Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Русские традиции в изобразительном искусстве Виктора Гартмана

11.04.2023 38837 47707
Орешкина Ольга Евгеньевна
Орешкина Ольга Евгеньевна, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Виктор Гартман - русский архитектор и художник-орнаменталист. С ним неразрывно связано зарождение фольклорного варианта архитектурного "русского стиля" в третьей четверти XIX века. Точно также он прочно связан с Модестом Петровичем Мусоргским.          

Родился 23 апреля (5 мая) 1834 в Санкт-Петербурге. Воспитывался в пажеском кадетском корпусе в Петербурге. С детства у Гартмана наблюдались художественные способности, которые помогли ему поступить в Императорскую Академию художеств. В ней (1852–1861) он учился как вольноприходящий в классе архитектуры. Был награждён двумя серебряными медалями (малой и большой) в 1856 и 1858 годах и двумя золотыми, также малой и большой, за программу «Проект биржи с пакгаузами, таможней, гаванью и проч.» (1861) и «Проект Публичной библиотеки».     Изучив строительное дело, отправился за границу и провёл там несколько лет, где тщательно срисовывал памятники архитектуры, пытаясь воссоздать акварелью и карандашом народные сцены уличной жизни.            

С 1860 —активно принимал участие в выставках. Демонстрировал свои работы на выставках Императорской Академии художеств в Петербурге (1860–1873), Всемирной выставке в Вене (1873), где получил золотую медаль. В 1863–1868 — стал пенсионером Императорской Академии художеств во Франции; посетил Германию, Италию, Швейцарию. Создал очень много жанровых, пейзажных акварелей и зарисовок: «Уличные музыканты», «Парижские катакомбы», «112-летняя старуха в Лиможском соборе», «Замок с башнями», «Парижский тряпичник», «Таверна на пути в Тиволи», «Монах», «Тюильрийский сад», «Улица на Монмартре»,  «Маскарад», «Моды во Франции в 1866 году», «Вид Флоренции», «Сцена в Варшавском театре». Этот список произведений впоследствии использовался для создания «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского.

В 1869 вернулся в Петербург. Был одним из главных лиц в создании всероссийской мануфактурной выставки 1870 года в Санкт-Петербурге. По его эскизам строились павильоны, предназначенные для экспонентов в разных отделах выставки. Эти эскизы отражали оригинальность автора и его тонкий вкус, что помогло получить Гартману звание академика. Позже Мусоргский писал об этой работе Гартмана: «Под его талантливой рукой неуклюжее тюремнообразное здание, где прежде были винные склады, получило художественный, даже грациозный вид как снаружи, так и внутри, в русском стиле».       

Гартман был лёгок в общении, живой и увлекающийся. Благодаря своей фантазии и изобретательности в различных розыгрышах и выдумках он был всегда душой компании. Иван Николаевич Крамской писал: «Мне всегда казалось, что Гартман не архитектор собственно, в тесном смысле, а просто художник, да еще и фантастический... Гартман был человек незаурядный. Он бы так и остался отвергаемый всеми, если бы время не выдвинуло задач грандиозных в архитектуре — всемирные выставки. Когда нужно построить обыкновенные вещи, будничные, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы, сооружения, для которых нет и не могло быть образцов, тут он создает изумительные вещи».

 В числе его проектов: отделка интерьера дома И. К. Мясникова (1850 — начало 1860-х), дома Полежаева (1870) в Петербурге; городские ворота в память о покушении на Александра II 4 апреля 1866 года для Киева (1870); Морской отдел для Русского павильона на Всемирной выставке в Вене (1873). Для Политехнической выставки в Москве 1872 г. Гартману поручили обустроить военный отдел — лучший на данной выставке. По этой причине он переехал в Москву, где и провёл остальную свою деятельность. В Москве он активно сотрудничал с абрамцевским кружком и журналом-увражем «Мотивы русской архитектуры» (1874—1880), которые обозначили выход «русского стиля» на новый, более «демократический» или, фольклорно-«крестьянский» этап и Гартман стал одним из ярчайших представителей «неорусского» стиля. Здесь же был составлен проект деревянного народного театра на Лубянской площади, который сильно отличался от более ранней версии. (Возможно, народный театр стал первым зданием России сборно-разборного типа), также создал проекты Зоологического сада и музея и нескольких частных домов и дач (одна из известнейших его работ - «Студия» (мастерская) в Абрамцеве, 1872).

Стоит упомянуть и типографию А.И. Мамонтова, и его дачный дом, в селе Киреево. (посёлок, располагавшийся ранее на месте Ленинградского шоссе в районе Химок).

Участвовал в разработке памятника: «Тысячелетие России» М. О. Микешина (1862). Разрабатывал и эскизы для мебели (шкафы, витрины, столы), домашнего обихода (футляр для часов «Избушка на курьих ножках», кружки) и источников света (канделябры, лампы). Создал обложки к следующим издания: «Журнал для детей» (СПб., 1862), «Темник. Из заметок проезжего А. Ф. Погосского» (1862), обложку и иллюстрации к книге «Кузнечик-музыкант» Я. Полонского (СПб., 1863), заглавную страницу к сборнику «Снимки и автографы русских деятелей» (СПб., 1873). Занимался созданием эскизов декораций и костюмов для театров в Петербурге: «Трильби» Ю. Г. Гербера (1870, Большой театр), «Вражья сила» А. Н. Серова (1871, Мариинский театр).  Одной из выдающихся работ Гартмана являются костюмы и декорации к опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила» (1871, Мариинский театр). Собрал коллекцию образцов ручных изделий из такни и вышивок; изданы — «Образцы русского орнамента» (1873).               

Предметы декоративно-прикладного искусства, которые были созданы по эскизам Гартмана были представлены следующих выставках: "Художественное стекло" (Москва. 1961-1962), "Художественное стекло" (Ленинград. 1967), "Русское и советское художественное стекло Х1-ХХ вв." (Ленинград.1989), "Стиль и эпоха в декоративном искусстве. 1820-1890-e годы" (Санкт-Петербург.1996).

Умер 23 июля (4 августа) 1873 года в возрасте 39 лет в Кирееве. В этом же году ему присудили почётную золотую медаль за театр на Лубянской площади и несколько других работ, на Венской всемирной выставке 1873 г.           В феврале-марте 1874 года в Императорской Академии художеств под руководством Стасова и при поддержке Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка, где находились около 400 работ Гартмана, созданные за 15 лет, — рисунки, акварели, архитектурные проекты, эскизы театральных декораций и костюмов, эскизы художественных изделий. На выставке находились и зарисовки, привезённые из заграничных путешествий.

Смерть В. Гартмана до глубины души потрясла М. Мусоргского. Несмотря на то, что в кружке у Стасова Мусорский общался со многими музыкантами, художниками, актерами, по-настоящему близких друзей у него было немного. Гартман был одним из них. Кажется, что композитор так и не смог поверить в эту смерть, принять ее. Посещение Мусоргским выставки послужило отправной точкой к созданию, так называемой, музыкальной «прогулки» по выставочной галерее. Получился цикл музыкальных картин, что лишь рисуют образы произведений Гартмана; главная часть в пьесах отводилась фантазии композитора. За основу «выставки» взяты «заграничные» рисунки Гартмана, а также два эскиза на русскую тематику. Многие из выставленных работ были распроданы, вследствие чего невозможно установить местоположение большинства из них. Из сохранившихся работ были представлены: «Тюильрийский сад», Эскизы театральных костюмов к балету Ю. Гербера «Трильби» - представляет собой своеобразные костюмы в виде невылупившихся птенцов, «Еврей в меховой шапке» и «Сандомирский [еврей]» - изображения двух евреев, богатого и бедного, «Парижские катакомбы» - изображение трёх людей, изучающих катакомбы в Париже, «Избушка Бабы-Яги на курьих ножках. Часы в русском стиле» - эскиз бронзовых настольных часов, украшенных разноцветной эмалью. Часы изображают, аккуратную избушку на курьих ножках, и эти курьи ножки — единственная деталь, определяющая ассоциацию с образом Бабы-Яги, «Проект городских ворот в Киеве. Главный фасад» - проект ворот в древнерусском массивном стиле с главой в виде славянского шлема.         

В истории русской архитектуры Гартман вошёл как один из главных представителей направления, которое возрождало древнерусский стиль посредством применения орнаментации, взятой с предметов прикладного искусства, к украшению архитектурных памятников. Творчество Гартмана хранится во множестве музеев, одним из которых является — Государственный Русский музей.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Русские традиции в изобразительном искусстве Виктора Гартмана

 

Презентация




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*