Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Опыт организации комплексного сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ в Ачинском педагогическом колледже

30.01.2023 240 322
Карзникова Любовь Геннадьевна
Карзникова Любовь Геннадьевна, заведующий методическим кабинетом

Трубникова Татьяна Сергеевна
Трубникова Татьяна Сергеевна, педагог-психолог

Ачинский педагогический колледж

Обучаясь в среднем профессиональном образовательном учреждении, студенты-инвалиды и студенты с ОВЗ сталкиваются с огромным количеством проблем, которые затрудняют процесс овладения ими профессионально-образовательной программы. Ведь современный процесс обучения отличается динамичностью, высокой требовательностью к усвоению знаний, при этом необходимо обработать, систематизировать и усвоить огромный объем информации, овладеть профессиональными компетенциями. Эти и многие другие причины приводят к ухудшению общего состояния здоровья молодых людей, затрудняют процесс адаптации в социуме.

В связи с этим своевременное оказание комплекса услуг по социальному, психолого-педагогическому сопровождению указанной категории студентов значительно облегчит им учебный процесс, повысит успеваемость, а также познавательную мотивацию, предотвратит психоэмоциональный срыв, позволит раскрыть творческий потенциал личности, получить полноценное и эффективное образование.

В  КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж» с 2017 года на специальности 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, 49.02.01 Физическая культура ежегодно поступают студенты-инвалиды и студенты с ОВЗ.

 С 2017 года в колледже  обучались 3 студента-инвалида с ОВЗ следующих нозологий: слабовидящие (1 группа инвалидности), с нарушениями опорно-двигательного аппарата (2 группа инвалидности).

В 2021-2022 в колледже обучается  5 студентов – инвалидов, 1 из которых с ограниченными возможностями здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата, 3 группа инвалидности).

На сегодняшний день в колледже наработан опыт обучения такой категории студентов.

 Сопровождение студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ представляет собой целостную, системно-организационную деятельность, в процессе которой обеспечиваются необходимые условия для успешного обучения и развития обучающихся.

Для организации комплекса социального, психолого-педагогического, образовательного сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ требуется объединенная работа целой команды специалистов различного профиля. Мы пробовали разные варианты и подходы в сопровождении студентов, в итоге остановились на разработке программы. Была разработана  и в настоящее время реализуется комплексная  программа «Психолого-педагогическое сопровождение  первокурсников,  несовершеннолетних студентов, детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, студентов, имеющих детей; студентов, прошедших военную службу; студентов, имеющих академическую задолженность».

В Программе есть раздел № 3 «Социально-педагогическое сопровождение студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ», который включает алгоритм сопровождения:

1 этап «Сопровождение профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ ( абитуриентами)».

Ключевой результат: адекватный и осознанный профессиональный выбор.

2 этап «Приемная кампания: консалтинг, сопровождение».

Ключевой результат: готовность к поступлению с учетом ограничений по здоровью, направлений подготовки и регионального рынка труда.

3 этап «Поступление в колледж».

Ключевой результат: со стороны абитуриента - успешно поступил в колледж; со стороны колледжа - понимание специфики контингента поступивших.

4 этап «Адаптация к колледжу».

Ключевой результат: успешная адаптация к колледжу, участие в жизни колледжа.

5 этап: «Сопровождение процесса обучения по выбранной специальности».

Ключевой результат: успешное освоение образовательной программы.

6 этап: «Прохождение практики».

Ключевой результат: успешное прохождение практики, наличие перспективы для трудоустройства.

7 этап: «Содействие трудоустройству»

Ключевой результат: трудоустройство после окончания колледжа.

8 этап: «Постдипломное сопровождение»

Ключевой результат: формирование базы данных по трудоустройству выпускников, формирование положительного имиджа инклюзивного трудоустройства.

Для комплексного сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ привлекаются специалисты, которые работают со студентами постоянно (педагог-психолог, социальный педагог, куратор группы, преподаватель). Помимо указанных специалистов в сопровождении участвуют студенты-волонтеры. При организации волонтерской работы мы учитываем индивидуальный образовательный маршрут «особенного» студента, а также его индивидуальные особенности и потребности. Волонтеры, работающие в одной команде с сопровождающими  специалистами, стремятся к тому, чтобы студенты-инвалиды и студенты с ОВЗ не попали в число неуспевающих.     Большое внимание уделяем организации комфортного процесса обучения, где ведущую роль играет психолого-педагогическое сопровождение.  

Цель психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ – оказание поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания и  социализации.

    Задачи:

  • адаптация к обучению в колледже;
  • развитие и укрепление положительной учебно-профессиональной мотивации;
  • профилактика девиантного поведения;
  • развитие коммуникативных умений и навыков.

Психолого–педагогическое сопровождение обучающихся проводится по следующим направлениям:

  1. Организация обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Деятельность в данном направлении предполагает: а) внедрение в образовательный процесс современных технических и программных средств обучения, информационных технологий, электронных курсов и дистанционных образовательных технологий; б) реализацию дорожной карты по оснащению учебных аудиторий специальным оборудованием (техническими средствами приема передачи учебной информации в доступной форме для инвалидов и лиц с ОВЗ).

Для данной категории студентов разработаны адаптированные образовательные программы, создана образовательная среда. Большое значение имеют дисциплины адаптивного цикла А01 Коммуникативный практикум и А02 Основы интеллектуального труда. Данные дисциплины реализуются индивидуально, поэтому их преподавание максимально приближено к потребностям каждого студента, его проблемам и сложностям.

  1. Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережения инвалидов и лиц с ОВЗ.

В рамках данного направления  осуществляется а) организация работы волонтеров для обеспечения технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ, б) контроль текущей успеваемости, промежуточной аттестации, посещаемости занятий студентами.

  1. Социокультурная реабилитация, содействие трудоустройству выпускников – инвалидов и лиц с ОВЗ.

 Содействие трудоустройству достигается путем  решения  следующих задач: а) обеспечение (подбор) мест прохождения практики для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ согласно медицинским показаниям, с учетом доступности, б) организация встреч с работодателями, в) проведение мероприятий по трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ, г) индивидуальные консультации, тренинги.

  1. Социально-психологическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ.

Данное направление включает три компонента: а) адаптация к процессу обучения, б) интеграция в студенческую группу, в) индивидуальное психологическое сопровождение.

Адаптация к процессу обучения инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечивается путем реализации следующих мероприятий:

  • Консультирование первокурсников в период адаптации
  • Посещение занятий с целью изучения организации учебного процесса, адаптации первокурсников к учебному процессу
  • Проведение психологического тренинга «Формирование уверенного поведения»
  • Обучение студентов приемам саморегуляции
  • Проведение занятий со студентами 1 курса «Как успешно пройти промежуточную аттестацию»
  • Консультирование родителей
  • Социальное консультирование (социальные выплаты, выделение материальной помощи, стипендиальное обеспечение, предоставление услуг медицинского пункта, др.)

Интеграции  в студенческую группу способствует  решение таких задач, как

  • Проведение социально-психологического тренинга сплочения
  • Изучение структуры межличностных отношений и социально - психологического климата в группе первокурсников
  • Привлечение студентов к участию во внеурочной деятельности

Индивидуальное психологическое сопровождение включает в себя

  • Диагностику личностных характеристик студентов
  • Реализацию индивидуального плана психологического сопровождения
  • Индивидуальное психологическое консультирование

Со студентами  проводятся психологические занятия, направленные на

повышение самооценки, саморегуляции («Методы и приемы саморегуляции в стрессовых ситуациях», «Вредные привычки и облик педагога», «Мои жизненные планы и перспективы»и т.д.).

Работа в каждом направлении осуществляется в  тесном  взаимодействии  педагогов и специалистов:

Как показал опыт реализации программы, студенты с инвалидностью и ОВЗ  успешно адаптируются к  учебной деятельности,  общаются с другими студентами, у них положительная учебная мотивация, положительная академическая успеваемость. Они активно  участвуют в различных формах общественной жизни, внеурочной деятельности (играют в студенческом театре, занимаются декоративно-прикладным искусством, выступают на фестивалях и конкурсах). Три студента-выпускника трудоустроены по специальности, имеют положительные отзывы с места работы.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Опыт организации комплексного сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ в Ачинском педагогическом колледже




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*