Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Самообразование студентов как фактор повышения профессиональной мобильности

02.06.2014 4102 8852
Калугина Ольга Геннадьевна
Калугина Ольга Геннадьевна, преподаватель

Вятский колледж культуры

В настоящее время в системе профессионального образования меняется парадигма конечной образовательной цели: от «специалиста-исполнителя» - к компетентному «профессионалу-исследователю», поэтому все большее значение приобретают хорошо сформированные умения и навыки самостоятельной работы студентов. Во время этой работы студент должен научиться самостоятельно, определять задачи своего профессионального и личностного развития, развить способности к успешной самореализации в общественной среде. Именно это и предполагает понятие - профессиональная мобильность человека. Разными авторами оно трактуется с позиций педагогики, психологии и социологии или комплексно.

 

Учёные в области социологии, отмечают, что социальные субъекты полностью или частично изменяют свой профессиональный статус, а он представляет собой определенное положение человека в профессиональной структуре общества. Помочь выпускнику в адаптации к смене своего профессионального статуса возможно при решении следующих основных задач профессионального образования в условиях его модернизации:

   во-первых, образование призвано подготавливать специалистов, заинтересованных в своем непрерывном образовании и совершенствовании, способных быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и содержанию профессиональной деятельности.

   во-вторых, образование должно сформировать у будущего специалиста способности, которые позволили бы ему самостоятельно ориентироваться в профессиональном мире и выстраивать вектор своего карьерного роста.

 

Таким образом, в процессе профессиональной подготовки специалистов в системе профессионального образования необходимо развивать умения и навыки самообразования и самообучения.

 

Что такое «самообразование» в современном понимании и чем отличается самообразование от учения и самообучения?

 

«У студентов нет современного представленияо самообразовании» - этоданные исследования,проведенного Гальетовым В.П.среди студентов и преподавателей в институтах и в сети Интернет иопубликованногов статье «Проблемы самообразования молодежи в XXI  веке». В своём исследовании Гальетов В.П. опирается на работу Н.А. Рубакина, который почти сто лет назад написал книгу о самообразовании по результатам своей работы с читателями библиотеки. «… Нет несчастия, более ужасного, более зловредного по своим последствиям, как нижеследующее: имея глаза - не видеть, имея уши - не слышать, имея нормальный мозг, устроенный не хуже, чем у других, не понимать того, что творится вокруг,…. Жить, не видя, не слыша и не понимая, - разве же это житье?». Также Николай Александрович Рубакин очень понятно и доступно объясняет кто такой образованный человек. «…Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение, - мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования». По его мнению: «Понимать окружающую жизнь - вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения - вот пробный камень для оценки образованного человека».

 

Выпускники нашего образовательного учреждения вооружены знаниями и умениями, способны осуществлять свою профессиональную деятельность. Но способны и готовы ли они к самосовершенствованию, к успешной самореализации в общественной среде, понимают ли они окружающую их жизнь. Эти вопросы были поставлены в микро - исследовании, проведённом для студентов 1-3 курсов специализации «Хореографическое творчество». Было проанкетировано 39 респондентов.

 

Как показало анкетирование студентов - 21 % учащихся понимают, что такое самообразование и определяют его понятием - самосовершенствование, или самостоятельное развитие в различных отраслях знаний, работу над собой. 71 % подразумевают лишь самостоятельное изучение отдельного вопроса, дисциплины или самостоятельное обучение, 8 % не могут ответить на вопрос.


 

При этом для студентов 1, 2, 3 курса самообразование необходимо, кроме 3 человек, которые не определились с важностью этого вопроса и 1 студент отказался от самообразования.


 

Тратить на самообразование всё своё свободное время готовы 2 человека из всех опрошенных, остальные могут выделить лишь 2, 3 часа свободного времени.


 

В денежном эквиваленте потратить на самообучение некоторые студенты готовы до 2.000 рублей, половина анкетируемых 2 и 3 курса не закладывают в свой бюджет расходы на самообразование.


 

Основным источником самообразования для студентов является Интернет, книги, человек, внутренняя мотивация.


 

Почти все студенты умеют организовывать и планировать свою самостоятельную работу, при этом способами и приёмами самостоятельной работы владеют все студенты, но всё-таки половине анкетируемым студентам сложнее удаётся решать профессиональные задачи и осуществлять самоконтроль выполненной самостоятельной работы.


 

Помощь в самообразовании нужна большей части студентов, научиться самообразованию хотят 45 % анкетируемых, 25 % - не хотят, 30 % - затрудняются ответить.


 

9 вопрос анкеты показал интересную картину - участвующие в анкетировании студенты 1 курса – все сориентированы на обучение или работу по профессии.


 

Этот же вопрос вызвал затруднения у половины опрашиваемых студентов 2 курса, 2 человека хотят работать руководителем хореографического коллектива, стать успешным в своей профессии желает лишь один студент второго курса.


 

Ответы студентов третьего курса более оптимистичны – «открыть свою школу хореографии», «не останавливаться в реализации своего карьерного роста, которым уже сейчас занимаюсь».


 

Анкетирование показало, что 90 процентов студентов 1, 2, 3 курсов - проявляют готовность к самообразованию, при этом 35 процентов опрошенных - имеет завышенную самооценку.

 

Отсюда следует, что мы пытаемся снабдить студентов всеми знаниями и умениями в профессиональной деятельности, но студент, выходя на самостоятельное выполнение заданий не способен определить образовательную перспективу, тем более, когда выпускник начинает свою трудовую деятельность! И эта проблема на сегодняшний день очевидна, получается некий разрыв в системе образования студента, выпускника и профессионала.

 

Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед образовательным учреждением, в том числе и перед преподавателями ПЦК хореографических дисциплин, является правильная организация самостоятельной работы студентов. На сегодняшний день разработаны программы МДК Исполнительское искусство. При анализе организации самостоятельной работы по теме Народный танец, выявлено, что все виды самостоятельной работы - по месту проведения, содержанию, форме организации, характеру деятельности присутствуют как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время. Но, к сожалению, на сегодняшний день задания для самостоятельной работы, заложенные в программе МДК, направлены в основном на формирование специальных умений и не по всем темам являются последовательными и разнообразными. Благодаря анализу была разработана программа организации самостоятельной работы в рамках темы Народный танец, в которой предусмотрено развитие общих компетенций, являющихся базой для формирования обще-учебных умений и навыков.

 

Таким образом, профессиональная мобильность – качество, полезное и в ряде случаев необходимое как для самих молодых специалистов, так и для общества в целом. Формирование его осуществляется, в том числе в период получения профессионального образования. Одним из способов выработки профессиональной мобильности у студентов, являет­ся их самообразование в виде получения новых знаний и умений. Основная роль преподавателя в данном процессе, состоит в эффективной, правильно организованной самостоятельной работе в течение всего обучения и по всем дисциплинам, которая формирует личностные качества, необходимые человеку с высокой профессиональной мобильностью. Призываю всех преподавателей, ещё раз обратиться к заданиям по самостоятельной работе и привести их в соответствие с требованиями ФГОС к общим и профессиональным компетенциям.

 

Литература:

  1. Гальетов В. П. Проблемы самообразования молодёжи в 21 веке. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,10402/Itemid,5501315/
  2. Лернер И.Я. Исследовательский метод // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1993. Т. 1.
  3. Нужнова С.В. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современ­ном обществе. URL: http://www.rusnauka.com/ Pedagog/185.html.
  4. Рубакин Н.А. Избранное.- М.,Издательство «Книга», 1975.
  5. Шаповалов В.И. Конкурентоспособность специ­алиста // Высшая школа в России. 2005. № 10.
  6. Рубакин Н.А. Избранное.- М.,Издательство «Книга», 1975.
  7. Самообразование студентов как фактор повышения профессиональной мобильности В.А. Мищенко, зав. кафедрой Югорского государственного университета, канд. пед. наук, доцент Журнал СПО № 2 2011



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*