Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКомиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития В.В. Путин подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества. С этого момента наставничество становится одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики. В начале 2018 года был проведен Всероссийский форум «Наставник», организованный Агентством стратегических инициатив, по результатам которого 23 февраля 2018 года был сформирован перечень поручений Президента РФ.
Внедрение системы наставничества на производстве, особенно в условиях развития практико-ориентированного профессионального образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, является действенным инструментом профессионального становления молодых кадров, формирования и непрерывного развития у них профессиональных компетенций и социально важных качеств, способствует их социально-профессиональной адаптации.
Наставники разных уровней (рабочие, мастера, инженерно-технические работники и т.д.), участвуя в таких этапах реализации образовательных программ, как разработка содержания, особенно в части практического обучения, фондов оценочных средств, промежуточная и государственной итоговая аттестация, транслируют требования работодателей и рынка труда образовательным организациям.
В связи с тем, что существовавший в советское время институт наставничества практически утрачен, а новый находится в стадии формирования и становления, отсутствует системность в организации и реализации наставничества. Отсутствуют массовые программы подготовки наставников. Существуют проблемы координации деятельности наставников, как правило, опытных высококвалифицированных работников, прекрасно выполняющих технологические операции, но не имеющих подготовки в области педагогики и психологии, не всегда представляющих требования образовательных программ СПО при работе с обучающимися профессиональных образовательных организаций, проходящих практическое обучение на предприятии.
Наставничество в настоящее время рассматривается как одна из подсистем управления персоналом и как ресурс оперативной передачи знаний и трансляции корпоративных ценностей в процессе решения реальных производственных задач и достижения стратегических целей компании. Наставничество - это форма адаптации и профессиональной подготовки персонала на предприятии, выполнение профессиональных функций под наблюдением более опытного, специально отобранного и обученного сотрудника с регулярным получением конструктивной обратной связи.
Цель наставничества: упорядочивание процесса развития профессиональных компетенций, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на сотрудника задачи в рамках функционала занимаемой должности. Также наставничество помогает более оперативно осуществлять адаптацию к корпоративной культуре, усвоению традиций и правил поведения в конкретном подразделении и на предприятии в целом.
Эффективная система наставничества влияет на безболезненный вход стажера в производственный процесс, что впоследствии сказывается на успешной карьере. Обеспечивает преемственность корпоративных стандартов, быструю и эффективную адаптацию, уменьшение текучести кадров. А наставники получают возможность самореализации, повышения личного статуса в коллективе. Наставничество на производстве организованное для обучающихся в процессе профессионального обучения в техникуме позволяет подготовить конкурентноспособного высококвалифицированного специалиста.
Внедряя целевую модель наставничества мы пригласили к сотрудничеству торговое предприятие ООО «Лента». Практика создана и реализуется на основе «Методических рекомендаций по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» распоряжение №Р-145 от 25.12.2019 г. минпросвещения России. Мы определили цель нашего взаимодействия как: Развитие системы наставничества на рабочем месте в ООО «Лента» для студентов по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
На первом этапе мы организовали конференцию в форме «круглого стола», где согласовали вопросы взаимодействия техникума и предприятия по организации института наставников-мастеров производственного обучения. Оформили и согласовали локальные акты по наставничеству. Совместно с партнерами разработали программы наставничества. Актуализировали образовательный контент в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и предприятия-партнёра. Осуществили разработку учебно-методической документации по организации обучения: рабочих программ, оценочных средств для проведения промежуточной и итоговой аттестации; локальных актов по практической подготовке. А также разработали инструменты мониторинга результатов реализации практики, проведение и его анализ.
Партнеры произвели отбор кандидатур наставников, закрепление наставников за студентами.
Мы в свою очередь подготовили и заключили договора с предприятием по практической подготовке. Определили график работы куратора практики со стороны техникума.
В завершении программы наставничества мы провели мониторинг успеваемости студентов, участвующих в программе. Мониторинг удовлетворённости обучающихся результатами обучения на предприятии.
Финальным мероприятием по завершению цикла наставничества стал «круглый стол» с представителями и наставниками торгового предприятия ООО «Лента», студентами, администрацией и педагогами техникума. На мероприятии прошло обсуждение программ наставничества, были озвучены результаты мониторинга.
Представители торгового предприятия ООО «Лента», рассказали, что важным в подборе наставников необходимы не только профессиональные качества сотрудников, но такие компетенции как: умение бесконфликтно конструктивно общаться; пунктуальность; ответственность. Существенным критерием обора также являлось: желание быть наставником; ценность помогать людям; владение корпоративной культурой; способность конструктивно давать оценку действиям студента, и вносить предложения и рекомендации по улучшению его работы. Наставниками стали высококвалифицированные специалисты с высокими моральными качествами, имеющие авторитет у молодых сотрудников предприятия.
В своих выступлениях наставники отмечали, что работа со студентами организует, повышает самооценку, вызывает уважение со стороны коллег. Нужно отметить, что положительный опыт и признание на производстве участников программы сработало на положительный имидж сотрудников-наставников и появлении большего количества желающих принять участие в программе в роли наставника. В этой связи, у партнеров появилась потребность в обучении наставников, где техникум, при желании партнеров, может стать площадкой дополнительного профессионального образования по программе «Наставник на производстве».
Для студентов рефлексия процесса прохождения практики в сопровождении наставников, позволила осознать следующее: легкую адаптацию в коллективе, быстрое вхождение в корпоративную культуру, обучающиеся почувствовали профессиональную уверенность, желание остаться работать в торговом предприятии ООО «Лента».
На «круглом столе» студенты выразили наставникам благодарность за поддержку, ободрение, укрепление дружбы и конструктивный пример.
В свою очередь, представители техникума на «круглом столе» озвучили результаты диагностики эффективности программ наставничества на производстве. Мониторинг осуществлялся анкетированием наставников и групп наставляемых, а также мы использовали метод наблюдение и интервью участников. Исследование полученных анкет выявил эффективность программы на 9,5 баллов из 10. Анализ интервью показал, что наставнической программой участники довольны, все студенты оценили ее положительно. У студентов после практики появилась стойкая мотивация на получение специальности, т.к. им гарантировано трудоустройство по окончании техникума и перспектива карьерного роста в ООО «Лента». А также обучающиеся отмечают такие новообразования как: уважение к себе, уверенность в будущем, внутренняя дисциплина и ответственность.
Наставляемые и наставники отмечают удовлетворенность совместной работой. Повысилось качество выпускных квалификационных работ по профессии «Товаровед-эксперт». В результате 60 % работ защищены на «отлично», 40 % на «хорошо». Повышенные разряды составляют 45 %. Качество знаний студентов повысилось на 4,5 %. В результате реализации программы 80% выпускников прошедшие производственную и преддипломную практики с наставником остались работать в торговом предприятии ООО «Лента».
Опыт реализации практики наставничества с техникумом наши партнеры представляли на краевом форуме РROнаставничесво. На примере работы с торговым предприятием ООО «Лента» по программе наставник – студент, мы реализуем аналогичные программы с другими торговыми предприятиями ООО «Метро», «Пламя».
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие системы наставничества на рабочем месте ООО "Лента" для студентов по специальности 38.02.05 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.