Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСегодня проблема наставничества в сфере образования становится все более актуальной. Современные образовательные учреждения нуждаются в компетентном, хорошо подготовленном специалисте, который сможет реализовать инновационные технологии, активно приходящие в образовательные учреждения.
Несмотря на имеющееся в научной литературе большое число определений «наставничество» и «наставник» до сих пор общепринятого понятия не существует [2]. Мы рассматриваем наставничество как особый вид деятельности опытного и компетентного в своей области специалиста, в нашем случае педагога-психолога, который осознанно осуществляет целенаправленную деятельность по передаче имеющихся у него знаний и компетенций студенту или молодому специалисту, помогает ему в освоении профессии.
Наставник – это учитель-мастер, профессионал, который хорошо знает механизмы функционирования образовательной организации и осуществления образовательного процесса, имеющий богатый личный опыт педагогической деятельности, помогающий и поддерживающий молодого специалиста. Наставничество, по нашему мнению, призвано помочь студенту или молодому специалисту в профессиональной адаптации.
Существуют разные виды практики: учебная, производственная, преддипломная. В нашем случае мы рассматриваем сопровождение студента в период учебной практики.
Выделяются следующие этапы организации наставничества в период прохождения студентами практики:
- коммуникативный – происходит передача информации от наставника студенту (информация может относиться к характеристике профессии, описанию личного педагогического опыта и т.д.);
- деятельностный – совместная деятельность наставника и студента;
- ценностный – разработка собственной траектории профессионального развития студента.
Цель учебной практики – приобретение первичного профессионального опыта студентом. Реализация этой цели предусматривает:
- закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентом в процессе изучения дисциплин: Психолого-педагогическая диагностика, Основы психолого-педагогической коррекции;
- обучение навыкам определения проблем и трудностей, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся;
- обучение навыкам организации мероприятий по выявлению и коррекции трудностей обучения.
Студент должен выполнять целый комплекс обязанностей. Прежде всего, в их число во время прохождения практики входит выполнение программы практики и индивидуального задания руководителя от кафедры. Наряду с этим студент обязан вести дневник и написать отчет по итогам пройденной практики, оформив его по требованиям образовательной организации.
В 2022-2023 учебном году на базе ГБПОУ «Ангарского техникума рекламы и промышленных технологий» проходила учебную практику студентка 2 курса ФГБОУ ВО «Иркутского государственного университета» кафедры социальной педагогики и психологии.
Приказом по техникуму я, как педагог-психолог, была назначена наставником молодого специалиста.
В мои обязанности входило:
В работе со студенткой использовались такие методы и приемы работы, как беседа, консультации, наблюдение, посещение занятий, личный пример, демонстрация, совместное планирование и анализ деятельности, инструктирование, убеждение, подсказка, контроль, оценка, поощрение.
Отметим, что на эффективность прохождения студентом учебной практики влияют различные факторы. С одной стороны, это уровень общей подготовки студента по специальности «Психология и социальная педагогика» и знание конкретного материала по соответствующей дисциплине, с которым студент выходит на практику. С другой стороны, важными являются такие личностные факторы, как ответственность студента, умение работать самостоятельно, его внимательность, умение слушать и извлекать из услышанного ценную информацию. Кроме этого для будущего специалиста немаловажным является наличие интереса к практике, желание получить знания и освоить навыки, которые предоставляет ему возможность прохождения практики.
Наставничество позволяет получать опыт, формировать навыки, компетенции и ценности у студента гораздо быстрее, чем другие способы их передачи (например, через учебные пособия, самостоятельную и проектную деятельности, формализованное общение).
Подводя итоги, можно сказать, что организация наставничества – эффективный и результативный способ повышения компетентности студентов. Молодой специалист получает от наставника определённые знания, развивает умения и навыки. В то же время наставник, обучая и помогая молодому специалисту, развивает и свои профессиональные качества. Ведь не зря выдающийся французский писатель и философ Мишель Монтень сказал: «Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому».
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Наставничество как форма поддержки профессионального становления студентов в ходе учебной педагогической практики
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.