Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Марийский праздник Пеледыш пайрем

27.02.2023 281 355
Бреславская Ольга Владимировна
Бреславская Ольга Владимировна, преподаватель

Григорьева Карина Викторовна
Григорьева Карина Викторовна, студент

Вятский колледж культуры

Марийцы - трудолюбивый, веселый народ. У марийского народа есть свое богатство - традиции, обряды, своя культура, которая передается из поколения в поколение.

Марийские праздники являются очень древними. Они рождались в процессе труда, связаны с явлениями природы, с основными этапами сельскохозяйственных работ - весеннего сева, пахоты, уборки урожая. Разнообразные обряды и обычаи, магические действия, приметы и поверья, игры и развлечения, общие трапезы были направлены на обеспечение плодородия земли, получение богатого урожая, высокой рождаемости, семейного благополучия, приплода скота.

Одним из самых «молодых» праздников марийского народа стал праздник Пеледыш пайрем. Он был создан во времена зарождения Советского Союза. Символизирует весенне-летнее возрождение природы, призван воспитывать патриотизм и любовь к малой родине. В наши дни празднуется в третью субботу июня [1, стр.20].

История праздника

Пеледыш пайрем (праздник цветов) был впервые учрежден в 1920 году, когда делегаты II-го губернского Съезда национальностей Вятской губернии, проходившем в г. Малмыже, подняли вопрос о необходимости создания новых торжеств, отражающих победу Октябрьской Революции. В истории культуры марийского народа так случилось с праздником Пеледыш пайрем – ровесником Марийской автономии. Первоначально он назывался Йошкар пеледыш пайрем («Праздник красного цветка» или «Красный праздник цветка»). Семантика красного цвета явно указывала на красный цветовой фон Октябрьской революции, на торжество нового общественного строя в новой России. Новый праздник с самого начала олицетворял трансформацию старинной очень значимой для народа мари праздничной традиции и приобрел новое символико-смысловое значение, новую знаковость и семиотичность [2].

 По инициативе известного марийского писателя, педагога и общественного деятеля, А.Ф. Конакова тогда в селе Сернур впервые вместо традиционного Семика был проведен новый «Йошкар пеледыш пайрем» – «Праздник красного цветка». По задумке организаторов праздник должен был стать кульминацией торжества нового строя в России.

Его отмечали в марийском селе Сернуре. Утром 27 мая в селе, украшенном плакатами и лозунгами, началось торжественное шествие, которое закончилось митингом, где прозвучали приветствия партийных деятелей. По случаю праздника был устроен концерт, организованы спортивные состязания и игры. В течение последующих четырех дней агитбригады провели «Йошкар Пеледыш пайрем» еще в одиннадцати деревнях Уржумского уезда Вятской губернии. Он до сих пор считается одним из самых любимых и почитаемых среди марийцев [3, стр.40].

В 1922 году А.А. Конаков скоропостижно скончался от болезни. Ему было всего 34 года.

Праздник «Пеледыш пайрем» должен был прийти на смену традиционному народному празднику Семык, как дитя новой пролетарской культуры на основе архаичных марийских обрядов «Агавайрем» и «Лышташ пайрем» Семык и получил название Пеледыш пайрем («Праздник цветов»).

Он был очень популярен на Руси еще с XVII века. Отмечали его также в конце весенних полевых работ. В этот день традиционно поминали усопших, а также казненных и умерших от болезней и голода. Молодые девушки проводили специальные обряды, которые должны были помочь им в ближайшее время родить ребенка.

Революционный день трудящихся

В 1923 году этот праздник получил официальный статус. Он стал народным революционным днем всех трудящихся Марийской автономной республики. Датой празднования был установлен четверг, когда отмечали и Семык [3, стр.100].

Поэтому в 1923 году пеледыш пайрем в Йошкар-Оле состоялся 23 мая. Его организаторами выступили видные марийские деятели культуры - В.Г. Ефремов, Я.П. Шкетан, И.С. Палантай, С.Г. Чавайн, И.А. Шабдар

Новый праздник в полной мере отвечал задаче «сближения с советской властью и компартией»: активисты выступали с лекциями о хозяйственно-культурном строительстве, проводили кампании против пьянства и антисанитарии.

В первые годы к подготовке к празднику относились особенно тщательно. В 1925 году он был устроен в одной из священных рощ на месте традиционных языческих обрядов. Известный исследователь культуры марийского народа Соловьев в середине 60-х годов сообщал, что многие очевидцы помнят, как отмечался этот день. После данного праздника можно уверенно заявлять, что марийская культура окончательно вышла из темноты и отсталости.

К тому же праздник пеледыш пайрем в Йошкар-Оле сыграл важную роль в просвещении марийцев [1, стр.45].

В 30-е годы советские власти запретили праздник. Он был возрожден только по инициативе Валентина Семеновича Губина.

В общении с местными СМИ Губин В.С. вспоминал, как ему пришла в голову идея восстановить этот праздник. По его словам, в середине 60-х годов он руководил отделом культуры в Сернуре. Старики ему увлеченно рассказывали, как в 20-х годах с подачи марийского писателя Конакова в их местах на протяжении шести лет отмечался этот праздник. Это были своеобразные торжества, посвященные окончанию весенних полевых работ. Тогда активно насаждали новые советские праздники взамен старых традиций.

Многие запомнили митинги, лекции, агитации за здоровый образ жизни, а также благоустройство. Особенно всем нравилась идея чествовать лучших работников, которые проявили себя на полях.

Поэтому было решено по-новому возродить этот праздник. На него приехало руководство республики, идея им понравилась. Поэтому они решили закрепить его официально. Для этого издали специальное постановление о ежегодном праздновании в третье воскресенье июня. Такое решение было принято на заседании областного комитета партии и республиканского Совета Министров.

В истории современной России дата пеледыш пайрем еще раз изменилась. В 1996 году его перенесли на 12 июня. Он стал отмечаться одновременно с Днем независимости России, который позже стал называться просто Днем России.

В общении с местными СМИ Губин В.С. вспоминал, как ему пришла в голову идея восстановить этот праздник. По его словам, в середине 60-х годов он руководил отделом культуры в Сернуре. Старики ему увлеченно рассказывали, как в 20-х годах с подачи марийского писателя Конакова в их местах на протяжении шести лет отмечался этот праздник. Это были своеобразные торжества, посвященные окончанию весенних полевых работ. Тогда активно насаждали новые советские праздники взамен старых традиций.

Многие запомнили митинги, лекции, агитации за здоровый образ жизни, а также благоустройство. Особенно всем нравилась идея чествовать лучших работников, которые проявили себя на полях.

Поэтому было решено по-новому возродить этот праздник. На него приехало руководство республики, идея им понравилась. Поэтому они решили закрепить его официально. Для этого издали специальное постановление о ежегодном праздновании в третье воскресенье июня. Такое решение было принято на заседании областного комитета партии и республиканского Совета Министров.

В истории современной России дата пеледыш пайрем еще раз изменилась. В 1996 году его перенесли на 12 июня. Он стал отмечаться одновременно с Днем независимости России, который позже стал называться просто Днем России.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Марийский праздник Пеледыш пайрем




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*