Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Константин Дмитриевич Ушинский – куратор Смольного института благородных девиц

21.03.2023 503 706
Ищенко Татьяна Александровна
Ищенко Татьяна Александровна, преподаватель

Аникина Ольга Николаевна
Аникина Ольга Николаевна, студент

Вятский колледж культуры

Мало кто из педагогов того времени имел такое уважение и авторитет, любовь детей и их родителей, как Константин Дмитриевич Ушинский. Он стал основоположником новой педагогической науки, которой ранее не существовало в России. Его называют учителем учителей, но до этого ему пришлось пройти нелёгкий, тернистый, довольно недолгий путь. Элитарное образование России обнажило свои недостатки, и были нужны определённого рода реформы. И вот таким реформатором был выбран К.Д. Ушинский. В 1859 году педагогу было предложено место инспектора Смольного института благородных девиц. И самая напряжённая и трагичная педагогическая деятельность была у него в Смольном институте. Там она продолжалась почти три с половиной года [2].

Когда Ушинский пришёл в Смольный, сердце его тягостно сжималось. В Смольный брали девочек с 6-9 лет, и эти маленькие воспитанницы обязаны были по полтора часа неподвижно сидеть на уроке. Он задавал детям простейшие вопросы, а они затруднялись с ответом. С удивлением и ужасом, он осознал, что шутка о том, что выпускницы Смольного не отличают корову от лошади, не такая уж и шутка, не так далека от истины. Смольный был как монастырь: строгие правила, жёсткая субординация и редкие посещения родных. Девочки учились 12 лет, и перед тем как отправить ребёнка в Смольный, родители подписывали документ о том, что на протяжении всего этого времени девочек они оттуда не заберут. Для девочек даже в каникулы не было возможности уезжать домой. Они очень редко виделись со своими родственниками. А для детей такие условия даже вредны и опасны. Как пишет сам Константин Дмитриевич: «Толстые каменные стены учебных заведений больших городов, … жизнь по колокольчику или барабану, толстый швейцар у дверей - этот неумолимый цербер детского ада, … повсюду форма и чинность, вечная чистка и лакировка - все это веет на меня какой-то безвыходной тоской, какою-то мучительной бессмыслицей; я бы, кажется, не прожил ни месяца такою жизнью!» [1]

Смольный институт, задуманный Екатериной II как передовое учреждение, к тому времени уже сильно устарел. Он был разделён на две части: благородную и неблагородную. Институт готовил девушек к семейной бытовой жизни. В обучение входили иностранные языки, арифметика, словесность, домоводство и закон Божий. Обучение в одном классе длилось три года, а затем без всяких экзаменов девочек переводили в следующий класс. В результате в образовании заинтересован никто не был. Учебные программы строились на зубрёжке и были крайне ограничены. Женщину как существо, украшающее собой ложе из роз, Ушинский высмеивал. Он говорил, что женщина как мать оказывает огромнейшее влияние на развитие ребёнка и его судьбу. И не может малограмотная женщина воспитать образованного человека. Ушинский считал воспитание в семье одной из основ обязательных. Он первым выступил за равность в обучении мальчиков и девочек. Он открыл дверь женскому образованию, кардинально изменил систему и подход в обучении девочек. Он провёл тщательную инспекцию в Смольном и перешёл к решительным реформам. Большинство прежних преподавателей было уволено, а на их место пришли молодые и талантливые педагоги, разделявшие взгляды нового инспектора Смольного. Создавалась новая система обучения [1].

Ушинский стал собирать совещания, где обсуждались проблемы, вырабатывались методы работы. Это было впервые в России, это была просто революция в педагогике. Ушинский – первый, кто создал такое педагогическое сообщество. Он собирал единомышленников вокруг себя. Этого до него не делал никто. Ученицам наконец-то стало интересно на уроках, им позволили высказывать собственное мнение, задавать вопросы. Классные дамы, которые привыкли к беспрекословному подчинению и бездумному заучиванию уроков, были шокированы. Зато институтки, глубоко уважали и любили своего инспектора. Как вспоминает одна выпускница Смольного: «Новое преподавание произвело такое впечатление, как будто в темном и душном помещении вдруг отворили наглухо запертые окна и впустили туда широкую струю света и воздуха; заключенные зашевелились и заговорили не по правилам, а как кому вздумалось, и радовались своей свободе» [2].

Воспитанницы настолько любили своего преподавателя, что однажды даже произошёл такой прилюдный случай: девочки младших классов в знак обожания залили его единственную шляпу духами, но залили так основательно, что носить её было невозможно. И Ушинский влетел в класс, почти кричал, что для него было неестественно и непривычно, и главный аргумент, что так делать не стоит – «а если я беден и не могу позволить себе купить новую шляпу», что в действительности так и было. Но «смолянкам» трудно было это понять в силу их происхождения и быта. Старшим ученицам, по воспоминаниям, он, обращаясь, говорил: «Вот, вы учитесь, носите чистое белье, спите на чистых простынях, танцуете на балах, вы сыты, вы гуляете… а за чей счет вы всё это делаете? - за счет ваших крепостных, за счет ваших рабов, которые живут в грязи, в нищете, в невежестве, так вот когда вы окончите то, где вы сейчас учитесь, не забывайте о них и думайте сейчас, как больше им принести пользу» [1].

Нравственный аспект всегда был для Ушинского на первом месте. Меньше, чем за три года, Смольный институт превратился в одну из лучших женских школ не только России, но и Европы. Срок обучения в институте был уменьшен, но было введено два дополнительных педагогических класса. И у девочек появилась возможность попробовать себя в процессе воспитания и обучения. Были изменены отношения с воспитателями. Девочки получили право ездить на каникулы домой к родным и близким, что их очень радовало. Был изменён порядок преподавания предметов, расширено количество естественнонаучных и математических дисциплин, что способствовало развитию мышления, развитию ума. Теперь все предметы начали преподавать на русском языке, а не на французском, как это было со дня основания этого института. Главным воспитанием и учением в образовании должен быть родной язык - сокровищница народа, - как писал Ушинский, его опыт, его чаяния, пословицы, былины, песни, танцы и все другое, прежде всего, выражается в родном языке. Необходимо сделать в русской школе главными предметами русский язык, русскую географию, русскую историю, возле которой группировались бы все остальные. Словом, обратить нашу школу к народности [2].

Ушинский наконец-то счастлив, его теории получили в Смольном практическое подтверждение, его статьи пользуются невероятным успехом, его окружают соратники, единомышленники, а ещё подготовлен к печати учебник «Детский мир», 1861 году он был издан впервые и в том же году переиздан три раза. Но влиятельная статс-дама Мария Леонтьева, начальница Смольного и сама же выпускница этого института, из всех сил старалась сохранить старые традиции, а в Ушинском она увидела их разрушителя, и просто решилась объявить ему настоящую войну. Правда, открыто выступать против любимца императрицы Леонтьева не могла, и реформы с трудом, но всё же пробивались. Но всё изменилось в одно мгновение, когда в 1862 году, в марте на него поступил донос от священника Смольного института Гречулевича. Леонтьева тут же сообщила о жалобе в попечительский совет Смольного, в который входила императрица. Инспектор Смольного института благородных девиц К.Д. Ушинский был в отчаянии. По доносу его обвинили в страшных грехах, атеизме и развращении воспитанниц, его, пришедшего в Смольный с единственной целью воплотить в жизнь то, ради чего институт создавался, а цель его была - дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества. Ушинский был вызван для объяснений, тогда-то он решился написать письмо Марии Александровне. Он писал его несколько дней, по воспоминаниям своих друзей, говорят, что из-за стола он вышел поседевший. Публичное разбирательство в попечительском совете добило его окончательно. И если бы совет принял жалобы обоснованными, Ушинскому грозила бы ссылка, а может быть даже более серьёзное наказание, но всё обошлось. Хотя после такого открытого конфликта оставить его в Смольном было уже невозможно, не увольнять же почтенную статс-даму! [1 ]Поэтому было принято опять компромиссное решение, и Константин Дмитриевич, как когда-то из Гатчинского лицея, ушёл «по состоянию здоровья». И уже после Смольного никогда великий педагог Константин Ушинский не работал учителем. Следуя за ним, из Смольного ушли его соратники, но нововведения, которые всё-таки были, внедрялись и оставались без особых изменений. Более того, по программе, которую Ушинский и его коллеги разработали для Смольного, впоследствии учились девочки практически всех гимназий России. Чтобы загладить произошедшее Ушинского отправили в почётную командировку в Европу.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Константин Дмитриевич Ушинский – куратор Смольного института благородных девиц




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*