Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Дистанционное образование как форма обучения

17.02.2023 169 218
Рылова Раиса Ивановна
Рылова Раиса Ивановна, преподаватель

Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса

Не так давно дистанционный формат считался сложным и непонятным. Но сегодня его активно используют во всех образовательных направлениях — например, в системе школьного, среднего профессионального и высшего образования, в развитии персонала в компаниях и в обучении клиентов онлайн-школ.

Под онлайн обучением многие до сих пор понимают работу преподавателя и обучающегося на расстоянии. На самом деле, это понятие гораздо шире. Технологии дистанционного обучения — это совокупность новейших информационных методов и форм развития, которые обеспечивают проведение учебного процесса на расстоянии. Дистанция больше не препятствует живому общению, интерактиву и получению практического опыта.

С образовательной точки зрения электронная форма обучения дает выбор: в режиме реального времени участвовать в вебинарах, писать в чат и задавать вопросы лектору (синхронный формат) или просматривать записанные и подготовленные уроки в свободное время (асинхронный формат). Но такие возможности были не всегда.

Общество всегда интересовал вопрос зарождения науки. И никогда не существовало одного мнения по данному вопросу. По одним источникам она берет свое начало в Древней Греции (V век до н.э.), по другим – в Западной Европе в эпоху позднего Средневековья (XII – XIV вв.), по третьей версии наука берет свое начало во времена Н. Кеплера, Х.Гюйгенса, Г.Галилея и И. Ньютона, это примерно XVI – XVII века.

В научной литературе выделяются следующие характеристики развития информационных наук и термина «информация», «информатизации», например:

  1. В СССР не сразу прижился термин «информатика», вопросы, связанные со сбором, передачей, сохранением той или иной информации понимали под термином «кибернетика»;
  2. В англоязычных странах оперировали термином «Computer Science», под ним понимали вычислительную науку;
  3. Во Франции «Informatique» — «информатика».

В настоящее время характерной чертой современного общества, является глобализация информации. Процесс информатизации начался в далекие 70-е годы и принял серьезный характер на сегодняшний день. Дистанционное обучение – это технология, по которой в образовательном процессе применяются традиционные и инновационные методы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Мы должны понимать, что масштабы влияния информатизации, как и темп ее развития и влияния на современное общество настолько глубоки и ощутимы, что мы можем утверждать о формировании совершенно нового понятия по своему масштабу информационной среды - автоматизированной информационной сферы (инфосфера).

Ключевая роль в этой сфере отведена сфере образования, так, как только через обучение и образование членов современного общества возможно овладеть информационно - коммуникативной компетентностью необходимой для реального существования в новейшей информационной среде. Под информатизацией подразумевают сложную современную концепцию, связанную с внедрением в образовательный процесс различного рода информационных средств, а также электронной продукции и новых образовательных технологий, направленных на использовании информационно - коммуникационных технологий для обучения[3].

Для решения основной задачи информатизации образования в нашем колледже были рассмотрены и решены важные моменты:

- оснащение образовательного  учреждения компьютерами и периферийным оборудованием (мультимедийные проекторы и интерактивные доски, принтеры, сканеры, модемы);

- подключение к сети Интернет (таким образом, педагог имеет возможность работать на «удаленке», а также повышать свою квалификацию на расстоянии (КПК ДО), а обучающиеся пользоваться информационно - образовательными ресурсами во время и после занятия);

- создание информационной системы мониторинга;

- создание технологий дистанционного обучения;

- обеспечение электронными учебными ресурсами и пособиями;

В век информационных технологий образование принимает компьютеризированную форму обучения, имеющее свои минусы и плюсы.

Например,  вынужденный переход обучения в дистанционный формат в связи с эпидемиологической ситуацией во всем мире, средством обучения стал компьютер, который сыграл главную роль. Такой резкий переход на дистанционное онлайн - обучение был правильным выходом из сложившейся ситуации и использование ИКТ онлайн - обучения в тот момент был единственным решением. В тяжелые времена пандемии, неполадки с Интернетом, конечно, мешали качественному просмотру онлайн - лекций, но, студент, сидя дома мог пересмотреть запись занятия еще раз, если в этом есть необходимость и законспектировать основные моменты.

К отрицательным моментам (недостаткам) использования ИКТ можно отнести:

- низкий уровень компьютерной грамотности немногих обучающихся;

- отрицательное воздействие на здоровье может оказать чрезмерное использование ИКТ;

- информация, которую извлекают студенты из Интернета, не всегда может быть достоверной и качественной, что атрофирует способность обучающихся самостоятельно анализировать и систематизировать материал [2].

- невозможность организовать полноценное дистанционное обучение;

- недостаточная техническая подготовленность педагогического состава;

- сложности с техническим обеспечением обучающихся;

- недоступность учебных материалов в условиях дистанционного обучения;

- снижение общего экономического уровня людей.

К положительным моментам использования ИКТ можно отнести активизацию познавательной активности современного обучающегося, применение разных форм работы, использование игровых моментов (геймификация) в учебном процессе и т.д. [1].

Занятия в Zoom, Skype и на других образовательных платформах стали спасением для нашего образовательного учреждения. Использование в образовании  ИКТ дает возможность студентам работать на платформе MOODLE, хорошо себя зарекомендовавшей в нашем колледже как форма дистанционного обучения, особенно при выполнении самостоятельных работ в период заболевания обучающегося.

Дистанционное обучение – это особая форма обучения, которая обеспечивается комплексом технологий.

Главными составляющими, определяющими дистанционное обучение и отличающие его от других форм обучения, являются независимость субъектов и объектов обучения от расстояния, времени и конкретного образовательного учреждения, сбалансированное использование традиционных технологий и ИКТ. Можно утверждать, что дистанционное образование является современной формой образования, которое отвечает требованиям общества [2].

Образование во время пандемии в России получило толчок, позволивший полноценно внедрить дистанционное обучение на всех уровнях обучения.

Развеем несколько самых популярных мифов о недостатках дистанционного образования:

Отсутствие живого общения

Во время онлайн-занятия мы не можем потрогать собеседника, но зрительный и эмоциональный контакт присутствует даже во время обычного видеозвонка по Skype. Обмениваться опытом, дискутировать, задавать вопросы и совместно выполнять практические задания можно и онлайн. При этом отсутствует множество раздражителей и отвлекающих факторов реального общения, а информация доступна круглосуточно.

Недостаточное техническое оснащение

Если у обучающего старый компьютер или медленный интернет, сложно обучаться онлайн. Но есть и «ложка меда»: большинство дистанционных курсов доступны в мобильном формате, а телефоны есть у каждого; пройти их можно в любом месте.

Дистанционный подход к образованию можно сказать, что имеет свои слабые стороны, но мы живем в 21 веке, а значит, можно найти решение. На наш взгляд, необходимо уметь владеть современными коммуникациями, приложениями, платформами, всем без исключения, кто работает в сфере образования – это определяет уровень профессиональной компетентности современного педагога: «Современное время – современные возможности!»

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Дистанционное образование как форма обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*