Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Хореографические сцены в оперных спектаклях, где исполнял арии Федор Иванович Шаляпин

22.02.2023 161 264
Платунова Арина Геннадьевна
Платунова Арина Геннадьевна, преподаватель

Перина Полина Алексеевна
Перина Полина Алексеевна, студент

Вятский колледж культуры

13 февраля отмечается 150 лет со дня рождения великого певца, чье творчество широко известно не только в России, но и за ее пределами. Федор Иванович Шаляпин – известный оперный певец, обладатель уникального высокого баса, исполняющий ведущие партии во многих музыкальных произведениях. Народные песни в исполнении Шаляпина пользуются особенным успехом, в них звучит широкая русская душа, ее необъятная удаль и размах [1].

Опера – это не только вокальное исполнение, а целый  музыкальный спектакль, в который входят хореографические сцены. Именно танец придает опере яркий и насыщенный характер, погружая зрителя в удивительную сказку. Он помогает донести главную идею произведения, передать чувства и эмоции актеров. Опера осуществляет синтез искусства. Она напрямую заглядывает во внутренний мир, в то же время объединяет отражаемое воедино, придавая силу и выразительность. Самый значительный элемент - пение. Как раз человеческий голос передает все оттенки переживаний, нрав и характер [2].

Так, 13 февраля 1873 года в Казани родился величайший оперный певец, человек, который умеет передавать «образ» в голосе - Федор Иванович Шаляпин. Из воспоминаний самого Шаляпина: «…По-видимому, я успел выказать мою природную музыкальность и недурные голосовые средства…». По этой причине голос Шаляпина можно услышать во многих оперных спектаклях, где он исполнял одну или несколько партий [3].

Отдельного внимания в операх заслуживают хореографические постановки. В оперных спектаклях, в которых исполнял арии Федор Иванович преобладают многообразные хореографические сцены, наполненные размышлениями и впечатлениями ключевых героев, вводя зрителей в курс событий. Таковыми являются: «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь», «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст», «Вальс на именинах Татьяны» в произведении Евгений Онегин и многие другие [5]. Все балетные сцены помогают зрителю визуально погрузится в атмосферу того времени и эпохи, почувствовать себя одним из свидетелей завораживающего сюжета. Например, в опере «Жизнь за царя», где Шаляпин исполняет партию Ивана Сусанина, можно увидеть любимые польские танцы – мазурка, полонез и краковяк, старинные, но знаменитые, в которых передается вся душа крестьянского народа той эпохи. Польские танцы имеют неповторимую пластику. Они лиричные, легкие, и в то же время – равномерные и темпераментные. У «Марша Черномора» и «Восточных танцев в замке Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Федора Ивановича роли Рондо Фарлафа совершенно другая энергетика [6,7]. Выдумка композитора в этих балетных сценах кажется просто безграничной. В марше смешивается чванливая пышность и неисправимая несолидность. Устрашающее впечатление, которое создается глядя на Черномора сменяется пленительной и тепличной темой, рисуя его волшебное царство. Восточные танцы своеобразны, в них слышится и мягкая нега и резкий темперамент. [4,7]

Хореографический номер «Вакханалия» из оперы «Самсон и Далила» -  еще один наглядный пример такой взаимосвязи, в которой образ коварной и очаровательной соблазнительницы в хореографии прекрасно дополняет пластичная и мелодичная музыка [8].

Так, свод хореографических сцен и вокальных партий в операх с участием Федора Ивановича Шаляпина необходим для наглядного примера того, что голос и танец творят удивительные чудеса на сцене, впечатляют слушателей и восхищают зрителей.

В современном мире одной из увлекательных и интересных областей является сфера культуры и искусство, которая включает в себя хореографическое творчество. Сопоставление арий великого оперного певца и известных хореографических постановок могут послужить отличным объектом повышения уровня знаний в профессиональной деятельности педагога-хореографа. По этой таблице педагог сможет составить интересную хореографическую миниатюру, взяв за основу хореографическую сцену и дополнить ее вокальным исполнением. Из чего может получится небольшой оперный спектакль.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Хореографические сцены в оперных спектаклях, где исполнял арии Федор Иванович Шаляпин




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*