Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие принципа самостоятельности на занятиях хореографии

06.04.2023 272 401
Калугина Ольга Геннадьевна
Калугина Ольга Геннадьевна, преподаватель

Сизева Юлия Ивановна
Сизева Юлия Ивановна, студент

Вятский колледж культуры

Константин Дмитриевич Ушинский считается основоположником научной педагогики в России. Он известен как талантливый дидакт, явившийся одним из идеологов и разработчиков теории развивающего обучения, поставивший дидактику на психологическую основу.

В своих трудах К.Д. Ушинский придавал большое значение выбору методов обучения и их разнообразию, стремясь освободить процесс учебы от механической зубрежки, внести в него начала личного интереса и самодеятельности учащихся, придать ему развивающий характер. Новой педагогической идеей Ушинского была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться: «…Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания» [1, с. 2]. Константин Дмитриевич утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания: «Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека». Таким образом, К. Д. Ушинский по праву считается основоположником научной педагогики в России.

К.Д. Ушинский считал необходимым положить в основу теории обучения основное и коренное стремление человека - свободную и целесообразную творческую деятельность, которая должна осуществиться под руководством учителя.

В рамках своей дидактической концепции К.Д. Ушинский сформулировал следующие «необходимые условия преподавания, т.е. принципы:

− обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным;

−  обучение должно строиться на основе принципа наглядности;

− ход обучения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представления к мысли – естественен и основывается на явных психологических законах человеческой природы;

− обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания;

− в основе педагогической системы К.Д. Ушинского лежит идея народности. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями;

− большое внимание он обращал на развитие творческой самостоятельности детей, стремился к воплощению в жизнь теории «свободного воспитания» [1, с. 6].

«Необходимые условия преподавания» К.Д. Ушинского отражали требования к обучению, позволяли сделать обучение умственно развивающим процессом. Он считал, что все эти условия «необходимо соединить в каждом ученике, если хотим сделать его средством положительного развития и воспитания» [1, с. 4].

Реорганизацию процесса образования и воспитания в современной ему школе Ушинский представлял себе только в плане организации серьезной и интересной творческой работы обучающихся. «...В душе дитяти, - писал К.Д. Ушинский, - сильнее всего выказывается стремление к самостоятельной деятельности». Самостоятельная деятельность обучающихся - это средство вовлечения участников в самостоятельную, познавательную деятельность. Самостоятельная работа включает в себя специальные задания, которые способствуют погружению в тему изучаемого занятия. Вместе с тем, самостоятельная работа подразумевает косвенное педагогическое руководство, без которого она будет неполноценна. К.Д. Ушинский считал, что самостоятельная деятельность обучающихся в процессе обучения соответствует потребностям психической природы человека и закономерностям ее развития, необходимо сочетать развивающее влияние научных знаний и познавательную самостоятельность учащихся. Ее он противопоставлял скуке, как источнику множества детских проступков и даже пороков.

Процесс организации самодеятельности состоит из нескольких этапов: от выполнения деятельности по образцу под непосредственным руководством педагога - до самостоятельной творческой деятельности, выполняемой по инициативе самого ученика. В этом процессе можно выделить три этапа.

Первый этап - подготовка участников к самостоятельной деятельности, вооружение их знаниями и умениями, необходимыми для осуществления самостоятельной деятельности. «Учить всему» - педагогический принцип данного этапа.

При подготовке занятий в хореографическом коллективе можно использовать такие задания:

- «Лови ошибку!» - объясняя материал, преподаватель намеренно допускает ошибки, учащиеся заранее предупреждены об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» паузой, интонацией или жестом. Цель задания: научить обучающихся мгновенно видеть и замечать ошибки [2, с. 21];

- задание «Корзина идей и понятий» позволит выяснить все, что знают или думают учащиеся по изучаемой теме занятия, а может и самостоятельно найти факты, интересующие вопросы по данной теме;

- задание «Проблемная ситуация» подойдет для более взрослых участников коллектива - это когда создается ситуация противоречия между известными и неизвестными фактами. Это задание может применяться как при начальном этапе постановочной работы, так и при изучении какой-либо темы [2 с. 22].

Второй этап в процессе организации самостоятельной деятельности - проба сил в осуществлении этой деятельности. На этом этапе происходит упражнение обучающихся в посильной для них самостоятельной деятельности, применении на практике полученных знаний. Уделяется серьезное внимание стимулированию инициативы, обучению организаторской и элементам творческой деятельности.

При подготовке занятий в хореографическом коллективе на втором этапе можно использовать более сложные задания на самостоятельную работу участников. Например, задание «Ученик учитель» - в данном задании обучающимся предлагается встать в пару. Один выполняет движение, элементы, комбинации, используемые на уроке, второй участник занимает роль учителя и следит за правильностью выполнения движения, затем роли меняются. Цель данного задания: научиться видеть ошибки и исправлять их, слышать учителя и принимать его замечания.

Более творческое задание на данном этапе подразумевает под собой постановочную работу. Учащимся дается комбинация, им предлагается добавить в эту комбинацию движения рук; продолжить комбинацию на две восьмерки и т.п.

Для усвоения и усложнения изученного материала можно использовать задание «Зеркало». Ученики встают в пары друг на против друга. И начинают разбирать, делать комбинацию уже изученную с одной ноги, зеркально друг другу. Один из учащихся будет разбирать с левой ноги, затем роли меняются. Таким образом, учащиеся самостоятельно разберут комбинацию с двух ног.

Третий этап процесса организации самодеятельности - осуществление обучающимися подлинной самодеятельности. Особенностью данного этапа является то, что деятельность участника носит творческий характер. Она нередко осуществляется не только в рамках воспитательного учреждения, но и переносится в окружающую социальную среду.

Стремление учащихся к самостоятельной деятельности играет решающую роль в учебном процессе. Если на уроке ему не дается материал для собственной мыслительной деятельности, наступает самое страшное, что может быть в обучении - скука. «Причина скуки,- говорит К.Д. Ушинский, - всегда одна и та же - недостаток душевной деятельности». Так, скука возникает от однообразия впечатлений, от слишком большого разнообразия их: но в обоих случаях она возникает от одного и того же». По мнению К.Д. Ушинского, учитель, готовясь к вовлечению учащихся в процесс выполнения самостоятельных работ, концентрирует свое внимание только на разработке их содержания, взятого само по себе, порой безотносительно к интересам детей и уровням их познавательной деятельности.

Таким образом, стремление обучающихся к самостоятельной деятельности играет решающую роль в учебном процессе. В тщательно подготовленном объяснении учителя или задании для самостоятельной работы черпаются резервы для будущей активной позиции обучающихся, творческой инициативы, проявления своего «я». В дальнейшем участники коллектива проявляют себя в любой деятельности, как самостоятельные единицы с активной позицией. Самостоятельную деятельность обучающихся, выполнение ими самостоятельных работ К. Д. Ушинский считал «единственно прочным основанием всякого плодовитого учения» [1, с. 5].

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие принципа самостоятельности на занятиях хореографии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*