Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

К. Д. Ушинский и журналистика. Как новатор педагогики повлиял на развитие журналистики в России?

21.03.2023 211 287
Бердникова Ирина Анатольевна
Бердникова Ирина Анатольевна, преподаватель

Рычков Михаил Дмитриевич
Рычков Михаил Дмитриевич, студент

Вятский колледж культуры

На первый взгляд может показаться странной даже такая поставка вопроса. Разве может быть связь между великим русским педагогом и различными газетами и журналами? Оказывается, может!

Бунтарь, новатор, либерал до мозга костей. Юность и молодость его пришлись на годы правления консервативного императора Николая I. Казарменные порядки насаждались в ту пору по всей России. Лесть к тем, кто выше тебя по званию и презрение к тем, кто ниже, доносительство и постоянное чувство страха. Вот приметы Николаевской эпохи.

Винтиками страшной бюрократическая машины была тогда большая часть населения страны. Ребенок, начиная учится в гимназии, был обязан носить мундир, потом поступив на службу в департамент или в полк, тоже был обязан носить мундир. С детства человеку указывалось на его место, он должен стать солдатиком в руках императора - безвольным и податливым. Готовым исполнить любой приказ, любую прихоть своего хозяина.

Именно эти «добродетели» воспитывали в своих подопечных большинство учителей. Подобно капралам на плацу они вкладывали в головы учеников ровно столько знаний, сколько надо для их будущей службы: ни больше, ни меньше.

И в это сложное время молодой Константин Ушинский решает стать педагогом. В 1846 году, окончив университет, он становится профессором Демидовского лицея в Ярославле. Константин Дмитриевич сразу же начинает рушить установленные нормы. Он запросто общается с учениками, как с равными, прививает им любовь к свободе, учит их мыслить самостоятельно [1].

Ужасная крамола! Руководство лицея пребывает в бешенстве, на К.Д. Ушинского пишутся доносы в столицу, а именно в Министерство народного просвещения. Дело учителя-вольнодумца берет на контроль сам губернатор Ярославской губернии генерал Бутурлин. В своем докладе он пишет том, что Ушинский «подал слишком невыгодное о себе понятие за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея» [2].

Из-за страшного скандала Константин Дмитриевич вынужден подать в отставку и покинуть лицей. Первая битва с костной системой образования была проиграна. Как пел когда-то Егор Федорович Летов:

-Пластмассовый мир победил.

Макет оказался сильней [2].

Однако, К. Ушинский не сдался и спустя несколько лет вернулся к преподавательской деятельности. А вскоре он и вовсе стал инспектором классов в Смольном институте благородных девиц, в престижнейшем учебном заведении в стране! К. Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей. Также благодаря Константину Дмитриевичу в институте было навсегда убрано деление учащихся на «благородных» (дворян) и «неблагородных» (мещан), ведь он, как мы уже могли заметить, был ярым сторонником демократизации образования [3].

Это был огромный успех. К.Д. Ушинский становится популярен в столице, его книги по педагогике, над которыми он работал в последние годы, становятся известными.

И именно в это время знаменитый педагог становится редактором «Журнала Министерства народного просвещения». Начинается новая страница развития отечественной журналистики.

Кто-то скажет, что «новая страница развития отечественной журналистики» была открыта не К. Ушинским и каким-то странным «Журналом Министерства народного просвещения», а Николаем Некрасовым и его журналом «Современник» или мятежным Александром Герценом с его «Колоколом» или «Полярной звездой». Но великий новатор педагогики в отличие от Некрасова с Герценом полностью изменил каноны отечественной печати. Пусть это произошло тихо и незаметно, это нисколько не умаляет масштаб преобразований, произведенных К.Д. Ушинским.

Еще с петровских времен почти все газеты и журналы в России были государственными.  Это были официальные «листы», в которых публиковались императорские приказы, распоряжения крупных чинов и сухие сводки. Таким был и «Журнал Министерства народного просвещения». Там были и высочайшие повеления и многостраничные доклады министерских чиновников. Разнообразие давали только рубрики «Путешествия», «Новости иностранной жизни», «Разные известия». Однако, про само просвещение и педагогику в журнале почти не писали.

Все изменилось с приходом К.Д. Ушинского. При нем он стал исключительно педагогическим журналом, в котором печатались статьи, лекции и другие работы знаменитых преподавателей и теоретиков педагогики.

Это было настоящим прорывом. В ту пору от официального печатного источника едва ли могли ждать такое количество практической информации, которая оказалась бы так полезна огромному количеству учителей по всей стране. Константин Дмитриевич прекрасно знал, как важно для преподавателя знакомство с трудами по педагогике, как важно перенимать опыт своих коллег. Недаром одна из лучших его научных статей называлась «О пользе педагогической литературы».

Всего за год «Журнал Министерства народного просвещения» из посредственной макулатуры превращается в прекрасное педагогическое, периодическое издание, весьма отзывчиво относившиеся к новым течениям в области народного образования.

К. Ушинский возглавил «Журнал Министерства народного просвещения» в 1860 году, в самом начале золотого века российской печати, которая в 60-ые годы будет переживать небывалый расцвет. Многие официальные издания начнут существенное обновление, в них появится гораздо больше практической информации.

Был ли этот бурный всплеск порожден воодушевлением на фоне прихода к власти либерального императора Александра II и увеличением числа свобод или же многие редакторы и издатели уже давно мечтали о подобных изменениях, но только сейчас смогли воплотить их в жизнь? Трудно сказать, однако с уверенностью можно заявить, что К.Д. Ушинский был первым на пути обновления отечественной печати в то время, и на своем личном примере показывал, как именно нужно идти к новому, отказываясь от старого и отжившего.

Константин Дмитриевич был главным редактором «Журнала Министерства народного просвещения» довольно непродолжительное время, всего год. Из-за скандалов ему пришлось покинуть и Смольный институт благородных девиц. Но несмотря на это К.Д. Ушинский изменил развитие педагогики и журналистики на годы вперед. Современная печать и современное образование не представимо без его великих свершений.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): К. Д. Ушинский и журналистика. Как новатор педагогики повлиял на развитие журналистики в России?




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*