Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Константин Дмитриевич Ушинский – народный педагог

21.03.2023 395 568
Бреславская Ольга Владимировна
Бреславская Ольга Владимировна, преподаватель

Антонова Лада Сергеевна
Антонова Лада Сергеевна, студент

Вятский колледж культуры

«До сих пор педагогика больше думает о том, как учить, чем о том, для чего учиться... Мы валим в детскую голову всякий ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать. Давно пора серьёзно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека, и выбросить всё, что учится для того только, чтобы быть впоследствии позабытым»

К.Д. Ушинский

Эти слова принадлежат Константину Дмитриевичу Ушинскому, родившемуся без малого 200 лет назад. Может показаться, что за два века в отечественной педагогике ничего не изменилось, но это не так. Изменилось многое - именно благодаря Ушинскому.

Константин Дмитриевич родился в Туле, детство и юность провёл в родовом имении на Украине, в Черниговской области. Как было принято у дворян, начальное образование он получил дома, а в 12 лет был зачислен в 3-й класс гимназии в Новгороде-Северском. После Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, закончил его с отличием и в 22 года получил кандидатскую степень по юриспруденции.

В 1859 году К.Д. Ушинскому предложили должность инспектора Смольного института благородных девиц. В те времена девушки проводили в нём девять лет практически в полной изоляции, а обучение сводилось к танцам, музицированию и поверхностному изучению пары иностранных языков. Считалось, что серьёзное обучение вредит женскому естеству. Ушинский был с этим категорически не согласен.

В 1864 году за границей вышли книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» - первые массовые учебники русского языка для начальной школы. К «Родному слову» прилагалось руководство для учителей и родителей - первое полноценное методическое пособие. Оно содержало рекомендации не только по преподаванию, но и по организации учебного процесса в целом. Успех этих книг был громадный.

 «Детский мир» и «Родное слово» оказали на преподавание русского языка такое же влияние, какое оказал пушкинский «Евгений Онегин» на сам русский язык: Ушинский фактически создал русскую педагогику, какой мы знаем её теперь.

В середине 1860-х Ушинский вернулся на родину. С 1867 года он начал публиковать главный научный труд своей жизни «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». В нём учёный размышляет о предмете педагогики, её принципах и закономерностях [2].

Ушинский говорил «Педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: идеалу совершенного человека» [1].

Воспитание личности происходит через всестороннее развитие - физическое, умственное, нравственное и эстетическое. Ушинский неоднократно подчёркивал связь интеллектуального и морального, этики и науки, утверждая, что именно чувство прекрасного запускает процесс познания.

Учёбу ради учёбы Ушинский критиковал, утверждая, что образование должно иметь конкретную цель: сформировать правильное понимание жизни, которое сделает человека полезным себе и обществу [2].

В своих работах по педагогике Ушинский не раз говорил о том, что систему воспитания невозможно создать искусственно или позаимствовать за границей. Каждый народ обладает собственными установками и ценностями, которые передаются из поколения в поколение - это и есть самая лучшая воспитательная система, ведь она естественна. На ней и должна основываться педагогика.

Первое знание, которым должен овладеть ребёнок, - знание национальной культуры. Одновременно с обучением письму и счёту ребёнка нужно знакомить с произведениями народного творчества, историей, географией, природой и религией своей страны. И конечно, все занятия должны проводиться на национальном языке, поскольку язык — это не только звуки и знаки. Язык содержит понятия, воззрения, чувства и образы, отражающие народное сознание и самоощущение. 

Родной язык является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было ещё ни книг, ни школ, и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация. 

Ушинский утверждал, что если растить ребёнка на лучших образцах родной культуры, не придётся искусственно прививать патриотизм.

Поскольку лучшую систему обучения Ушинский предлагал искать в народе, оптимальным способом подачи материала он считал диалог.

По мнению Ушинского у педагога есть более важная задача, чем передать знания - научить мыслить. Поэтому огромное внимание он уделял развитию логического мышления [1].

В своём учебнике «Первые уроки логики» Ушинский популярно объясняет логические законы и важнейшие приёмы: сравнение, поиск сходств и различий, построение суждения, принципы причинно-следственных связей.

Учёный считал, что для развития мышления тоже не нужно ничего придумывать специально - достаточно использовать принцип наглядности. Дети от природы наблюдательны и если поощрять их тягу к исследованию и учить на понятных примерах, двигаясь постепенно от простого к сложному, можно добиться прекрасных результатов [2].

Ушинский К.Д. не раз отмечал, что труд поддерживает в человеке нравственность и чувство собственного достоинства. Образование - это уже труд, но очень важно, чтобы трудолюбие человека не ограничивалось усердием в учёбе. Важно воспитать ребёнка так, чтобы он понимал, зачем получил знания, и был готов применять их на благо себе и обществу. Поэтому учить ребёнка следует тому, что он в будущем сможет использовать. Об этом и сейчас многие забывают [2].

В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский К.Д. пишет о необходимости совмещать физический и интеллектуальный труд - не только для гармоничного развития, но и для удовольствия.

Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного [1].

Ушинский верил, что нравственное и духовное развитие важнее знаний, и один хороший воспитатель полезнее, чем десяток учителей. Он считал необходимым воспитывать в детях способность самостоятельно развиваться, критически оценивать, стоять на своём и действовать осознанно. За это Ушинского особенно не любили чиновники от образования. А Константин Дмитриевич утверждал: «Воспитатель не чиновник, а если он чиновник, то он не воспитатель». Система может дать знания, но не знания делают человека личностью. Этому может научить только другая личность - живой человек, наставник, воспитатель [1]. 

Поскольку педагогика по Ушинскому - скорее искусство, чем наука, учитель должен иметь талант и подходить к работе творчески. Не вещать с кафедры сухие факты, а показать, что знания можно добывать отовсюду - наблюдая за окружающей природой, за языком, за поведением других людей. Продемонстрировать, что мировые законы существуют не отдельно от жизни, а работают прямо здесь и сейчас, и нет ничего интереснее, чем открывать их. Учить человеколюбию на своём примере, относясь к ученикам справедливо и уважительно. Быть объективным и не навязывать своих убеждений. И сохранять беспощадную честность, прежде всего, к себе самому [2].

Большинство проблем, впервые поднятых Ушинским, по-прежнему актуальны. Российские школы всё ещё далеки от демократических идеалов, учебные программы перегружены информацией, знания часто подаются в отрыве от реальности, а воспитательная функция временами есть только на бумаге у методистов.

И всё же идеи Ушинского оказали огромное влияние на потомков. Без его трудов не было бы педагогического чуда Макаренко, гениальных открытий Выготского, проникнутой безусловной любовью гуманной педагогики Амонашвили, эффективных развивающих систем Занкова, Эльконина, Давыдова и других хороших программ [1].

Именно благодаря Ушинскому ситуация хоть медленно, но меняется. Появляются новые школы с принципиально новым подходом, где детей учат взаимоуважению, уважая их самих, где нет зубрёжки и утомительных домашних заданий, где учеников не сравнивают между собой и учат получать не оценки, а знания.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Константин Дмитриевич Ушинский – народный педагог




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*