Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Взаимопроникновение передовых отечественных и зарубежных педагогических идей в вопросы женского образования XIX века на примере личности К.Д. Ушинского

21.03.2023 99 112
Рахманова Софья Викторовна
Рахманова Софья Викторовна, концертмейстер

Кулябина Александра Владимировна
Кулябина Александра Владимировна, студент

Вятский колледж культуры

Вопросы образования, просвещения народа не раз волновали общественное сознание. Из этого стоит отметить цикличность истории в отношении данного обстоятельства. Но, как известно, любые кардинальные изменения в чем-либо, переход от одного этапа развития к другому, смена парадигмы и т.п., как правило, происходят вследствие подъема передовых сил, роста негодования общества относительно государственной политики, в результате чего наблюдается всплеск реформаторских идей, в крайней точке выходит в народные волнения и перевороты. Иначе говоря, планомерно зреет подготовка к смене курса общественно-политической жизни и связано это зачастую с научным, культурным подъемом, социально-экономическими изменениями. Зная это, не стоит анализировать изучаемый вопрос в отрыве от истории разных ее периодов, потому как процесс преемственности благодаря великим умам человечества имеет большую духовную движущую силу не одного поколения. «Исторический подход – важнейшая методологическая основа научного анализа, дающая возможность видеть и оценивать педагогические явления, факты, теории, в их развитии и связи с другими явлениями и условиями общественной жизни» [2, с. 5].

Таким особым волнительным объектом изучения за период XVIII-XIX в.в. встал вопрос образования женщин в России, интерес к которому наблюдался на фоне длительно не простого периода жизни народа и характеризовался неоднозначностью подходов в его решении. Так же вопрос женского образования совпал с развитием отечественной педагогики и наиболее ярко выразился в трудах величайшего гражданина-патриота, «наставника своего времени» по части народного образования, педагога-демократа и реформатора К. Д. Ушинского. Как истинный мыслитель-гуманист, прежде всего, бесконечно любивший и почитающий личность ребенка, как ценность, со всей свойственной ему самоотдачей Ушинский рационально регламентировал учебную систему на примере Смольного института благородных девиц. Но самое главное он воспитывал своим примером, а примеры эти он получил в юные годы.

Формирование взглядов и убеждений шло планомерно, начиная с детских впечатлений от общения с братом, сестрой и матерью, посеявшей зерно любознательности ко всему, что окружает человека; затем были самостоятельные наблюдения в Новгород-Северской гимназии, где фигура ее директора профессора Харьковского университета, доктора прав и философии, члена Великобританского и Геттингенского ученых обществ И.Ф. Тимковского оказывала глубокое и сильное влияние на всех ее воспитанников. Тимковский по своей сути был новатором, придерживался передовых воззрений: выступал против телесных наказаний, зубрежки, а ратовал за сознательное усвоение урока; в литературе преклонялся перед римскими поэтами, существенное место отводил латыни; был терпелив на экзаменах к не особо отличавшимся успехами ученикам. От него-то, можно с уверенностью предположить, и взял молодой Ушинский манеру пышного слога, выражавшего глубокие мысли и познания их автора, так впечатлявшие юных смолянок, а человеческий подход выравнивал их друг перед другом в вопросах доверия, не лишая при этом взаимное общение почитания и уважения личности педагога. Учеба в Московском университете на юридическом факультете наделила его знаниями не только в области права и порядка, которые, безусловно, пригодились на ответственном посту инспектора классов, следующего после директора, но сформировала его позицию педагога-реформатора образовательной системы Смольного. Авторитетными для него там стали профессор государственного права П.Г. Редкин, который, будучи в Германии, проникшись Гегелем, убеждал студенчество, что именно наука и развитие всего общества способствуют прогрессу; лекции же профессора Грановского по истории средних веков европейских стран запали в душу осуждением произвола бедных и невежества начальников.

Все эти впечатления будоражили умы молодых образованных сокурсников Ушинского, его самого и всю столичную молодежь, а раскол общества на сторонников политики царизма и его противников способствовал затяжному переходу России на новый путь индустриального становления, который неумолимо зависел от ухода крепостничества, изживавшего себя на рубеже 50-60-х г.г. XIX века. Он понимал, что угнетением одних и процветанием других за счет первых нельзя выйти на передовой уровень во всех сферах жизни, что только свободная личность способна на великие свершения. Вот поэтому, еще в сентябре 1848 года, в своем выступлении на торжественном собрании, будучи на посту профессора камеральных наук Ярославского Демидовского лицея, Ушинский, говоря о развитии науки и, «подчеркивая ее значение для общественного прогресса, техники, делал из этого далеко идущие выводы для народного образования. Не наука должна приспособиться к современному хозяйству, а хозяйство преобразуется на уровне современной науки. Образование в свою очередь должно соответствовать «духу времени»» [2, с. 24]. Высказал он так же и мысль о создании правового государства, где нет места насилию и произволу, что, несомненно, было достаточно смелой позицией в ту пору. Это показывает его непримиримость с существующим строем и смелость взглядов, опережающих свое время.

Сознание людей понимало всю плодотворность трудов и забот, начатых еще Петром I и продолженных Екатериной II в политике и просвещении, но принцип сословного разделения общества, по мнению большинства, привилегии одних и отсутствие их у других не может и не должен далее господствовать. Ушинский в этом отношении утверждал, что образование должно быть всеобщим и всесословным, потому как оно начинается в школе, а продолжается по линии жизни каждого без исключения. В ходе работы педагога внимание воспитанниц Смольного института привлекалось ко многим дотоле не интересовавшим их вопросам и затрагивало не только ум, но, прежде всего, их душу, взывая к сострадательности, кротости, нежности чувств, но и внимая к их гражданской позиции. Транслируя смолянкам положение дел общества, воспитывая, тем самым, лучшие качества истинно образованной русской женщины, не оторванной от реальной жизни, а заинтересованной и готовой внести свой вклад в его развитие, - в этом и заключалась целенаправленная деятельность К.Д. Ушинского в стенах института. Бывшая воспитанница Е.Н. Водовозова приводит отрывок лекции своего учителя: «Уже с раннего возраста воспитатели должны развивать в ребенке потребность к труду, привить ему потребность в образовании и самообразовании, а затем внушить мысль о его обязанности просвещать простой народ, ваших крепостных, так называемых ваших рабов, по милости которой вы находитесь здесь и, ублажаете себя мечтами, а этот раб ваш, как машина, как вьючное животное, работает для вас не покладая рук, недопивая, недоедая, погруженный в мрак невежества и нищеты» [1, с. 519].

Константин Дмитриевич не смог пропустить мимо себя правила Смольного института, которые не менялись десятилетиями. Он полностью обновил штат учителей на свой круг общения, в которых был уверен: Орест Федорович Миллер, Михаил Иванович Семевской, Василий Иванович Водовозов, Яков Павлович Пугачевский и многие другие. «Я познакомлю вас с другими преподавателями, которые научат по-настоящему ценить искусство» [8, с. 93-94]. Так же Ушинский уменьшил срок обучения с девяти лет до семи, с годичным курсом в каждом классе, как в гимназиях, разрешил тайно, в тетрадках, общаться с учителями мужского пола, что ранее наказывалось. Реорганизация образовательной системы Смольного института давала возможность воспитанницам пробовать себя и свои силы в педагогике с практической стороны: помимо основных семи классов введен двухгодичный педагогический класс. В первый год изучались наряду с общеобразовательными предметами педагогика и методика, второй год позволял проходить практику на ученицах начальных ступеней. Кардинальным новшеством стали: выезд воспитанниц на каникулы домой, введение не только новых теоретических предметов, но и практических, увеличение уроков по русскому языку, отечественной литературе, экзамены для перехода из одного класса в другой, в строгом соответствии с полученными и усвоенными знаниями. Но самое главное после отмены крепостного права инспектор стал призывать старших воспитанниц избирать благородный путь - стать учительницами, с целью служения народу ввиду того, что нужно немалое количество школ для «нового» городского народа.

«Народ - творец истории, он развивает все жизненные процессы общества - его экономику, культуру, науку, технику. Идея народности в воспитании у К. Д. Ушинского противостояла с самодержавием и крепостничеством, и отражала борьбу за новую, подлинно народную систему образования, удовлетворяющую действительным потребностям общественной жизни России, ее народа. Воспитание помогает развивать национальное самосознание народа, и в этом существенность его народности, отмечал К. Д. Ушинский» [2, с. 113-114].

Параллельно с работой в Смольном, Ушинский вел публицистическую деятельность «Журнала Министерства народного просвещения» в качестве его нового редактора. В первой программе журнала он дает подробное разъяснение своего педагогического кредо, описывает пути его воплощения и развивает мысль о взаимосвязи педагогики с физиологией, психологией, философией, историей. Это говорит о его разностороннем подходе к образованию и довольно широком понимании педагогики, как науки, отцом которой он явился на отечественной почве. Правители современники, жесткие реакционеры — Александр I, Николай I, боялись истинно народного просвещения, а народность рассматривали, как непререкаемую покорность воле царя и исключительную религиозность, всячески создавали ограничительные меры по предотвращению развития прогрессивной мысли, отвращались в целом так же и от Европы. К университетам относились с подозрением, так как чувствовали от молодых сопротивление самодержавию, особенно после подавления восстания декабристов 1830 г. «Университетский устав отражал страх самодержавия перед подлинной наукой» [2, с. 12]. Сам же Ушинский благодаря своим образцовым учителям был открыт достижениям педагогической, философской мысли, анализу и постижению работ ученых, мыслителей предшествующих периодов.

Так, например, Томас Мор - писатель гуманист раннего Возрождения впервые высказался о всеобщем и равноправном обучении женщин и мужчин, о необходимости самообразования и обучения на родном языке. Французский писатель, профессор анатомии Франсуа Рабле ратовал за индивидуальный подход к ученику, указывая на изначально добрые его побуждения и, что сами неверные действия взрослых стимулируют противоположные им проявления; предлагал планировать режим дня ребенка для его многостороннего развития и творческой активности. Именно эпоха Возрождения направила фокус внимания на гуманизацию и уважение личности ребенка. Вольфганг Ратке - немецкий педагог Просвещения (Нового времени), особенно чтимый Ушинским, создал методику обучения чтению параллельно с письмом, провел реформу за обучение на родном языке и впервые ввел термин «дидактика» - «искусство обучать». Джон Локк - британский педагог того же периода в трактате «Мысли о воспитании» указывал на значимую роль окружающей среды и живого примера наставника, акцентируя превосходство поощрений над любым физическим наказанием; появившийся на свет человек, в его понимании – «чистая доска». Иоганн Генрих Песталоцци - швейцарский педагог-гуманист Просвещения был очень близок к простому народу и своим личным примером показал, что можно и нужно давать любому, даже нищему и сироте возможность получать образование и воспитание, поскольку народное образование может оказать влияние на общество и развитие государства; считал, что обучение должно опираться на наблюдение и собственный опыт, обобщение, идти от простого к сложному, а воспитание должно быть наглядным и природосообразным. И, безусловно, фигура чешского педагога Яна Амоса Коменского – основоположника педагогики в качестве отдельной науки – не могла не повлиять на подход Ушинского к построению уроков, с опорой на дидактические принципы, которым он придавал особое значение (принципы научности, последовательности, наглядности, сознательности, природосообразности, преемственности, доступности, индивидуальный подход, связь теории с практикой).

Таким образом, Ушинский вобрал наиболее ценное из достижений европейской науки и практики. Подход к обучению был глубоким в связи с достаточно развитым уровнем духовной культуры его личности, общей эрудиции и высокой образованности. Это доказывает, что Ушинский был не только первым и единственным представителем отечественной научной педагогики, привнесшим все самое лучшее и передовое в систему образования, женского, в частности, он вдохнул живую душу в обычное рутинное школьное дело и указал ему верный путь к развитию и совершенствованию на всеобщую пользу. Роль и просвещенность женщины стали пониматься не столь узко и прикладно относительно только семьи и мужа, за всем этим стояла большая подвижническая миссия на личное усмотрение самой воспитанницы женского учебного заведения. Образование – это не только постижение собственно наук, но и последовательное воспитание души трудом, познанием семейных ценностей во имя общественного блага. Потому как то и во что мы вкладываем, отражается на нас самих.

Во все времена образование и деятельность педагога играли важную роль в жизни, как человека, так и государства - все это формирует основу мировоззрения, от чего в значительной степени зависит стабильность, устойчивость и будущее нашего государства.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Взаимопроникновение передовых отечественных и зарубежных педагогических идей в вопросы женского образования XIX века на примере личности К.Д. Ушинского




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*