Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ последние годы в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных учреждений выбирать и создавать педагогические процессы по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет процесс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
Одним из самых инновационных подходов к образованию является эргономический и ортобиотический подходы, лежащие в основе здоровьесберегающей педагогики.
Эргономика – это наука, изучающая оптимальные условия труда с целью увеличения его производительности и сохранения сил, времени, энергии, работоспособности и здоровья человека.
Ортобиотика – это наука о технологии сбережения человеческого здоровья и оптимистического настроя.
Дидактические методы, реализуемые в образовательных технологиях, не всегда отвечают требованиям здоровьесберегающего педагогического процесса. Увлечение интеллектуальными методиками обучения, эксплуатирующими левополушарные области мозга, приводит к ухудшению эмоциональной составляющей психического здоровья студентов.
Здоровьесберегающим потенциалом обладают технологии эвристического обучения, стимулирующие развитие творческих способностей студентов. В них включаются – методы, инициирующие развитие образного мышления, воображения и фантазии, интуиции. Ситуации творчества позволяют студентам легче переносить учебные нагрузки, снимают мышечное напряжение.
Использование в технологиях обучения и воспитания игровых методов и приемов, правильное сочетание их с другими методами повышают учебную мотивацию студентов, способствуют менее затратному (без напряжения) достижению учебных задач. Игра – один из ведущих видов деятельности человека, не занявший пока достойного места в образовательном процессе. Ей присущи психотерапевтические функции, позволяющие изменить отношение человека к себе.
Здоровьесберегающим потенциалом обладают методы и формы, предполагающие дифференциацию обучения, хотя не всякая дифференциация позитивно влияет на сохранение и укрепление здоровья детей.
Внутригрупповая дифференциация обучения, осуществляемая по степени оказания методической помощи каждому студенту, наиболее эффективна. Она позволяет выстроить индивидуальную траекторию успеха, подбор ребенку адекватных его индивидуальным способностям и возможностям методов и средств обучения. Использование дифференциации на основе интересов студентов и уровня их обученности, предоставления им свободы выбора выполнения учебных задач повышает самостоятельность студентов, позитивно влияет на эмоционально-волевую сферу личности, а, следовательно, укрепляет здоровье.
Особое внимание в укреплении здоровья играют формы организации учебно-познавательной деятельности. Доминирование на всех этапах обучения фронтальной формы организации приводит к мышечной зажатости, скованности, возникновению сколиоза.
Творческое сочетание парных и групповых, индивидуальных и коллективных форм работы снимает динамическое напряжение и эмоционально насыщает учебный процесс.
Более ста лет назад известный московский врач Ф.П. Гааз утверждал, что «медицина – царица всех наук, ибо здоровье необходимо для всего прекрасного и великого». Царицей всех наук, по мнению В.М. Шепеля, можно назвать и ортобиотику, которая формирует философию отношения человека к своему здоровью. Она составляет духовную основу разумного образа жизни и помогает при ярком самоощущении жизни, увлечении трудовой деятельностью, эстетическом общении добиваться поставленных перед собой целей.
Здоровьесберегающие технологии в работе отдельного педагога можно представить как системно - организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности студента к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья.
В настоящее время возникло особое направление в педагогике «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке. Здоровьесберегающая технология не может выражаться какой - то конкретной образовательной технологией. В тоже время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить учащемуся возможность сохранения здоровья в период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Здоровьесберегающие аспекты педагогических технологий
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.