Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методические указания по проведению внеаудиторного мероприятия на тему: «Мир вокруг нас» для обучающихся 1-2 курса

05.05.2014 1285 12322
Красникова Любовь Николаевна
Красникова Любовь Николаевна, преподаватель

Липецкий металлургический колледж

Методическая разработка предназначена для проведения интегрированного внеклассного мероприятия по дисциплинам «Техническая механика», «Экологические основы природопользования».


Мероприятие проводится в форме устного журнала. За основу взяты разделы, посвященные одноименным дисциплинам.


В содержании используются исторические сведения о возникновении и развитии дисциплин, приводятся интересные факты и данные, использованы стихотворения русских поэтов о природе.


Воспитательная цель данного мероприятия заключается в формировании у студентов познавательного интереса, бережного отношения к природе, чувства гордости и ответственности перед будущим.


При проведении данного мероприятия у студентов развиваются творческие способности, умение работать в коллективе, выступать на сцене, формируется эстетическое чувство.


Для оформления мероприятия рекомендуется использовать показ слайдов, иллюстрирующих материал, музыкальное сопровождение, выставку литературы по соответствующей тематике, рефераты, газеты, плакаты, творческие работы.


Данная методическая разработка может быть использована преподавателями цикла технических и естественнонаучных дисциплин для подготовки и проведения внеклассных мероприятий.

 

Интегрированное внеклассное мероприятие

Тема: «Мир вокруг нас»


Дидактические цели: рассмотреть некоторые явления из жизни с точки зрения законов механики, показать применение и использования знаний о явлении трения, сопротивлении среды в жизни человека; развить представление об экологической обстановке.


Воспитательные цели: развивать эстетическое чувство, воспитывать чувство коллективизма, коммуникабельность, культуру отношений; воспитывать уважительное отношение к природе; прививать интерес к истории;


Развивающие цели: развивать у студентов творческие способности, умение держаться на сцене, познавательную деятельность, развивать творческую активность и самостоятельность, умение анализировать различные ситуации и примеры.


Методические цели: применение принципа наглядности; освоение методики работы с литературой; отработка методики проведения открытых мероприятий; развитие умения интегрировать различные дисциплины; отработка навыков работы с современными информационными технологиями и средствами наглядности.

 

План:

I. Организационный момент

II. Устный журнал «Мир вокруг нас»

Страница 1. Техническая механика

- Если бы не было трения

- Задача о лебеде, раке и щуке

- Почему взлетает воздушный змей 

Страница 2. Экология

III. Заключение

 

Оборудование:

1. Мультимедийный комплекс

2. Музыкальное сопровождение номеров

3. Выставка литературы по дисциплинам

4. Компьютерная версия энциклопедии «Кирилла и Мефодия»

5. Рефераты, творческие работы студентов

 

Номера художественной самодеятельности

1. Танец «Первая любовь»

2. Песня «Да!»

 

Сценарий

I. ВСТУПЛЕНИЕ

 

1 – Добрый день, дорогие друзья!

2 – Мы рады приветствовать вас в этом зале!

3 – Сегодня циклы общетехнических и естественно-научных дисциплин подготовили для вас замечательную познавательную программу «Мир вокруг нас»

4 – Мы надеемся, что из нашей программы вы узнаете много нового, неизвестного вам до сих пор.

1 – Ну, а чтобы показать присутствующим в этом зале, что мы не только умные, а еще и талантливые…

2 – Вашему вниманию будут представлены еще и музыкальные номера,

3 – в которых студенты нашего колледжа покажут, на что они способны…

4 – и насколько талантливы.

1 – Наша программа состоит из трех частей:

2 – «Занимательная механика»

3 – «История возникновения черчения»

4 – «Экология»

 

♫ Танец «Первая любовь»

 

II. Устный журнал «МИР ВОКРУГ НАС»

 

   Страница 1. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА

1 – Ну, что, начнем?

2 – Итак, часть 1 «Занимательная механика»

3 – Если бы не было трения

4 – Вы видите, как разнообразно и порой неожиданно проявляется трение в окружающей нас обстановке. Трение принимает участие, и притом весьма существенное, там, где мы о нем даже и не подозреваем. Если бы трение внезапно исчезло из мира, множество обычных явлений притекало бы совершенно иным образом.

1 – Всем нам случалось выходить в гололедицу: сколько усилий стоило нам удерживаться от падения, сколько смешных движений приходилось нам проделывать, чтобы устоять! Это заставляет нас признать, что обычно земля, по которой мы ходим, обладает драгоценным свойством, благодаря которому мы сохраняем равновесие без особых усилий.

2 – Изучая подобные явления, мы приходим к открытию тех следствий, к которым приводит трение. Инженеры стремятся по возможности устранить его в машинах – и хорошо делают. В прикладной механике о трении говорится как о крайне нежелательном явлении, и это правильно – однако лишь в узкой, специальной области.

3 – Во всех прочих случаях мы должны быть благодарны трению: оно дает нам возможность ходить, сидеть и работать без опасения, что книги упадут на пол, что стол будет скользить, пока не упрется в угол, а ручка выскользнет из пальцев.

4 – Трение представляет настолько распространенное явление, что нам, за редкими исключениями, не приходится призывать его на помощь: оно является к нам само.

1 – Трение способствует устойчивости. Плотники выравнивают пол так, чтобы столы и стулья оставались там, куда их поставят. Блюда, тарелки, стаканы, поставленные на стол, оставались неподвижными без особых забот с нашей стороны, если только дело не происходит на корабле во время качки.

2 – Вообразим, что трение может быть устранено совершенно. Тогда никакие тела, будь они величиной с каменную глыбу или малы, как песчинки, никогда не удержатся одно на другом: все будет скользить и катиться, пока не окажется на одном уровне. Не будь трения, Земля представляла бы шар без неровностей, подобно жидкому.

3 – К этому можно прибавить, что при отсутствии трения гвозди и винты выскальзывали бы из стен, ни одной вещи нельзя было бы удержать в руках, никакой вихрь никогда бы не прекращался, никакой звук не умолкал бы, а звучал бы бесконечным эхом, отражаясь, например, от стен комнаты.

4 – Наглядный урок, убеждающий нас в огромной важности трения, дает нам всякий раз гололедица. Застигнутые ею на улице, мы оказываемся беспомощными, и все время рискуем упасть.

1 – Однако, ничтожное трение на льду может быть успешно использовано технически. Уже обыкновенные сани служат тому примером. Еще лучше свидетельствуют об этом так называемые ледяные дороги, которые устраивали для вывозки леса с места рубки к железной дороге. На такой дороге, имеющей гладкие ледяные рельсы, две лошади тащат сани, нагруженные 70 тоннами бревен.

 

♫ Песня «Да!»

 

2 – Задача о лебеде, раке и щуке

3 – История о том, как «лебедь, рак и щука вести с поклажей воз взялись», известна всем. Но едва ли кто пробовал рассматривать эту басню с точки зрения механики. Результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова.

4 – Перед нами механическая задача на сложение нескольких сил, действующий под углом одна к другой. Направление сил определено в басне так….

Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а щука тянет в воду.

1 – Это значит, что одна сила, тяга лебедя, направлена вверх; другая, тяга щуки (ОВ) – вбок, третья, тяга рака (ОС) – назад. Не забудем, что существует четвертая сила – вес воза, которая направлена отвесно вниз. Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех проложенных сил к возу сил равна нулю.

2 – Так ли это? Посмотрим. Лебедь, рвущийся к облакам, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза, а может быть, даже вполне уравновешивая его, - ведь груз невелик («поклажа бы для них казалась и легка»).

3 – Допустив для простоты последний случай, мы видим, что остаются только две силы: тяга рака и тяга щуки. О направлении этих сил говорится, что рак пятится назад, а щука тянет «в воду». Само собой разумеется, что вода находилась не впереди воза, а где-нибудь сбоку (не потопить же воз собрались крыловские труженики!). Значит, силы рака и щуки направлены под углом одна к другой.

4 – Если приложенные силы не лежат на одной прямой, то равнодействующая их никак не может равняться нулю. Поступая по правилам механики, строим на обеих силах ОВ и ОС параллелограмм, диагональ его ОД дает направление и величину равнодействующей. Ясно, что равнодействующая сила должна сдвинуть воз с места, тем более, что вес его полностью или частично уравновешивается тягой лебедя. Другой вопрос – в какую сторону сдвинется воз: вперед или назад или вбок?

1 – Это зависит уже от соотношения сил и от величины угла между ними. Если вы имеете некоторую практику в сложении и разложении сил, вы легко разберетесь и в том случае, когда сила лебедя не уравновешивает веса воза: убедитесь, что воз и тогда не может оставаться неподвижным. При одном только условии воз может не сдвинуться под действием этих трех сил: если трение из его осей и о полотно дороги больше, чем приложенные усилия. Но это не согласуется с утверждением, что «поклажа бы для них казалась и легка».

2 – Во всяком случае, Крылов не мог с уверенностью утверждать, что «возу все нет ходу», что «воз и ныне там». Это, впрочем не меняет смысла басни.

3 – Почему взлетает бумажный змей?

4 – Пытались ли вы объяснить, почему бумажный змей взлетает вверх, когда его тянут за бечевку вперед?

1 – Если вы сможете ответить на этот вопрос, вы поймете также, почему летит аэроплан, почему носятся по небу семена клена, и отчасти уясните себе причины странных движений бумеранга.

2 – Все это – явление одного порядка. Тот самый воздух, который составляет столь серьезное препятствие для полета пуль и снарядов, обусловливает полет не только легкого плода клена или бумажного змея, но и тяжелого самолета с десятками пассажиров.

3 – Чтобы объяснить поднятие бумажного змея, придется прибегнуть к упрощенному чертежу. Пусть линия MN изображает у нас разряд змея. Когда, запуская змей, мы тянем его за шнур, он движется из-за тяжести хвоста в наклонном положении. Пусть это движение совершается справа налево. Обозначим угол наклона плоскости змея к горизонту через а.

4 – Рассмотрим, какие силы действуют на змей при этом движении. Воздух, конечно, должен мешать его движению, оказывать на змей некоторое давление. Это давление изображено на рисунке в виде стрелки ОС, так как воздух давит всегда перпендикулярно к плоскости, то линия ОС начерчена под прямым углом к MN. Силу ОС можно разложить на две, построив так называемый параллелограмм сил; получим вместо силы ОС две силы ОД и ОР. Из них сила ОД толкает наш змей назад и, следовательно, уменьшает первоначальную его скорость.

1 – Другая же сила, ОР, увлекает аппарат вверх; она уменьшает его вес и, если достаточно велика, может преодолеть вес змея и поднять его. Вот почему змей поднимается вверх, когда мы тянем его за веревочку вперед.

2 – Самолет – тот же змей, только движущая сила нашей руки заменена в нем движущей силой пропеллера или реактивного двигателя, который сообщает аппарату движение вперед и, следовательно, подобно змею, заставляет его подниматься вверх.

 

Страница 2.ЭКОЛОГИЯ


1 – Часть 2. «Экология»

2 – Наша планета называется Земля, ее освещает солнышко, поэтому на ней светло, ее окружает слой озона, поэтому есть кислород, которым дышит все живое, на ней есть вода – поэтому есть жизнь.

Посмотрите, как красива наша планета и как хрупка. О бережном отношении к ней и пойдет сегодня разговор.

3 – Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим увидеть самого главного: Воздух – это наш отец, Вода – мать, Земля – дом, Роса – национальное богатство.

4 – Увидев молодой росток,

Не трогай и не рви.

Пройди-ка мимо, улыбнись.

Пройдут года, и вырастет там

Целебная трава.

1 – Лес зеленый охраняй,

Никого не обижай.

Не губи деревья ты

Сохрани в лесу цветы!

2 – Ты пришел за помощью к природе?

Ветки не ломай, не трогай.

Помни, нужно много лет,

Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

3 – Ты, человек,

Смотри, не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай.

Не обижай ни птахи, не сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цвета, леса.

Простор полей –

Все, что зовется Родиной твоей!

4 – Да, печальную эстафету принимает от нас грядущее тысячелетие. Набатным колоколом звучит слово «Экология» сегодня.

1 – Экология, что это такое? В переводе с греческого – наука о доме, о среде, окружающей нас.

2 – Родная природа, родной дом. Нет, не даром у этих двух существительных одно прилагательное. Так как не без рода мы, не без племени мы должны думать о нашем будущем, о будущем нишах детей, внуков, правнуков.

3 – Нас всюду ожидают чудеса большие и маленькие, забавные и не очень. И эти чудеса нам дарит наша природа. Будьте внимательны, и вы услышите веселую песенку ручейка, пение птиц, перезвон дождевых капелек, дуновение ветра.

Помните, наша Родина, ее процветание зависит от каждого из нас.

4 – Откуда начинается Россия?

С Курил? Камчатки или Командор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба,

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

1 – Здравствуй, природа! Здравствуйте поля, леса, реки, озера! Здравствуйте, птицы! Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и знакомыми, но и со всеми живыми существами, окружающими его, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которые мы уже никогда не увидим, так как люди уничтожили их.

2 – Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство – земля. Она наша кормилица. Мы должны беречь землю, заботиться о ней, умножать ее плодородие.

3 – Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.

4 – Мы речь свою ведем о том,

Что вся Земля – наш общий дом –

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нем живем!

1 – Еще о том ведем мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

2 – Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята!

3 – Давайте будем беречь и планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи и дым.

В обиду ее никому не дадим.

4 – Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами,

Такая планета нужна всем нам с вами.

Есть просто храм,  

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянувшими руки

Навстречу солнцу и ветрам,

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда…

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

1 – Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны, облака и из тени. Принимает все дожди, снега и туманы. Земля качает на себе города. Выбрасывает вспышки уносящихся ввысь ракет. На человечество в последнее время стало об этом забывать.

2 – Давайте все вместе пообещаем

3 – любить и беречь окружающую среду,

4 – всегда готов помочь растениям и животным,

1 – не разводить огонь в лесу,

2 – не нарушать покой лесных обитателей,

3 – не разорять птичьи гнезда и муравейники,

4 – не обращаться жестоко с животными,

1 – не оставаться равнодушным, если кто-то вредит природе.

2 – Только тогда ты будешь счастлив и спокоен, когда будешь делать добро.

3 – В мире и так много страданий и причиняя зло, ты даешь ему силу, а сила эта нужна добру.

4 – Делай добро, будешь счастлив ты и дети твои!


Список использованных источников:

1) Битюцкий Ю.И. и др. Прикладная механика., учебное пособие. – М.: РГОТУПС, 2010.–136 с.

2) Буланов Э.А. Механика., учебное пособие / Э. А. Буланов, В. Н. Шинкин. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 172 с. : ил. ISBN 978-5-9963-0395-3

3) Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для образов. уч. нач. и сред. проф. Образования под ред. Т.И. Трофимовой- 3-е изд.., - М.: «Академия», 2012. – 432 с.

4) Бродский, А. К. Экология : учебник / А. К. Бродский. — М.: КНОРУС, 2012. — 272 с. — (Для бакалавров)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*