Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Гражданско-патриотический потенциал уроков английского языка

16.05.2014 1611 3105
Иванова Елена Александровна
Иванова Елена Александровна, преподаватель

Вятский колледж культуры

«Патриотизм – это когда вы считаете, что эта

страна лучше всех остальных оттого,

что вы здесь родились».

Бернард Шоу [3]

 

В настоящее время от правильно сформированной гражданской позиции молодежи зависит очень многое. В первую очередь - это само будущее нашей страны, ее политический и экономический рост. Поэтому сейчас так много внимания уделяется гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, начиная с младших классов школы. Под гражданственностью мы понимаем «нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и выполнение законов страны» [1, с. 163]. Молодой человек, обладающий такими качествами, способный самостоятельно сделать свой выбор, контролирующий свои поступки и правильно расставляющий приоритеты - вот цель воспитательной системы.

 

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных и важнейших направлений в системе образования России. Образовательные учреждения ставят определенные задачи по воспитанию у обучающихся определенных качеств гражданина и патриота. Главными задачами гражданско-патриотического воспитания в нашем учебном заведении являются следующие:

  • знание истории Отечества, родного края;
  • самопознание, самоопределение, самосовершенствование личности;
  • ответственности за свои поступки;
  • формирование уважения к закону, праву, правам других людей;
  • знание и выполнение правовых и моральных требований.


В последние годы мы все чаще стали замечать снижение уровня духовной культуры молодежи. Молодые люди считают примером для подражания человека без определенной культуры, достаточно циничного, но преуспевающего финансово, умеющего достичь своей цели любым путем. Все меньше внимания и уважения уделяется народной культуре, забываются обычаи и традиции, на которых и должны формироваться нравственные ценности народа, без которых невозможно формирование у подростков правильного отношения к истории своего народа и в целом, любви к Родине.

 

Само нынешнее время, сама ситуация требует цельной, глубоко продуманной системы воспитательной работы с обучающимися, так как в последнее время стала все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

 

Знание истории своего родного края и нравственность человека неразделимы. А это значит, что при формировании исторической компетенции формируются и укрепляются определенные нравственные идеалы, патриотические чувства и бережное отношение к своей стране.

 

Среди множества учебных дисциплин предмет «Английский язык» занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе изучения обучающиеся приобретают не знания основ науки, а умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой полезной информации. Это дает нам, преподавателям, огромные возможности по формированию гражданско-патриотической позиции обучающихся. Коммуникативная направленность дисциплины «Английский язык» предполагает не только изучение языка другого народа, но глубокое понимание и сравнение традиций, обычаев и быта страны, изучаемого языка.

 

Изучение иноязычной культуры невозможно без сформированной национально-культурной базы родного языка. И все знания, приобретенные на уроках иностранного языка, обучающиеся пропускают сквозь призму знаний, полученных в процессе овладения родной культурой.

 

Поэтому, на уроках английского языка мы стараемся подбирать такой материал, из которого обучающиеся могли бы почерпнуть знания о традициях, быте, истории и людях страны, изучаемого языка. Используются такие упражнения, которые способствуют развитию студентов умений сопоставлять факты и делать выводы. Так, к примеру, при изучении страноведческого материала, повествующего о политическом устройстве и государственных символах Великобритании студентам предлагается найти информацию о государственной символике России, сравнить их историю происхождения. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих.

 

Быть патриотом своей Родины прежде всего означает быть патриотом своей семьи, знать свои корни. На уроках английского языка наиболее эффективны компьютерные презентации, так как позволяют интенсифицировать усвоение учебного материала обучающимися и проводить занятия на качественно новом уровне. При изучении темы “MyFamily” мы часто применяем проектную методику, в ходе работы над проектом студенты собирают информацию об истории своих семей, составляют свою родословную, рисуют генеалогическое древо. Итогом такой работы становится презентация студентов и обсуждение проектов за круглым столом.

 

Метод проектов на данный момент становится практически главным при обучении иностранному языку, позволяя обучающимся в полной мере проявить свои творческие способности и знания. Так работа по теме «Моя малая родина» предполагает поиск обучающимися интересных фактов о тех местах, где они родились или проживают, оформление своего выступления и представление презентации в группах. Такая работа способствует формированию мировоззрения подростка, повышению знаний краеведческой тематики и выработке социальной позиции личности. Использование материалов краеведения позволяет студентам приблизить иноязычное общение к личному опыту. Они могут использовать полученные факты при ведении беседы. Так или иначе, знакомство с иноязычной культурой происходит в постоянном ее сравнении с родной культурой. И чем богаче будут знания о своем крае, тем продуктивнее процесс изучения и понимания реалий зарубежной культуры и быта.

 

При выборе краеведческого материала учитываются [2, c. 30]:

  • реальность материалов для обучающихся, то есть студенты должны точно представлять, о чем идёт речь;
  • заинтересованность обучающихся в данном материале;
  • привязанность данного материала к программной теме;
  • социализирующая ценность данного материала.

 

Краеведческая деятельность - важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма студентов.

 

Специфика обучения в колледже культуры требует от нас корректировки рабочих программ, согласно этому, при изучении иностранного языка большое внимание уделяется изучению традиций, народных праздников и обычаев России и родного края. В программу дисциплины иностранный язык включены такие темы, как: «Народные праздники России», «Культура России», «Знаменитые художники-земляки», «Моя малая родина», и т.д.

 

Ежегодно в нашем колледже проводится конкурс на лучший литературный перевод с английского языка на русский. Тематику конкурса мы старается приурочить к юбилейным датам области, страны, подчеркивая важность данного события для нас и сейчас. Так конкурсы прошлых лет были посвящены: 75-летию Кировской области (2011), 200-летию Бородинской битвы (2012), 20-летию Государственного герба РФ и Российского флага (2013). И в дальнейшем темы конкурсов мы планируем брать патриотической направленности, чтобы студенты могли не только продемонстрировать навыки перевода текста, но и при работе с текстом обогатили свои знания о родном городе, области, стране, проявили интерес к памятным событиям своей Родины.

 

Работая над данными учебными темами, обучающиеся совершенствуют навыки аудирования, чтения, диалогической и монологической устной речи, письма. Потребность находить все больше и больше новой информации способствует возникновению желания самостоятельного изучения иностранного языка различными способами (посредством сети Интернет, самоучителей), приобретению специальных учебных умений (пользование словарями и справочной литературой, интерпретировать содержание иноязычных текстов), развитию умений пользоваться современными информационными технологиями.

 

В заключении хочется сказать, что обучающиеся, являясь непосредственными участниками творческого процесса, увлеченно и с интересом изучают, подбирают материал, связанный с этнической культурой, традициями и обычаями чужой страны, сравнивая её со своей Родиной. Тем самым, происходит формирование у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям других национальностей, развитие поликультурной личности, её мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства.

 

Список литературы:

  1. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г.М.Коджаспирова. – М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. – 448 с.
  2. Корниенко П.А. Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 6. - С. 28-31.
  3. Патриотизм и национализм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proza.ru/2012/10/12/1195.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*