Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Типология проектной деятельности в образовании

17.02.2023 553 733
Абрамова Татьяна Викторовна
Абрамова Татьяна Викторовна, преподаватель

Волгоградский индустриальный техникум

Слово «проект» (в переводе с латинского – «брошенный вперед») в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова определяется как «замысел, план; разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства». Это толкование получило свое дальнейшее развитие в виде определения проекта как прототипа, прообраза какого-либо объекта, вида деятельности. Метод проектов как обучение в процессе «делания» возник во второй половине XIXвека в США и явился по существу альтернативой абстрактному обучению, поскольку осуществлял его связь с жизнью.

Многообразие проектов может быть классифицировано по нескольким типологическим признакам[3, с. 14-19](см. таблицу)

Классификация видов проектов по базовым критериям

Типологический признак

Тип проекта

По доминирующей деятельности

-      Исследовательский

-      Творческий

-      Прикладной

-      Информационный

-      Приключенческий, игровой,ролевой

Попредметно-содержательнойобласти

-      Монопроект

-      Межпредметный

-      Надпредметный

Похарактерукоординации

-      Открытый

-      Закрытый

Поколичествуучастников

-      Индивидуальный

-      Парный

-      Групповой

По продолжительностивыполнения

-      Краткосрочный

-      Среднесрочный

-      Долгосрочный

Поуровнюконтактов

-      Районный

-      Межрегиональный

-      Международный

Целью исследовательских проектовявляется получение научного знания, обладающего признаками новизны и теоретической и/или практической значимости. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют точную и детальную структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Данный тип проектов включает актуальность избранной темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановку цели и связанных с нею задач, выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы с последующей ее проверкой, описание методов исследования (теоретических и эмпирических), обсуждение и оформление результатов исследования, выводы, обозначение новых исследовательских проблем и внешнюю оценку.

Творческие проектынаправлены на получение творческого продукта – газеты, сочинения, альманаха, видеоролика, праздника, экспедиции и т.д. Отличительной особенностью творческих проектов является то, что они не требуют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся и педагогов, она только намечается и развивается в соответствии с конечным результатом. Однако данные проекты требуют продуманности формы и структуры конечного результата: сценария праздника, плана сочинения или статьи, дизайна и рублик газеты и др.

Специфика ролевых и игровыхпроектов обусловлена их названием. Проектанты играют роли литературных героев, исторических или выдуманных персонажей, а результат проекта лишь намечается, окончательно вырисовываясь лишь в конце проекта.

Целью ознакомительно-ориентировочных (информационных) проектов является сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления широкой аудитории в виде публикации в СМИ. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, содержащей актуальность проекта и его цель, объект изучения и предмет информационного поиска, перечень источников информации, обработку информации презентацию в виде публикации, обсуждение и внешнюю оценку.

Практико-ориентированные (прикладные) проекты предполагают получение результата, ориентированного на социальные интересы самих участников. Они требуют тщательно продуманной структуры с определением поэтапных действий с указанием результатов, определения функций каждого участника, координации и корректировки деятельности, оценки возможных способов внедрения результатов проекта, учета возможных рисков.

Монопроекты разрабатываются в рамках одного предмета с выбором, как правило, наиболее сложных разделов и тем, хотя не исключается использование информации из других областей знания и деятельности. Примерами таких проектов могут быть литературно-творческие, естественнонаучные, экологические, языковые (лингвистические), географические, исторические, музыкальные и другие проекты. Монопроекты могут разрабатываться в рамках классно-урочной системы.

Межпредметные проекты, в отличие от монопроектов, выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов и слаженной работы многих творческих групп. Межпредметные проекты могут быть как небольшими, затрагивающими 2-3 предмета, так и направленными на решение достаточно сложных проблем, требующих содержательной интеграции многих областей знания. Надпредметный проект реализовывается на стыке областей знаний и за рамками содержания предметов.

Деятельность проектов с открытой, явной координацией организуется, направляется и контролируется лицом из числа участников – координатором. Проекты со скрытой, неявной координацией – это, как правило, телекоммуникационные проекты, в которых координатор явно не обнаруживает функции организации и контроля, а выступает полноправным участником проекта, «подсказывающим», или «помогающим» в решении проблем.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть внутригрупповыми, региональными, межрегиональными, международными. Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют использования информационных технологий.

По количеству участников можно выделить индивидуальные проекты (разработчик проекта является его единственным участником) и групповые (два и более участников).

Краткосрочные проектыукладываются в один урок, или являются фрагментом урока. Среднесрочные разрабатываются на 4-6 уроках. При этом уроки используются для координации проектных групп, в то время как основная работа по сбору информации, изготовлению проектного продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности.

Долгосрочные проекты - проекты, реализуемые в течение месяца или нескольких месяцев.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Типология проектной деятельности в образовании




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*