Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессиональное образование как фактор развития личности обучающегося

29.03.2023 572 844
Ветошкина Алена Васильевна
Ветошкина Алена Васильевна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Профессиональное образование — процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. (А. Н. Лейбович). [8]

Профессиональное образование в России существует более 300 лет. И на каждом этапе его развития ставились различные задачи. В современных условиях стоят задачи не только насыщения рынка труда компетентными специалистами, но и создание возможностей для профессионального роста и развития личности.[6]

Среди основных  можно выделить следующие: усовершенствование материальной базы профессионального образования; создание центров практик на предприятиях; привлечение специалистов предприятия в организации и постановке задач профессионального образования.

Принято выделять непрерывность образования. Оно представляет собой единый, целостный процесс экономических взаимоотношений между государством - заказчиком на специалистов, подрядчиками - производителями образовательных услуг и потребителями этих услуг. Этот процесс состоит из ряда отдельных, персонифицированных уровней и ступеней учебно-научного, познавательного и производственного процессов, обеспечивающих образовательную и производственную траекторию деятельности человека.[2]

Главная цель системы образования - это развитие производственной инфраструктуры, цикличный характер протекания которого должен порождать и цикличность процесса образования. Непрерывность процессов образования и производства должны перерасти в единый процесс подготовки кадров.

Как показывают различные исследования, работодатель ищет на рынке труда специалистов, обладающих не только общеобразовательными и общепрофессиональными знаниями, а прежде всего, конкретными умениями и навыками в определенной или в нескольких областях профессиональной деятельности.[1]

Система профессионального образования позволяет сформировать такие понятия как: многоуровневость образовательных учреждений; преемственность и маневренность образовательных программ; гибкость организационных форм обучения; интеграция образовательных структур; переподготовка профессиональных кадров; неформальное образование взрослых.

Новая социально-экономическая ситуация действует на существующую систему разрушительно, выявляя все ее недостатки. Попытки приспособить эту систему к новым потребностям практики в настоящее время не могут увенчаться успехом хотя бы уже потому, что в ней человеку изначально отведена роль, которая не может удовлетворить современное общество. [3]

Непрерывное профессиональное образование представляет собой очень важный сектор системы образования, во многом определяющий ее новейшие и приближенные к практике направления обучения. Поэтому быстрая смена ситуации в окружающем мире порождает необходимость непрерывного образования, под которым здесь понимается не столько единая система различных типов образовательных учреждений, сколько образование как способ реализации человека посредством самообразования, длящегося на протяжении всей его сознательной жизни. Что бы приспособиться к жизни в таком мире, человек должен быть готов не только к постоянному пополнению знаний и совершенствованию умений, но и зачастую к переучиванию.

Особенность системы образования в малых российских городах, как например город Урюпинск,  заключается в том, что интеграция разноуровневых образовательных и культурных учреждений в регионе, тесная связь с социальной инфраструктурой позволяет создать единое образовательное пространство, разноуровневое взаимодействие в котором предполагает развитие интересов обучающихся и их способностей, причем разного возраста.

Более 45% от общего приема в средние специальные учебные заведения осуществляется в городах, не являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, и других населенных пунктах, не имеющих статуса города, где нет вузов и возможность получения высшего профессионального образования ограничена. В этом случае среднее профессиональное образование приобретает особую социальную и экономическую значимость: средние профессиональные учебные заведения выполняют функции образовательно-методических и культурно-просветительских центров, объединяющих вокруг себя другие учебные заведения, выступают как многофунциональные образовательные учреждения, реализующие, помимо программ СПО, программы НПО, широкий спектр программ дополнительного образования ( повышение квалификации, профессиональная переподготовка кадров, оказание содействия органам службы занятости населения в виде организации курсов, семинаров, индивидуальной подготовки и др.), осуществляющие профориентацию школьников, методическую, научно-методическую, научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу, а также производственную деятельность по профилям подготовки специалистов. Процесс включения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в региональные системы требует проведения последовательной, целенаправленной политики как на государственном, так и на региональном уровне. Для этого необходимо прежде всего развивать систему договоров и соглашений между федеральными и региональными органами управления, предоставить региональным органам управления возможность более эффективного влияния на деятельность образовательных учреждений путем формирования регионального заказа на подготовку кадров, внедрения моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих многоуровневую профессиональную подготовку кадров.[7]

Отечественный опыт выработал три направления в обучении специалистов с точки зрения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Это концепция специализированного обучения – ориентирована на настоящее или ближайшую перспективу, эффективна относительно непродолжительный отрезок времени. [4] Концепция многопрофильного обучения – эффективна с экономической точки зрения, повышает мобильность работника, несет определенный риск для работодателя, поскольку работник имеет возможность выбора и менее привязан к соответствующему рабочему месту. Концепция обучения, ориентированного на личность – имеет цель развитие человеческих качеств, приобретенных в практической деятельности. Эта концепция относится для учреждений научной и социально – культурной сфер.

Так, какую роль играет система профессионального образования в развитии личности обучающегося?

Мы получаем знания с самого рождения, но именно школа и заведения высшего и среднего профессионального образования помогают нам пройти социализацию. Сегодня в приоритете у педагогов развитие личности обучающихся.

Как итог, рассмотрим качества личности, которые формируются в процессе обучения:

  • Профессионализм.
  • Целеустремленность.
  • Воспитанность.
  • Гибкость взглядов.
  • Любознательность.
  • Развитие критического мышления.

Роль образования в развитии личности очень высока. Обучение не только формирует важные качества у человека, но и воспитывает уверенных в себе людей, которые легко ориентируются в современном мире.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профессиональное образование как фактор развития личности обучающегося




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*