Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Эффективность организации самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины «Математика и информатика»

16.05.2014 1144 2253
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель, методист

Вятский колледж культуры

Сегодня одна из основных задач образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

 

Следует признать, что в такой ситуации самостоятельная работа студентов становится основой образовательного процесса, организацию которого следует пересмотреть. Преподаватель должен работать не только со студентами «вообще», а с конкретной личностью, ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями, помогать в адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Именно поэтому виды заданий самостоятельной работы должны быть направлены не только на выработку необходимых ФГОС 3 поколения умений и знаний по дисциплине, но и на отработку способностей будущих специалистов в обладании общими компетенциями.

 

Для того, чтобы понять, эффективны ли виды заданий самостоятельной работы по дисциплине «Математика и информатика», было проведено исследование среди студентов первого курса колледжа.

 

Рассмотрим соответствия каждой общей компетенции определенному виду задания самостоятельной работы из данной дисциплины и результаты эффективности этого задания.


1. С целью повышения эффективности процесса профессиональной подготовки студентов учитывается принцип профессиональной направленности заданий при формировании компетенции ОК 1: написание сочинений определенной тематики; решение задач, в которых условие составлено для профессий нашего колледжа; написание рефератов на темы, связанные с приобретаемыми студентами профессиями. В данном случае, преподаватель помогаем студентам увидеть многогранность и широту использования выбранной ими профессия, доказывая, что их профессия – лучшая.


2. При изучении математики важным звеном при отработке необходимых умений является решение задач. Поэтому большая часть времени отведенная на самостоятельную работув разделе «Математика» (70 %), направлена именно на решение задач для закрепления приобретенных умений. При выполнении данного вида задания студенты организуют собственную деятельность, выбирают типовые методы и способы решения определенной задачи, оценивают эффективность и качество выбранного способа решения, то есть у них формируется ОК 2. Для того, чтобы проверить, эффективно ли данное задание для наших студентов, было проведено две проверочные работы. Первая проводилась, после изучения темы, но студентам не было задано на дом решение задач. Вторая проводилась после решения аналогичных задач дома. Результаты проверочных работ изображены на экране. Мы видим, что качественный показатель усвоения темы без повторения ее во внеаудиторное время составляет всего 29 %, после повторения посредством решения задач – 68%.

 

Итак, по результатам проверочных работ можно судить об эффективности данного вида самостоятельной работы.


3. ОК 3 формируется при решении нестандартных задач на смекалку, так называемых задач повышенной сложности. Стоит отметить, что наши студенты, будучи гуманитариями, неплохо с ними справляются.Например, они решают задачи на логическое мышление, разгадывают ребусы на сообразительность, находят ошибки в софизмах, активно участвуют в олимпиадах по математике. Для проверки эффективности данного вида задания студентам предлагалось дома решить несколько ребусов, а на занятии расшифровать ребусы уже по другим закономерностям, то есть действовать в новой, нестандартной для них ситуации.

 

Из 47 студентов все четыре задания выполнили 30 человек, два или три задания выполнило 17 человек, не выполнивших задание и разгадавших только один ребус нет.

 

Итак, можно сделать вывод, что данный вид самостоятельной работы эффективен, так как студенты показали отличные результаты в решение нестандартных задач.


4. Способности ОК 4 студенты приобретают в процессе работы с учебным текстом: конспектирование из предложенных источников информации основных понятий, определений, свойств, формул; поиск ответов на поставленные вопросы; кроме этого, при подготовке докладов, рефератов.

 

Для того, чтобы проверить, насколько быстро и правильно студенты могут ориентироваться в учебном тексте, им было предложено задание. За 15 минут найти в учебниках по информатике ответы на вопросы.

 

Выделенное определение нашли все 58 человек. Скрытое определение в тексте смогли отыскать только 39 человек, классифицировать по определенному признаку смогли 32 человека. Основные сложности при выполнении последнего задания были в том, что классификация производилась не по названному признаку, а по первому делению на виды, которое нашли в учебнике студенты, то есть с оценкой информации пока есть проблемы.

 

Таким образом, все студенты могут осуществлять поиск информации, большинство из них анализирует и производит оценку информации, необходимой для постановки и решения поставленных задач.


5. Большую роль в изучении дисциплины «Математика и информатика» играют информационные компьютерные технологии и самостоятельное создание различных программных продуктов, которые они используют в профессиональном цикле:

  • оформляют различные документы в текстовом редакторе;
  • составляют отчеты, сметы в табличном редакторе;
  • сопровождают доклад или концертное выступление презентациями;
  • создают набор бизнес информации с помощью программы-шаблона;
  • используют услуги сети Интернет.

Освоив технику взаимодействия и управления с одним приложением, студенты могут использовать ее и при изучении профессиональных программ:

  • специальности «Библиотековедение»;
  • специальности «Звукооператорское мастерство» для работы со звуком;
  • вида «Фотовидеотворчество» для работы с изображениями и видео;
  • вида «Этнохудожественное творчество»для набора нот в нотных редакторах.

Таким образом, формируется ОК 5 и ОК 9. Об эффективности данного вида заданий можно судить по частому использованию программных продуктов студентами в своей профессиональной деятельности.


6. Среди видов самостоятельных работ студентов есть – выполнение творческого задания по группам – например, показ вредоносных программ для ПК. Имитируемый при такой форме проведения занятий реальный жизненный (технический, социальный) процесс увлекает студентов, становится для них своеобразным проектированием деятельности. Они легче приобретают знания, лучше понимают те процессы, в которых участвуют. Разработка одного большого творческого задания коллективом является весьма интересна для студентов нашего колледжа, а поскольку такой подход прививает навыки коллективного творчества, это говорит об овладении ОК 6. Кроме того, данный вид учебных заданий подразумевает распределение ролей, что подразумеваем использование ОК 7. Для того, чтобы понять, насколько хорошо усвоили студенты данную тему, был проведен тест на соответствие названия вида угрозы и его описания.

 

Оценки «4» и «5» получило 44 %, оценку «3» - 36 % и 20% получили неудовлетворительные отметки. Данные результаты меня потрясли, так как студент должен был неоднократно работать с информацией по теме: самостоятельно обдумывать свою постановку, изучая функциональные признаки проявления данной вредоносной программы, обсуждать постановку с подгруппой, слушать комментарии педагога после демонстрации своей работы, кроме того наблюдать за постановками других студентов и называтьвид вредоносной программы. 

 

Таким образом, мы видим, что групповой способ обучения пока не дает эффективных результатов, над этим еще стоит работать.


7. ОК 8 формируется при подготовке докладов, рефератов, так как студенты самостоятельно ставят цель и задачи работы, изучают источники информации, выбирают форму защиты, при выступлении проявляют риторические способности. Для того, чтобы понять, насколько внимательно студенты слушают выступления  друг друга, владеют ли данным материалом, понимают ли содержание и значимость выводов, был проведен письменный опрос на следующем занятии после семинара.

 

Из 41 студента 25 получили оценки «4» и «5», 16 человек получили оценку «3», не удовлетворительных оценок нет. Радует то, что каждый студент на вопросы темы, которую освещал сам, ответил совершенно правильно.

 

Итак, можно сделать вывод, что студенты, готовясь по теме самостоятельно в виде написания рефератов и докладов, усваивают ее и доносят до большинства слушателей.


8. Дисциплина «Математика и информатика» необходима студентам даже в такой области, которая, казалась бы, никак с ней не связана – это исполнение воинской обязанности. Но студенты решают задачи и практического характера. Таким образом, у них формируется ОК 10. Для того, чтобы понять, насколько эффективны данные задания, студентам – юношам предложено было решить задачу практического характера.

 

73% юношей решили задачу, а 27% - не справились с ее решением. То есть, можно сделать вывод, что большинство юношей смогут использовать дисциплину «Математика и информатика»  при исполнении воинской обязанности.

 

Таким образом, в процессе работы над темой были выделены эффективные виды заданий самостоятельной работы: решение типичных и нестандартных задач, поиск информации при работе с учебным текстом, создание программных продуктов, подготовка докладов и рефератов. Трудности возникли при усвоении знаний, полученных в процессе выполнения творческого задания по группам, при анализе и оценке информации в процессе работы с учебным текстом.

 

В заключении хотелось бы отметить, что эффективность обучения зависит как от качества организации самостоятельной работы, так и от степени интереса самого студента к познавательной деятельности. Поэтому преподаватель должен превратиться из транслятора знаний в менеджера образовательного процесса, организуя и направляя познавательную деятельность обучаемых, проявляя свое творчество, педагогическое мастерство и профессионализм. Известно, что  студент, умеющий самостоятельно справляться с поставленной целью, сможет реализовать себя во взрослой жизни, как специалист высшей квалификации. Разве не это наша главная задача?




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*