Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Актуальные подходы к организации самостоятельной работы обучающихся

03.03.2023 202 255
Артемьева Лариса Васильевна
Артемьева Лариса Васильевна, преподаватель

Кировский технологический колледж

В современном мире, где переход от индустриального к информационному обществу идет не равномерно, система среднего профессионального образования играет ключевую роль в формировании компетентных специалистов.

Человечество стремительными и уверенными шагами идет вперед и вместе с ним развиваются все сферы общественной жизни, поэтому на данном этапе развития России нужны компетентные выпускники, способные быстро и безошибочно ориентироваться в сфере услуг.

В современных условиях образования в России пока что преобладает традиционное образование, хотя рынок труда диктует свои предпочтения в специалистах. Исходя из этого, следует делать упор на обучение, построенное нетрадиционным образом.

Практико-ориентированная система обучения способствует развитию таких качеств у студентов, как самостоятельность, предприимчивость, находчивость, способность разностороннего мышления, поиск различных путей решения проблем, активность, а также более ответственный подход к выбору своей будущей профессии.

Одним из оптимальных методов подготовки к профессиональному становлению является самостоятельная работа.

Профессиональная самостоятельность всегда вызывала и вызывает, особенно у обучающихся первых курсов, ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы. Многие первокурсники испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, умения четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе.

Рассмотрение самостоятельной работы обучающегося как ведущего фактора в достижении целей обучения, общего развития личности, профессиональной её подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации самостоятельного обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности обучающегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Для исследования проблем, которые возникают у обучающихся при выполнении самостоятельной работы, в КОГПОБУ «Кировский технологический колледж» был проведен опрос студентов 2 и 3 курса специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», состоящий из 3 вопросов:

  1. Какие методы обучения для Вас являются наиболее эффективными? (теоретическое обучение, практические, встречи с работодателями, экскурсии на предприятия, использование гаджетов);
  2. Считаете ли Вы, что самостоятельная работа необходима в обучении? (да, потому что нужно закреплять пройденный материал; нет, потому что нужно делать все на учебных занятиях);
  3. С какими проблемами Вы сталкиваетесь при выполнении самостоятельной работы по предметам? (никаких, паника, тревожность, лень).

В опросе приняло участие 60 человек, возраст которых составлял от 17 до 20 лет.

Результатами исследования стали следующие данные. Обучающимся нравятся практические работы - 30%, экскурсии на предприятия - 22%, возможность использования гаджетов и информационных технологий - 43%, лекции - 5%. 

Большинство (92%) ответили, что самостоятельная работа необходима, остальные (8%) ответили «нет».

На третий вопрос ответили, что лишь 15% не испытывают проблем при выполнении самостоятельной работы, испытывают стресс - 25%, если не сдают вовремя самостоятельную работу, 35% обучающихся испытывают тревогу, и ленятся выполнять её - 15%.

Таким образом, обучающимся очень интересны при обучении информационные технологии, и при выполнении самостоятельной работы практически каждый из них сталкивается с психологическими проблемами. Принимая во внимание вышеуказанные мнения, можно сделать вывод о том, что необходимо разработать такие методы и формы обучения, которые повысят и простимулируют интерес и, кроме того, снимут психологические проблемы при выполнении самостоятельной работы.

Опираясь на разработанную американскими исследователями (Нейл Хоув и Уильям Штраус) «возрастную теорию поколений», можно сделать вывод, что современные обучающиеся – это поколение Z – дети гаджетов. Их характерной чертой является то, что со всеми современными технологиями они на «ты», они родились с гаджетом, выросли с интернетом и аккаунтом в Instagram.

Подавляющее большинство знаний современные дети получают из Интернет – ресурсов, они самостоятельны и постоянно нуждаются, чтобы кто-то указывал им на то, чем они должны заниматься. Чтобы их труд давал лучший результат, необходимо предлагать им творческие задания, максимально интересные для «зетов».

Поэтому, в реальных условиях колледжа стимулированию обучающихся к самостоятельной работе способствует внедрение в учебный процесс новых методик преподавания и современных информационных технологий. В рамках профессионального модуля «Конструирование швейных изделий» введен курс «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

В данном курсе они осваивают профессиональную программу «Грация», которая способствует развитию самостоятельной работы в процессе обучения, позволяет добиваться прочных знаний по конструированию швейных изделий, формировать опыт начальной профессиональной деятельности. И, кроме того, обучающиеся погружаются в привычную для себя атмосферу общения с компьютером, в которой достаточно комфортно себя чувствуют и не испытывают никаких психологических проблем. Их самостоятельная деятельность развивает стремление к поиску альтернативных способов решения проблемных ситуаций по построению чертежей различных конструкций изделий.  

Для достижения целей самостоятельной работы необходимо направление улучшения активности обучающегося по всем параметрам самостоятельной работы во внеаудиторное время. При работе во внеаудиторное время возникает ряд трудностей, связанных с повышением активности обучающихся. Следовательно, главной задачей при организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов является создание определенных условий развития инициативы и интеллектуального мышления.

В решении этой проблемы весьма эффективной формой самостоятельной работы может являться проектное обучение с использованием информационных технологий. В данном случае речь идет о курсовом проекте по профессиональному модулю «Конструирование швейных изделий». При работе над курсовым проектом с использованием САПР «Грации» осуществляется переход от формального выполнения конструкции любого изделия при пассивной роли студента к познавательной активности, с формированием собственного мнения при решении проблемных задач проектирования швейных изделий.

В колледже на этапе государственной итоговой аттестации практически каждый учебный год представляются комбинированные дипломные проекты студентов 3 специальностей:  

54.02.01 «Дизайн в текстильной и легкой промышленности»;

29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»;

38.02.04 «Коммерция» (в индустрии моды).

Проект объединяет обучающихся выпускных групп в виде рабочей группы, объединенной идеей создания современного предприятия индустрии моды, специализирующегося на изготовлении молодежной линейки одежды.

Вся работа осуществляется с использованием специальных программ по разработке дизайн-проекта, конструкторской и технологической документации.

Такие проекты являются самым ярким показателем самостоятельной внеаудиторной работы студентов - они самостоятельно выстраивают траекторию своего продвижения. Помимо этого, во время этой работы у выпускников формируются следующие интеллектуальные умения:  

- планирования форм и методов деятельности;

- организации своей самостоятельной работы;

- учета результатов своих действий;

- осуществление контроля и самоконтроля;

- ведение рефлексии и итогов самостоятельной работы.

Проекты получают достаточно высокую оценку при рецензии специалистов и руководителей швейных предприятий города Кирова, так как имеют высокую практическую значимость.

С появлением в сети Интернет новых учебных пространств (различные платформы и системы) должны развиваться и подходы к организации самостоятельной работы студентов. Перспективным направлением конкретно по модулю «Конструирование швейных изделий» является создание условий для организации самостоятельной работы обучающихся. Появилось новое учебное пространство, в котором может быть организована их самостоятельная работа: разработчик программы САПР «Грация» устанавливает по запросу обучающегося колледжа на любом компьютере учебную версию программы. Он самостоятельно выполняет определённое задание по построению конструкции любого изделия. Такое обучение с использованием дистанционных форм делает процесс обучения более интересным, гибким, позволяет выбирать время для обучения, позволяет улучшить их профессиональную подготовку, сформировать навыки к самообразованию, самопознанию, самосовершенствованию и стремлению к обучению в течение всей жизни.  

Другим достаточно значимым показателем эффективной организации самостоятельной работы в нашем колледже является демонстрационный экзамен, который проводится на аккредитованной площадке по компетенции «Технологии моды» для обучающихся в рамках промежуточной аттестации.

Целью демонстрационного экзамена является определение у экзаменуемых уровня знаний, умений и практических навыков в условиях моделирования реальных производственных процессов.

Демонстрационный экзамен – это своего рода наглядная демонстрация уровня самостоятельной работы студента. При подготовке к нему студенты получают рекомендации на выполнение самостоятельной работы и алгоритм работы всех необходимых заданий. С использованием информационных компьютерных технологий осуществляется непрерывная связь, которая позволяет обучающимся вырабатывать умение самостоятельно выбирать способы и варианты выполнения различных заданий, развивать навыки экономии времени и овладевать искусством объективной оценки своих деловых и профессиональных качеств. 

Таким образом, повысить эффективность образовательного процесса возможно благодаря развитию творческой инновационной и самостоятельной деятельности обучающихся путем предоставления профессиональной, личностной свободы и погружения их в привычное для них информационное пространство. Информационные технологии в этом случае являются мощным средством эффективной организации самостоятельной работы. Самостоятельная деятельность в этом случае развивает стремление к поиску альтернативных способов решения проблемных ситуаций и формирует опыт профессиональной деятельности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Актуальные подходы к организации самостоятельной работы обучающихся




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*