Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленное методическое пособие является самостоятельной авторской разработкой. Цель пособия – помочь начинающим преподавателям анатомии и физиологии использовать в преподавании обширные межпредметные связи дисциплины. Пособие включает подробное методическое обоснование необходимости работы преподавателя в данном направлении, схему межпредметных связей дисциплины и подробную информацию о всех дисциплинах и темах, логически связанных с конкретным разделом программы по анатомии и физиологии. Приведен полный перечень рассматриваемых дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов. В дальнейшем в карте межпредметных связей название профессиональных модулей опускается.
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ» КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ.
Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования третьего поколения по специальности 060501 Сестринское дело нацеливает педагогов на подготовку качественно новых специалистов и повышает требования к качеству преподавания учебных дисциплин.
Одной из важнейших дисциплин для подготовки медицинской сестры является предмет «Анатомия и физиология». Структура этой дисциплины, включающая два крупных основополагающих компонента, определяет задачи, стоящие перед предметом, и его роль в системе подготовки специалиста.
Основными задачами предмета являются:
Отсюда очевидна и роль дисциплины для подготовки средних медицинских работников – создание прочной базы знаний для усвоения в дальнейшем других общепрофессиональных и клинических дисциплин. Таким образом, предмет «Анатомия и физиология» является фундаментом, базисом медицинского образования, на котором возвышается надстройка из медицинских знаний.
Следовательно, от подходов к преподаванию анатомических знаний во многом зависит усвоение студентами важнейших клинических дисциплин. Одним из путей повышения качества преподавания этой дисциплины является широкое использование обширных межпредметных связей анатомии и физиологии с другими дисциплинами.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ
РАБОТЫ В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ:
Учитывая сложность и объём программного материала по предмету
(содержание учебного материала насчитывает огромное количество дидактических
единиц), преподаватель не должен забывать о необходимости вырабатывать у
студентов мотивацию к изучению данного предмета.
Если рассматривать массу анатомических фактов в чистом виде, то есть в отрыве от других дисциплин, то у студента при этом не возникает чёткого, осмысленного представления о том, для чего изучать эту массу фактов, где эти сведения понадобятся ему в дальнейшем. Иначе говоря, не возникает ощутимая мотивация для изучения анатомии, и добросовестно заученные знания быстро забываются.
Однако
для выработки у студентов заинтересованного, мотивированного подхода к изучению
предмета совершенно недостаточно ограничиться общим указанием в ходе вводной
лекции на роль анатомии, физиологии и патологии в изучении медицины.
Необходимо, чтобы по каждому разделу программы студент убеждался, что те или иные конкретные анатомические и физиологические сведения обязательно понадобятся ему при изучении конкретных клинических дисциплин. Только такой подход сформирует у студентов явственную мотивацию для запоминания этих сведений.
Для преподавателя это означает необходимость детальной проработки каждого раздела программы в плане выявления межпредметных связей дисциплины. Преподавателю необходимо чётко представлять, какие анатомические сведения являются клинически значимыми, т.е., обязательно будут востребованы в дальнейшем преподавателями – клиницистами. Вычленить эти сведения из всей массы анатомических фактов можно несколькими путями. Непосредственное обсуждение каждого раздела программы с преподавателями клинических дисциплин, систематическое посещение занятий клиницистов, изучение содержания учебников по клиническим наукам, изучение рабочих программ и календарно-тематических планов – все пути эффективны.
Проделав эту работу, преподаватель сможет на конкретных примерах показывать, как знания анатомии и физиологии используются в медицинской практике. Такие примеры можно привести в каждом разделе программы. Кроме того, необходимо акцентировать внимание студентов на тех анатомо-физиологических особенностях органов, которые могут иметь значение в развитии патологии, если такие особенности имеют место. Такой подход к преподаванию, несомненно, повышает мотивацию к изучению дисциплины. Знания, преподнесённые в таком ключе, воспринимаются с большим интересом и дольше удерживаются в памяти.
При изучении латинских анатомических терминов нужно учитывать, что многие из них в будущем студентом не используются. В то же время многие из них имеют греческие синонимы, от которых образуется множество клинических терминов. Поэтому особое внимание необходимо уделить именно этим греко-латинским названиям. Уже в ходе изучения анатомии можно вводить студентов в огромный мир клинической терминологии, что повышает интерес студентов к дисциплине и медицине. Такой подход к преподаванию дисциплины приведёт к повышению качества подготовки, и анатомия, действительно, станет для студентов пропуском в медицину.
Методическое пособие представляет межпредметные связи дисциплины «Анатомия и физиология человека» со следующими общепрофессиональными дисциплинами (ОП), профессиональными модулями (ПМ) и междисциплинарными курсами (МДК):
СОПУТСТВУЮЩИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
ПОСЛЕДУЮЩИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
Указанные дисциплины наглядно представлены на схеме межпредметных связей анатомии и физиологии.
Карта межпредметных связей анатомии и физиологии даёт подробную информацию о всех дисциплинах и темах, логически связанных с конкретным разделом программы.
Использованный источник:
Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования третьего поколения по специальности 060501 Сестринское дело.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.