Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Казачий компонент во внеурочной деятельности

29.03.2023 142 219
Петухова Елена Анатольевна
Петухова Елена Анатольевна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота. Решение практической задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность. Казачье воспитание – это система, которая предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения. Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. На данном этапе развития России как никогда необходимо возрождение духовности, воспитание студентов в духе патриотизма, любви к Отечеству, к истории родного края. Именно поэтому воспитание патриотизма является важнейшим направление воспитательной работы.

В современной педагогике не случайно обращаются к культуре и традициям казачества. Особое место в менталитете казаков занимают представления о таких казачьих традициях, как преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье. В одном из своих выступлений В.В. Путин дал высокую оценку казачеству, как феномену российской культуры: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».

Наш техникум строит образовательный процесс, направленный на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся.

При составлении различных планов учитываются такие компоненты, как история казачества, его традиции. Основными целями являются: формирование положительного отношения к казачьим традициям; возрождение казачества, упрочнение единства и дружбы народов, проживающих на территории района; воспитание патриота и гражданина через изучение истории и традиций казачества.

В рамках запланированных мероприятий в техникуме проводится работа по следующим направлениям:

Духовно-нравственное. В группах проводятся классные часы, уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне. Традиционным стало участие обучающихся нашего техникума в тематических митингах.

Историко-краеведческое. В данном направлении проводится система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости своего Отечества. Преподавателями проводятся уроки гуманитарного цикла и др.

Гражданско-патриотическое. Данное направление воздействует через систему мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий. Этому способствуют уроки истории: «Защищать Родину - гражданский и конституционный долг», проходят встречи обучающихся с участниками боевых действий в Чечне и Афганистане.

Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявления заботы о людях пожилого возраста. Студенты участвуют в акциях помощи и поддержки ветеранов.

Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у студентов высокого патриотического сознания идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите. Для решения этих задач проводятся конкурсы сочинений, стихов на военно-патриотическую тематику, конкурсы рисунков, встречи с ветеранами Великой Отечественной войн. Обучающиеся принимают участие в митингах ко Дню Победы в Сталинградской битве, Дню Победы.

Героико-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств. Воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирования опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. В рамках этого направления проводятся внутритехникумовские соревнования по военно-прикладному искусству.

Обучающиеся принимают активное участие в жизни техникума, они вовлечены в массовые мероприятия, такие как «Масленица», «Рождественские посиделки», смотр инсценированной песни, смотр художественной самодеятельности. Проводятся интересные уроки на казачью тематику, в рамках предметных недель проводится масса внеклассных мероприятий, связанных не только с профессиональным, но и с региональным компонентом, с темой казачества. Ребята знакомятся с культурой, бытом, прикладным искусством своих предков, пробуют себя в творчестве, разучивают казачьи игры и песни, соревнуются в спорте, посещают казачий музей техникума.

В этом учебном году преподаватель русского языка и литературы Петухова Елена Анатольевна совместно со студентами своей группы базе ГБПОУ «Суровикинский агропромышленный техникум" приняли участие в VII Региональном Фестивале казачьей культуры в номинации «Казачество в литературе». Позже Команда ГБПОУ «Урюпинский агропромышленный техникум» «Казачий край» также под моим руководством сняли замечательный видеоролик в Урюпинском районном историко-краеведческом музее - «центре сохранения казачества»:, где представлены интересные экспозиции, на которых можно увидеть одежду, оружие, фотоматериалы. Взгляду обучающихся открылось славное прошлое их предков, они по-новому увидели свой родной край. Заняли III место в Региональном конкурсе литературно-музыкальных композиций «Славься, Отечество наше свободное...»

Творчество донских писателей вызывают живой интерес, формируют у наших студентов чувство патриотизма, гордости за своих предков. Приоритетными направлениями является формирование нравственной культуры обучающихся посредством введения во внеурочную деятельность методов работы, которые обладают более широкими возможностями в развитии духовно-нравственных ценностей обучающихся.

На собственном опыте я и мои коллеги убедились, что использование содержания национально – регионального компонента во внеурочной работе способствует стимулированию интереса обучающихся к изучению истории казачества.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Казачий компонент во внеурочной деятельности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*