Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время количество обучающихся с социальной девиацией и дезадаптацией, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, различного рода отклонениями в развитии и поведении увеличивается. В основе государственной политики в сфере образования лежит идея интеграции детей с особенностями психофизического развития в общество, обучение в условиях образовательной инклюзии, максимально способствующей социальной адаптации личности. Педагогу необходимо знать, какие причины вызывают нарушения развития в детском возрасте, какие профилактические меры могут быть предприняты, какова степень обучаемости и воспитуемости детей с физическими и психическими недостатками.
Педагогический коллектив техникума работает с детьми, которые имеют нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость социальной защиты такого ребенка. Работа сложная и вместе с тем интересная, требующая немалых душевных сил.
Эти дети в меньшей степени, чем их сверстники, испытывают потребность в познании. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый материал. У детей нарушены процессы познавательной деятельности, эмоционально - волевая сфера, нравственные и психические процессы, а также ярко выражена несформированность практических навыков и умений в общении с другими детьми. Для этих детей характерно неумелое и неадекватное поведение в коллективе, в обществе.
Одной из приоритетных задач обучения детей с ОВЗ является создание условий для их успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий. Внеурочная деятельность обучающихся – понятие объединяющие все виды деятельности студентов (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации; - это форма творческого целенаправленного взаимодействия обучающегося, преподавателя, мастера и других субъектов воспитательного - образовательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально – культурных ценностей общества.
В современных условиях внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Грамотно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности учащихся с ограниченными возможностями, а также обеспечить воспитание развитой личности.
Важнейшим условием формирования личности обучающихся является такая организация внеурочной деятельности, при которой в практических ситуациях они получают запас необходимых представлений, умений и навыков. Организация внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ, подчинена решению задач, общих для всего учебного процесса образовательного учреждения, где обучаются дети из коррекционных школ.
Основной целью обучения таких обучающихся является максимальная коррекция имеющихся недостатков физического и психического развития, социализация и адаптация их к современному обществу, поэтому каждое внеурочное занятие решает не только обучающие, но и воспитательные, и коррекционные задачи.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижение духовно – нравственных ценностей и культурных традиций. Программа внеурочной деятельности по ФГОС для ОВЗ предполагает следующие направления: коррекционно- развивающее, нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное , кружки, художественные студии, спортивные секции, краеведческая работа, научно – практические конференции, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно – полезные практики, и.т.д. Процесс социализации обучающихся с ОВЗ (социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества) во все времена был сложным и противоречивым. Ни для кого не секрет, что в школу VIII- вида в основном приходят дети из социально неблагополучных семей. Проживая в таких семьях, дети усваивают определенную модель поведения, являющуюся для них нормой. Наличие негативного жизненного опыта ведет к перекосу в сознании ребенка, к обесцениванию жизненно важных ценностных ориентиров, по которым следует жить в цивилизованном обществе.
И именно поэтому, образовательное учреждение дающее профессию, должно создать для этой категории обучающихся такие условия, при которых они приобретут качества, необходимые для жизни в обществе, усвоят определенные ценности и формы поведения. При этом ребенок сам должен участвовать в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.
Возможность этого открывает участие обучающихся в деятельности кружков дополнительного образования, где они могут проявить и развить свои творческие способности, почувствовать себя успешными, а также использовать полученные знания в своей творческой деятельности. Систематическое посещение обучающимися кружков напрямую связано с повышением результативности участия их в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях различного уровня. Таким образом, занятия в кружках способствуют раскрытию творческих возможностей и привитию трудовых навыков. Сотрудничество педагога и ребенка в творчестве позволяет ему самоутвердиться, обогатить свой внутренний мир. А ситуация «успеха» дает стимул для дальнейшего развития.
Важным этапом в формировании социальной адаптации обучающихся является проведение экскурсий. Экскурсии проводятся с целью, как заинтересовать обучающихся в своей будущей профессии, а также с целью привить систему ценностей в области общечеловеческой культуры. Все эти мероприятия улучшают качество жизни обучающихся с ОВЗ и способствуют их социализации.
Подготовку студентов к их будущей работе я начинаю с самого начала их учебной деятельности в техникуме, для того чтобы не просто обучать их профессии, а заинтересовать их профессией, привить им профессиональную культуру, развить потребность в изучении смежных предметов, сформировать у них логическое и наглядно – образное мышление, пространственное воображение, коммуникативные навыки.
Наиболее активными из них являются студенты, которые способны к самостоятельной работе, отличаются трудолюбием, которые хотят как овладеть профессией, так и в дальнейшем после окончания техникума работать в ней.
Внеурочная деятельность обучающегося помогает воспитывать ученика думающего, интересующегося, инициативного, способного самостоятельно спланировать свою деятельность и получить результат. Готовит к самостоятельной жизни и социальной адаптации. Одним из важных направлений в работе с обучающимися с ОВЗ является профориентационная работа. Основными формами профориентационной работы в техникуме являются: встречи будущих выпускников школ для детей с ОВЗ с профессионалами – мастерами системы профессионального образования; организация и проведение совместных конкурсов профессионального мастерства, спортивных и культурно – массовых мероприятий.
Такая разноплановая внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ способствует:
-обеспечению условий для благоприятной адаптации обучающихся с ОВЗ,
-обеспечивает условия достижения обучающимися планируемых результатов;
-оптимизирует условия для общего развития, коррекции и компенсирует в некоторой степени нарушения в их развитии;
-создает условия для закрепления и практического использования приобретенных в образовательном учреждении компетенций;
-создает условия для выявления и реализации интересов, склонностей, способностей;
-способствует развитию творческой деятельности;
-развивает умения неформального общения со сверстниками и взрослыми.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности проведения занятий профессионального цикла в коррекционных группа техникума
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.