочинений уже теперь очень явственно выступает «славянский» характер и служит залогом большой оригинальности». Опера «Вильям Ратклиф» получила высокую оценку среди композиторов «новой русской музыкальной школы». Римский-Корсаков писал: «“Вильям Ратклиф” – произведение весьма замечательное, которое займёт в искусстве свое место, как “Русалка“Драгомыжского, после “Руслана“ и “Жизни за царя“…».

Но настоящего успеха опера не имела из-за романтической устарелости сюжета, несоответствия её лирического музыкального языка неистовым страстям действующих лиц. Известный интерес представляют его одноактные оперы "Пир во время чумы" (по одноименной "маленькой трагедии" Пушкина, 1900) и "Мадемуазель Фифи" (по новелле Г. Мопассана, в сценическом образе О. Метенье, 1903) - дань увлечения оперным веризмом.        

Цезарь Кюи создавал не только оперы, но и камерные произведения -романсы на стихи Александра Пушкина и Аполлона Майкова, вокальные квартеты, произведения для хора. Общеизвестно, как композитор Кюи был больше связан с западным романтизмом, чем с русскими национальными традициями. В его творчестве влияния Шумана, отчасти Шопена и французской оперной школы совмещаются с известной близостью к Даргомыжскому (отсюда особое внимание к поэтическому слову, забота о верной музыкальной декламации). Лучшие из его романсов (например, "Царскосельская статуя" и "Сожжённое письмо" на сл. А. С. Пушкина, "О чём в тиши ночей", "Эоловы арфы" и "Истомлённая горем" на сл. А. Н. Майкова) отличаются поэтичностью настроения, тонким изяществом отделки.          

Особое место у Кюи занимают инструментальные жанры, где преобладает характеристическая фортепианная миниатюра шумановского типа (цикл 12 миниатюр, ор. 20; сюиты "Аржанто", ор. 40; "In modo popolari", op. 43, имеющиеся также в орк. редакции).     

Наиболее интересная область в творчестве композитора – детская музыка. Её созданию способствовало знакомство с деятельницей музыкального воспитания H. H. Доломановой (ей посвящено 13 хоров для женских и детских голосов в сопровождении фортепиано ор. 85). Кюи написал несколько циклов детских песен, детские оперы "Снежный богатырь" (1905), "Красная шапочка" (1911), "Кот в сапогах" (1913), "Иванушка-дурачок" ("Иван-богатырь", 1913).

Необходимо отметить и музыкально-критическую деятельность Кюи. Выступая в печати от имени "Новой русской музыкальной школы", он продвигал её прогрессивные идейно-художественные принципы, верное восприятие великой роли творчества М. И. Глинки и Даргомыжского в истории, решительно поддерживал первые творческие шаги М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина. Кюи верил, что именно русские композиторы встанут во главе музыкального прогресса, и "музыка от нас получит свое обновление и начнет новую эпоху". Писал статьи об известных произведениях русских композиторов для российских и зарубежных журналов. Позже эти материалы были опубликованы в его книге «Музыка в России» — первом сочинении о русской музыке. Книга была издана в Европе и стала очень популярной. Одна из читательниц Кюи организовала серию европейских концертов, на которых играли музыку композиторов «Могучей кучки». В Париже Кюи был избран членом-корреспондентом «Института Франции» и награжден Командорским крестом ордена Почетного легиона. Через два года Королевская академия литературы и искусства Бельгии также приняла его в свои ряды. А в конце 1880-х - начале 1890-х годов – несколько иностранных музыкальных сообществ избрали Кюи своим почетным членом.    

Занимаясь творчеством, Кюи не забывал и военную службу. Из-за увлечения композицией и военным делом Цезарь Кюи получил прозвище «Генерал от музыки». Кюи - большой и самобытный русский художник, проживший необыкновенно насыщенную и интересную жизнь. Нет никаких сомнений, что его лучшие творения обязательно найдут путь к широкой аудитории, способной по достоинству оценить музыку замечательного композитора.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Цезарь Кюи и его роль в развитии русской музыкальной культуры

 

Презентация




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*