Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности проведения занятий профессионального цикла в коррекционных группа техникума

29.03.2023 182 212
Костина Людмила Юрьевна
Костина Людмила Юрьевна, мастер производственного обучения

Урюпинский агропромышленный техникум

В настоящее время количество обучающихся с социальной девиацией и дезадаптацией, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, различного рода отклонениями в развитии и поведении увеличивается. В основе государственной политики в сфере образования лежит идея интеграции детей с особенностями психофизического развития в общество, обучение в условиях образовательной инклюзии, максимально способствующей социальной адаптации личности. Педагогу необходимо знать, какие причины вызывают нарушения развития в детском возрасте, какие профилактические меры могут быть предприняты, какова степень обучаемости и воспитуемости детей с физическими и психическими недостатками.

Педагогический коллектив техникума работает с детьми, которые имеют нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость социальной защиты такого ребенка. Работа сложная и вместе с тем интересная, требующая немалых душевных сил.

Эти дети в меньшей степени, чем их сверстники, испытывают потребность в познании. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый материал. У детей нарушены процессы познавательной деятельности, эмоционально - волевая сфера, нравственные и психические процессы, а также ярко выражена несформированность практических навыков и умений в общении с другими детьми. Для этих детей характерно неумелое и неадекватное поведение в коллективе, в обществе.

Одной из приоритетных задач обучения детей с ОВЗ является создание условий для их успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий. Внеурочная деятельность обучающихся – понятие объединяющие все виды деятельности студентов (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации; - это форма творческого целенаправленного взаимодействия обучающегося, преподавателя, мастера и других субъектов воспитательного - образовательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально – культурных ценностей общества.

 В современных условиях внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Грамотно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности учащихся с ограниченными возможностями, а также обеспечить воспитание развитой личности.

  Важнейшим условием формирования личности обучающихся является такая организация внеурочной деятельности, при которой в практических ситуациях они получают запас необходимых представлений, умений и навыков. Организация внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ, подчинена решению задач, общих для всего учебного процесса образовательного учреждения, где обучаются дети из коррекционных школ.

Основной целью обучения таких обучающихся является максимальная коррекция имеющихся недостатков физического и психического развития, социализация и адаптация их к современному обществу, поэтому каждое внеурочное занятие решает не только обучающие, но и воспитательные, и коррекционные задачи.

 Цель внеурочной деятельности – создание условий для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижение духовно – нравственных ценностей и культурных традиций. Программа внеурочной деятельности по ФГОС для ОВЗ предполагает следующие направления: коррекционно- развивающее, нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное , кружки, художественные студии, спортивные секции, краеведческая работа, научно – практические конференции, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно – полезные практики, и.т.д. Процесс социализации обучающихся с ОВЗ (социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества) во все времена был сложным и противоречивым. Ни для кого не секрет, что в школу VIII- вида в основном приходят дети из социально неблагополучных семей. Проживая в таких семьях, дети усваивают определенную модель поведения, являющуюся для них нормой. Наличие негативного жизненного опыта ведет к перекосу в сознании ребенка, к обесцениванию жизненно важных ценностных ориентиров, по которым следует жить в цивилизованном обществе.

 И именно поэтому, образовательное учреждение дающее профессию, должно создать для этой категории обучающихся такие условия, при которых они приобретут качества, необходимые для жизни в обществе, усвоят определенные ценности и формы поведения. При этом ребенок сам должен участвовать в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.

 Возможность этого открывает участие обучающихся в деятельности кружков дополнительного образования, где они могут проявить и развить свои творческие способности, почувствовать себя успешными, а также использовать полученные знания в своей творческой деятельности. Систематическое посещение обучающимися кружков напрямую связано с повышением результативности участия их в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях различного уровня. Таким образом, занятия в кружках способствуют раскрытию творческих возможностей и привитию трудовых навыков. Сотрудничество педагога и ребенка в творчестве позволяет ему самоутвердиться, обогатить свой внутренний мир. А ситуация «успеха» дает стимул для дальнейшего развития.

 Важным этапом в формировании социальной адаптации обучающихся является проведение экскурсий. Экскурсии проводятся с целью, как заинтересовать обучающихся в своей будущей профессии, а также с целью привить систему ценностей в области общечеловеческой культуры. Все эти мероприятия улучшают качество жизни обучающихся с ОВЗ и способствуют их социализации.

Подготовку студентов к их будущей работе я начинаю с самого начала их учебной деятельности в техникуме, для того чтобы не просто обучать их профессии, а заинтересовать их профессией, привить им профессиональную культуру, развить потребность в изучении смежных предметов, сформировать у них логическое и наглядно – образное мышление, пространственное воображение, коммуникативные навыки.

 Наиболее активными из них являются студенты, которые способны к самостоятельной работе, отличаются трудолюбием, которые хотят как овладеть профессией, так и в дальнейшем после окончания техникума работать в ней.

Внеурочная деятельность обучающегося помогает воспитывать ученика думающего, интересующегося, инициативного, способного самостоятельно спланировать свою деятельность и получить результат. Готовит к самостоятельной жизни и социальной адаптации. Одним из важных направлений в работе с обучающимися с ОВЗ является профориентационная работа. Основными формами профориентационной работы в техникуме являются: встречи будущих выпускников школ для детей с ОВЗ с профессионалами – мастерами системы профессионального образования; организация и проведение совместных конкурсов профессионального мастерства, спортивных и культурно – массовых мероприятий.

 Такая разноплановая внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ способствует:

-обеспечению условий для благоприятной адаптации обучающихся с ОВЗ,

-обеспечивает условия достижения обучающимися планируемых результатов;

-оптимизирует условия для общего развития, коррекции и компенсирует в некоторой степени нарушения в их развитии;

-создает условия для закрепления и практического использования приобретенных в образовательном учреждении компетенций;

-создает условия для выявления и реализации интересов, склонностей, способностей;

-способствует развитию творческой деятельности;

-развивает умения неформального общения со сверстниками и взрослыми.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности проведения занятий профессионального цикла в коррекционных группа техникума




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*