Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Условия для профессиональной адаптации выпускников организаций профессионального образования России в различные исторические периоды

01.03.2023 133 209
Ващенко Екатерина Владимировна
Ващенко Екатерина Владимировна, преподаватель

Баженова Любовь Аполлоновна
Баженова Любовь Аполлоновна, преподаватель

Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий

В современных зарубежных и отечественных научных исследованиях вопросы, связанные с процессом профессиональной адаптации молодых специалистов – выпускников средних или высших профессиональных образовательных организаций, обращают на себя серьезное  внимание специалистов системы профессионального образования, социологов,  психологов, философов и специалистов смежных отраслей. Уровень качества профессиональной адаптации выпускника является маркером уровня его профессиональных адаптационных качеств, степени понимания потребностей работодателя системой образования, соответствие применяемых в профессиональном образовании программ запросам современной экономики России.  В итоге, хорошо подготовленный специалист, следуя правилам диалектики и логики, будет влиять на «высокие темпы экономического роста» , что является важнейшей экономической задачей для развития всей экономики России в целом.

Качество профессиональной адаптации зависит от внешних и внутренних факторов [6].

К внешним относятся факторы социально-экономической среды, созданные  внешними условиями, начиная от космологического, геополитического положения государства, установившегося государственного устройства, национальных приоритетов и ценностей, государственной политики в молодежной сфере,  законопослушности работодателей и т.д.

К внутренним относятся профессиональные адаптационные качества личности, перечисленные фгос в списке общих и профессиональных компетенций.

Во время существования СССР проблемы занятости молодежи как таковой и безработицы не существовало. Вся молодежь была обеспечена работой, иногда и вопреки своему желанию. Безусловно, такая политика государства имела свои преимущества,  способствуя полной занятости молодежи с предоставлением пакета льгот и социальных благ. В то же самое время, нельзя не учесть и такой факт, как отсутствие возможности свободы выбора молодым специалистом места работы и места жительства.

Советская политика по трудоустройству выпускников профессиональных организаций была составляющей молодежной политики государства. В своих исследованиях  Вал. А. Луков констатировал, что власть рассматривала молодежь как определенный ресурс. Во времена СССР ресурсный подход прослеживается в «массовых комсомольских мобилизациях на решение народнохозяйственных задач» [4]. И. М. Ильинский и Вал. А. Луков пишут, что советская молодежная политика «всецело определялась партией, ее директивами, ее лидерами» [3, 4].

В 1984 году в исследовании А.В. Задонского приводится определение производственной адаптации: производственная адаптация рабочей молодежи представляет собой присвоение (в форме первичного овладения) совокупности средств и предметов труда, их технологической связи и усвоение производственных отношений, определяющих рамки трудовой деятельности людей [2]. Молодые социализирующиеся специалисты, при приоритете социалистической собственности на средства производства, воспринимались как собственники средств производства и результатов выполненного труда, что является принципиальным отличием молодых специалистов СССР от молодых специалистов в современной России.

Результатом сложившегося подхода в СССР в процессе социально-производственной адаптации у молодых специалистов формируются коллективистские качества сохозяина, совладельца производства, развиваются способности социально-активных производственников и обеспечивается удовлетворение материальных и интеллектуальных потребностей носителей новой рабочей силы. Концентрированно результат усвоения социальной значимости своего труда проявляется в более активном участии рабочей молодежи в управлении производством [2].  

С наступлением постсоветского времени, подходы к формированию личности молодого человека претерпели существенное изменение, что негативно отразилось на поколении 90-х годов. Данную проблему освещает в своих трудах исследователь проблем молодежи И.М. Ильинский: «в 1992 г. Из закона РФ «об образовании» изъяли один из двух компонентов, составляющих, наряду с терми­ном «обучение», понятие «образование», — «воспитание». ……на мой взгляд, это была грубейшая ошибка, следствием которой должно было произойти резкое падение духовно-нравствен­ного развития детей и молодежи, и без того уже низкое.…целили завлабовские «верхи» в коммунистическое воспитание, а попадали в будущее России» [3].

Государственная политика в России по отношению к молодежи получила резкий разворот.  Наряду с коренными преобразованиями в экономическом укладе страны,  произошла приватизация предприятий, возникли различные формы собственности, развитие рыночных структур. Возникли различные уровни бизнеса, как с присутствуем государства, так и без него. Условия занятости молодежи резко изменились. Сегодня вопрос социальной адаптации в значительной мере зависит от самого молодого человека, его активной жизненной позиции, целеустремленности, конкурентоспособности, уровня профессионализма.

В современной государственной молодежной политике наметился прогресс. «29 ноября 2014 г. Распоряжением Правительства РФ № 2403-р утверждены «основы государственной молодежной политики Рос­сийской Федерации на период до 2025 года». В этом документе «го­сударственная молодежная политика определена как направление деятельности российской федерации, от которой зависят глобальная конкурентоспособность, национальная безопасность страны...».

29 мая 2015 г. Распоряжением Правительства РФ № 996-р утвержде­на «стратегия развития воспитания в Российской Федерации на пе­риод до 2025 года», «основной задачей которой определено развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, готовой к мирному созиданию и защите родины», но при этом, меры государственной поддержки молодых специалистов сегодня существуют лишь по отдельным отраслям экономики, носят эпизодический характер.

Современные исследователи, в частности, Е. Л. Руднева, определяет процесс социально-профессиональной адаптации личности, как ≪процесс личностных изменений под воздействием внешних и внутренних факторов, социально-экономических условий, порождаемых включением личности в подготовку к профессиональной деятельности, в ходе реализации в профессиональной деятельности и жизни общества, приобретении социально-профессионального опыта в условиях рынка≫ [5, с. 19].

Я.Г. Гальперин и О.И. Жданов считали, что в условиях производства первостепенное значение приобретает способность работника адекватно изменять свои функциональные параметры и сохранять благоприятное отношение в различных условиях деятельности [1, с. 41].

Суздалова М.А. дает следующее определение профессиональной адаптации: профессиональную адаптацию мы рассматриваем и как процесс приспособления личности к будущей профессиональной деятельности, и как результат процесса активно-преобразующих связей личности с профессиональной деятельностью и профессиональной средой [6].

В современных определениях подчеркивается приспособляемость личности к внешней среде, к тем условиям, которые создает работодатель. Во главу угла ставится соответствие профессиональных качеств молодого специалиста ожиданиям и интересам работодателя, который существует сегодня в конкурентной рыночной среде.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Условия для профессиональной адаптации выпускников организаций профессионального образования России в различные исторические периоды




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*