Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Очеловечение дитя посредством пестушек, потешек и прибауток

28.03.2023 423 614
Платунова Арина Геннадьевна
Платунова Арина Геннадьевна, преподаватель

Суслонова Екатерина Андреевна
Суслонова Екатерина Андреевна, студент

Вятский колледж культуры

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х гг. XIX века в журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей [2].

Константин Дмитриевич Ушинский - основоположник научной педагогики в России. Концепция народности – одна из ведущих идей, положенных в основу педагогической системы Ушинского. Он доказал, что система воспитания, построенная на интересах народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества. Он требовал, чтобы дети с раннего возраста усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. Развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык - выражение мысли в слове. К.Д. Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ» [10]. И что же такое детский фольклор, и почему он так важен в жизни ребенка?

Народное творчество – это важнейший способ выражения сущности народной культуры, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально - психологическое и нравственное содержание. Культура русского народа складывалась столетиями, она хранит в себе все традиции и ритуалы, передаваемые из поколения в поколение. Благодаря тому, что традиции воспитания детей в Российской федерации формировались и передавались из поколения в поколение в течение тысячелетий, накопился целый пласт детской культуры, включающий в себя потешки, прибаутки, песни, сказки, игры и многое другое. Всё это – детский фольклор [5].

Взрослые мыслят, - писал К.И. Чуковский,- «словами, отпетыми формулами, а маленькие дети - вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами». Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает маленьких детей в пестушках, потешках, прибаутках, словно вводит ребенка в жизнь, и всюду сопровождает его, приобщая к добру, мудрости [6]. Эти произведения слагались и отбирались веками, а поэтам приходится долго и тщательно выверять каждую строку, дабы произведения «прижились» у детей. Поэтому действующие лица, которые описываются в фольклорных произведениях, доступны и понятны детям. Дошкольники не просто слушают сказки, песни и другие разновидности фольклора, но и вовлекаются в сам творческий процесс. В этот момент у них происходит познание новых запоминающихся образов, приобретаются навыки, умения и развивается фантазия. Обучающая роль детского фольклора остается значимой и сегодня [11]. Стоит остановится на отдельных фольклорных произведениях, которые оказывают существенное воздействие на мировоззрение и восприятие детей.

«Пестушки» - «пестовать», т.е. воспитывать, холить, - короткие приговорки или песенки, сопровождающие игровые движения или физические упражнения (потягивание, разведение рук, поглаживание, подбрасывание, щекотание). Движение играет особую роль в развитии ребенка в раннем возрасте. Еще в XIX веке один из первых собирателей детского фольклора, доктор Е.А. Покровский замечал: «Эти движения имеют некоторый воспитательный смысл как в физическом, так и в духовном отношении для приучения детей к необходимому движению, ловкости, сметливости» [5]. Пестушки исполняются в первые месяцы жизни ребенка, цель их – успокаивать, отвлекать ребенка, комментировать его движения и функционировать – агукание и гуление, первые шаги и первое слово. Также они помогают «установить эмоциональный контакт со взрослым, без чего немыслимо нормальное психическое и физическое развитие ребенка, обучают языку и мелодике» [1].

К пестушкам относят шуточные заговоры, которые произносят во время купания ребенка («С гуся вода, с Пети худоба»), вытирая его («На кота потягушки, На дитя порастушки»), если ребенок падает и ушибается:

У сороки боли,

У вороны боли,

У Феденьки заживи [5].

Эмоциональный диалог с мамой развивает движения у ребёнка, обогащает его двигательную активность и тактильные ощущения. Проговаривая пестушки, мама «программирует» счастливое будущее малыша, говоря об этом вслух. С помощью пестушек можно вызывать эмоции: веселье, улыбку, двигательное возбуждение. Исполняя их, мать излучает на своего ребёнка нежность, опеку, любовь, теплоту, которые она переживает сама, тем самым, формируя у ребёнка навык позитивных эмоций, а еще регулирует его самочувствие и эмоционально-психическое состояние [6].

 

По форме пестушки представляют собой простое распространенное или сложносочиненное предложение. Употребляется обычно парная рифма («подушки-подружки»), звуковые повторы («Лунь плывет, лунь плывет»), и слова с уменьшительными суффиксами. В пестушках обычно используются различные части речи. Ребенок начинает воспринимать материнскую речь не как мелодический набор звуков, а как сигналы, имеющие определенное смысловое значение, она не просто берет ребенка на руки, а протягивает к нему руки и приговаривает или припевает: «Ручки, ручки, дай рученьки». Приговоры эти не отличаются ни поэтическими достоинствами, ни оригинальностью, ни разнообразием, но ребенок всегда стремится на руки к матери, чтобы коснуться их, так вырабатывается умение управлять движением своих рук. Слово матери, отразившись в сознании ребенка, вызывает определенное представление о материнской ласке, волевой сигнал дает команду органам движения, ребенок делает хватательные или иные движения руками. Таким образом, примитивная поэтическая схема закрепила в народном сознании очень важный как для физического развития ребенка, так и для психологического навык».

Пестушки незаметно переходят в потешки [5]. Потешки - это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребёнком, она забавляет ритмом – потешает, веселит. В них создается элементарная игровая ситуация, предусматривающая осознанную ответную реакцию ребенка. Потешки обычно начинают рассказывать на втором году жизни, когда ребенок овладевает словарным запасом, произносит первые слова. Во время игры используют пальцы, руки или какие-либо другие части тела ребенка и взрослого. Потешки несут необходимую информацию, при помощи которых матери вырабатывают у детей потребность к игре, готовя ребёнка к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками, что является новым этапом в их творческом развитии. Ребёнку важна активная деятельность, владение собственным телом и пространством, развитие реакции, накопление слухового, зрительного и информативного опыта. А все это он получает в процессе игры с родителем. Ребенка берут на руки, перемещаются с ним в пространстве, качают, выполняют разные движения его ручками, ножками, головкой [8].

 Например, при исполнении потешки «Сорока» водят круговыми движениями пальцев по ладошке ребёнка, такое щекотание воздействует на периферийные нервные окончания, что благоприятно для развития его речи и слуха; лёгкие поглаживания животика, спинки, пяточек в потешке «Ласточка» - один из старых способов гипнотического воздействия, вероятным результатом которого является психическая и физическая релаксация; разминание ножек, движения ручек, головки, приседания, наклоны во многих потешках усиливают кровоток в мышечных тканях и способствуют быстрому восстановлению затраченной в играх энергии; несильное постукивание по тельцу малыша, хлопки в ладоши, удары в потешках «Ой, Ванечка-дружок», «Ладушки» тонизируют обмен веществ и т.д. При этом маленькие дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек, нередко затем сами их повторяют [3].

В потешках основной частью речи, способствующей созданию динамики действия, является глагол, он «выносится в окончание стиха, ставится под логическое ударение, выделяется интонационно, скрепляется рифмой». Также можно отметить наличие звукоподражаний, междометий, повторов, постоянный словообразовательный процесс на основе речи ребенка - словотворчество, изобразительность [7].

Третью группу поэзии пестования составляют прибаутки - небольшие рассказы или сказки, не сопровождаемые движениями и забавляющие ребенка своим содержанием, ритмом, мелодией. Прибаутками называют «маленькие, элементарно построенные сказочки, доступные детям в раннем возрасте. В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом. Основное назначение прибауток – развеселить, рассмешить детей. Разнообразна художественная структура – от коротеньких песенок до длинных сюжетных песен повествовательного характера. Оригинальны песни, состоящие из вопросов и ответов, причём ответ, оканчивающий строку, даёт повод к новому вопросу в следующей строке, образуя, таким образом, непрерывную цепь. Такие песни созданы как бы специально для исполнения детям, которые задают своим родителям бесконечные вопросы [2].

В прибаутках большая воспитательная ценность – ребёнок слушает, наблюдает, сравнивает, познает неведомые ему явления, через сюжеты песен знакомится с окружающим миром, голосами птиц и животных, сельским бытом и хозяйственными работами. Исполнение прибауток, концентрируя внимание ребёнка, отвлекает его от отрицательных эмоций, освобождает от депрессивных эмоциональных состояний. Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для жизненно важных функций организма – становление речи, тренировка памяти, информативного запаса [1].

Содержание прибауток обусловило и их особенности: «динамично развивающийся сюжет, употребление формул («Как у бабушки козел», «Жили-были», «В некотором царстве»), ограниченный круг действующих лиц, простота, примитивность построения, незамысловатость словаря, четкость синтаксиса». Можно также отметить использование риторических вопросов и обращений, обуславливающих особую манеру исполнения, повторы, приемы звукописи, смежную рифмовку [4].

Трудно переоценить значение народного музыкального творчества в музыкальном воспитании детей. Педагогикой издавна осознавалась важность народного музыкального творчества для развития ребенка и необходимость применения его в воспитании. Благодаря деятельности отечественных фольклористов до нас дошли бесценные образцы детского и материнского фольклора: простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств придает пестушкам, потешкам и прибауткам исключительную ценность в воспитания детей. Произведения художественной литературы остаются неизменными на века, получив раз и навсегда своё литературное оформление [9].

Фольклор материнства и пестования составляют произведения, которые предназначены для детей раннего возраста. Творцами и носителями их являются матери, бабушки, няни и все те лица, на попечении которых находятся малолетние дети. Назначение этих произведений - успокоить, утешить, развлечь, позабавить, а иногда и научить, и постращать ребенка. Большая часть этой поэзии передается из поколения в поколение, но в процессе общения с ребенком имеет место и импровизация [4]. «Детский фольклор стал «арсеналом и почвой» русской детской литературы, до сих пор питает и обогащает её. Не было ни одного детского литератора, творчество которого не несло бы зримых следов, теснейших связей с детским фольклором, не предлагало бы образцов его творческого освоения» [9].

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Очеловечение дитя посредством пестушек, потешек и прибауток




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*