Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Наставничество как форма поддержки профессионального становления студентов в ходе учебной педагогической практики

27.01.2023 575 748
Кугаева Юлия Александровна
Кугаева Юлия Александровна, педагог-психолог

Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий

Сегодня проблема наставничества в сфере образования становится все более актуальной. Современные образовательные учреждения нуждаются в компетентном, хорошо подготовленном специалисте, который сможет реализовать инновационные технологии, активно приходящие в образовательные учреждения.

Несмотря на имеющееся в научной литературе большое число определений «наставничество» и «наставник» до сих пор общепринятого понятия не существует [2]. Мы рассматриваем наставничество как особый вид деятельности опытного и компетентного в своей области специалиста, в нашем случае педагога-психолога, который осознанно осуществляет целенаправленную деятельность по передаче имеющихся у него знаний и компетенций студенту или молодому специалисту, помогает ему в освоении профессии.

Наставник – это учитель-мастер, профессионал, который хорошо знает механизмы функционирования образовательной организации и осуществления образовательного процесса, имеющий богатый личный опыт педагогической деятельности, помогающий и поддерживающий  молодого специалиста. Наставничество, по нашему мнению, призвано помочь студенту или молодому специалисту в профессиональной адаптации.

Существуют разные виды практики: учебная, производственная, преддипломная. В нашем случае мы рассматриваем сопровождение студента в период  учебной практики.

Выделяются следующие этапы организации наставничества в период  прохождения студентами практики:

- коммуникативный – происходит передача информации от наставника студенту (информация может относиться к характеристике профессии, описанию личного педагогического опыта и т.д.);

- деятельностный – совместная деятельность наставника и студента;

- ценностный – разработка собственной траектории профессионального развития студента.

Цель учебной практики – приобретение первичного профессионального опыта студентом.  Реализация этой цели предусматривает:

- закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентом в процессе изучения дисциплин: Психолого-педагогическая диагностика, Основы психолого-педагогической коррекции;

- обучение навыкам определения проблем и трудностей, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся;

- обучение навыкам организации мероприятий по выявлению и коррекции трудностей обучения.

Студент должен выполнять целый комплекс обязанностей. Прежде всего, в их число во время прохождения практики входит выполнение программы практики и индивидуального задания руководителя от кафедры. Наряду с этим студент обязан вести дневник и написать отчет по итогам пройденной практики, оформив его по требованиям образовательной организации.

В 2022-2023 учебном году на базе   ГБПОУ «Ангарского техникума рекламы и промышленных технологий» проходила учебную практику студентка 2 курса                          ФГБОУ ВО «Иркутского государственного университета» кафедры социальной педагогики и психологии.

Приказом  по техникуму я, как педагог-психолог, была назначена наставником молодого специалиста.

В  мои обязанности входило:

  1. содействие в изучении документации образовательной организации и определение специфики диагностической деятельности в работе педагога-психолога. Ознакомление с новинками методической литературы;
  2. содействие в составлении методического портфеля практикантки по организации психолого-педагогической диагностики обучающихся техникума;
  3. организация наблюдения и проведение студенткой комплексной психолого-педагогической диагностики обучающегося «группы риска» с составлением психолого-педагогического заключения;
  4. содействие в планировании и проведении коррекционного занятия в группе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с определением индикаторов результативности коррекционного занятия;
  5. проведение анализа результата работы;
  6. предоставление отзыва на студентку в результате прохождения учебной практики.

 В работе со студенткой использовались такие методы и приемы работы, как беседа, консультации, наблюдение, посещение занятий, личный пример, демонстрация, совместное планирование и анализ деятельности, инструктирование, убеждение, подсказка, контроль, оценка, поощрение.

Отметим, что на эффективность прохождения студентом учебной практики влияют различные факторы. С одной стороны, это уровень общей подготовки студента по специальности «Психология и социальная педагогика» и знание конкретного материала по соответствующей дисциплине, с которым студент выходит на практику. С другой стороны, важными являются такие личностные факторы, как ответственность студента, умение работать самостоятельно, его внимательность, умение слушать и извлекать из услышанного ценную информацию. Кроме этого для будущего специалиста немаловажным является наличие интереса к практике, желание получить знания и освоить навыки, которые предоставляет ему возможность прохождения практики.

Наставничество  позволяет получать опыт, формировать навыки, компетенции и ценности у студента гораздо быстрее, чем другие способы их передачи (например, через учебные пособия, самостоятельную и проектную деятельности, формализованное общение).

Подводя итоги, можно сказать, что организация наставничества – эффективный и результативный способ повышения компетентности студентов. Молодой специалист получает от наставника определённые знания, развивает умения и навыки. В то же время наставник, обучая и помогая молодому специалисту, развивает и свои профессиональные качества. Ведь не зря выдающийся французский писатель и философ Мишель Монтень сказал: «Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому».

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Наставничество как форма поддержки профессионального становления  студентов в ходе учебной педагогической практики




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*