Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Штрихи к портрету Й. Гайдна

27.01.2023 167 241
Штыкова Надежда Федоровна
Штыкова Надежда Федоровна, преподаватель, музыковед

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

 Изучение биографии композитора всегда проходит интереснее, если преподаватель поможет учащимся представить, каким человеком был этот музыкант - как относился к людям, с кем дружил и как работал, кого любил и уважал. С композиторами, жившими в далекую эпоху, это непросто, поскольку их отличает другое мировоззрение, воспитание и манеры.

Обратимся к австрийскому композитору Йозефу Гайдну. Его биография изучается на первых уроках зарубежной музыкальной литературы, и педагогу нужно особенно ярко представить данного композитора учащимся, чтобы вызывать интерес к предмету и к искусству классической эпохи в целом.

В настоящее время появилось много интересной литературы, раскрывающей особенности личности Гайдна. Изучая эти книги, хочется обратить внимание на некоторые качества Гайдна, чтобы открыть композитора как интересного человека, представителя XVIII века.

Век Просвещения – это эпоха, когда люди верили во всемогущество разума [1] и обращались к нему больше, чем к чувствам. Старались создать государство, в котором правил бы просвещенный монарх, а все люди жили под его мудрым управлением и имели бы возможность получать образование. Деятели эпохи Просвещения понимали, что их главная задача – воспитание идеального гражданина идеального государства. Для этого нужен был новый язык в искусстве, которым стал классицизм – «образцовый», рационалистичный, логичный [2].

Этот стиль появился в разных областях искусства. Восприняли его и музыканты - венские классики Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен, которые подарили миру гениальные оперы, симфонии и сонаты. Произведения классиков - ясные по форме и гармонии, прекрасные по мелодическому содержанию, соответствующие требованиям равновесия красоты и истины [3].

Портреты Гайдна говорят о том, что одет он был всегда со вкусом, по моде XVIII века. Белоснежная рубашка из тонкого полотна, поверх нее – куртка из шелковой ткани, которую застегивали на талии, открывая пышное «жабо». На голове – обязательный парик, завитый в локоны и связанный сзади черной лентой. Лицо всегда гладко выбрито [4]. Общаясь с аристократами, Гайдн научился галантным манерам и хорошему тону.

«Черты его лица были довольно правильны, взгляд – выразительный, темпераментный и одновременно добрый, располагающий. Когда Гайдн был серьезен, его лицо выражало достоинство, однако во время бесед я чаще видел Гайдна веселым, улыбающимся», - так пишет о композиторе один из первых биографов, близко знавший его, - Альберт Дис [5, с.155].

Большая часть жизни композитора протекала в столице Австрии – Вене. Этот город всегда, а особенно в XVIII – XIX веке, отличался своей музыкальностью. Здесь каждый аристократ желал иметь у себя оркестр, да такой, чтобы был лучше остальных. Одним из самых богатых и знаменитых аристократов был князь Николай Эстергази, у которого почти тридцать лет служил в качестве вице-капельмейстера Йозеф Гайдн.

 Больше всего Гайдн известен по коротким рассказам – о его жизненных трудностях после ухода из хора при соборе св. Стефана, о сочинении «Прощальной» симфонии, о встречах с Моцартом и Бетховеном, о путешествии в Лондон в последний период жизни.  Кажется, что он всегда был здоровым и бодрым. Тем не менее, А. Ноймайр [6, с.20] сообщает, что в последние годы жизни композитор тяжело болел, с 1803 года ничего не сочинял и жил уединенно в Вене. 

Если проследить биографию Гайдна, то мы прежде всего окунемся в его достаточно счастливое детство. Яркими музыкальными впечатлениями были семейные вечера, когда его родители музицировали: отец играл на арфе, а мать подпевала ему. Маленький Йозеф моментально запоминал мелодии, а однажды соорудил из деревяшки «скрипку» и отбивал на ней правильный ритм во время пения. [6, с.21]

Чувство юмора и мальчишеское озорство Гайдна проявлялось с юных лет. А.К.Дис рассказывает случай, из-за которого Йозеф ушёл из хора собора Святого Стефана [5, c.25]. Тогда ему было 17 лет. Из-за мальчишеской шалости он отрезал одному из хористов косичку. Йозефа ждали наказания – удары палкой по ладони. Однако он проявил свой характер - сказал, что уйдет, если его накажут. В тот момент Гайдн сдержал своё слово и действительно ушёл.

Для самого Гайдна остаться одному без средств пропитания было непросто. Вот как писал он своему биографу об этой ситуации: «Беспомощный, без денег, имея только три плохие рубашки и поношенный сюртук, девятнадцатилетний юноша вышел в свет» [6, с. 23] Однако Гайдн знал, чем он сможет зарабатывать - он давно прекрасно играл на скрипке и клавире и мечтал стать композитором. 

Йозеф Гайдн был человеком, который всегда очень ответственно подходил ко всем делам, особенно к музыке. Об этом знали окружающие и обращались к нему в случае, когда нужна была грамотная помощь музыканта - сделать аранжировку какой-то песни или аккомпанировать во время выступления. Все знали, что Гайдн попросит за эту работу мало, но выполнит ее добросовестно. Такие заказы нередко получал композитор после того как ушел из хора [7, с.29].

Влечение к музыке было настолько сильным, что молодой композитор сочинял даже тогда, когда был болен. Интересна история о том, как Гайдн во время горячки создавал одну из своих сонат. Его жена приказала служанке следить за тем, чтобы Гайдн не садился за инструмент. Как только жена ушла в церковь, Гайдн отослал служанку по каким-то делами – и сел играть. Правда, он не успел закончить сочинение за инструментом, и чтобы жена не ругалась, дописывал его, как положено больному, уже лежа в кровати [6, с. 27] Так за oдин день была создана соната.

Гайдн понимал, что музыка должна приносить людям радость. «В этом мире так мало радостных и довольных людей, — писал семидесятилетний композитор, — … быть может, твой труд послужит …источником, из которого … человек будет черпать минутами свое спокойствие и отдых» [8].

Гармоничный и ясный взгляд на мир вокруг преобладал в музыке Гайдна и в его ощущении жизни. Радость Гайдн находил везде — в природе, в жизни крестьян, в своих возможностях, в общении с близкими людьми. Его эмоциональное состояние можно было заметить тогда, когда Гайдн читал письма, которые присылали ему его друзья, и он всегда радовался весточкам от них.

Друзья для Гайдна были очень важны. Когда он был уже престарелым, общение с друзьями переносило его в тот период, когда он был молод. Они рассказывали ему истории из прошлого, и для Гайдна эти истории были глотком свежего воздуха. Он как будто проживал свою жизнь заново и на мгновение становился молодым [6].

Одним из друзей Гайдна стал В. А. Моцарт, с которым они познакомились в Вене в 1781 г. Дружба с ним для Гайдна была особенной [8]. Они помогали друг другу в написаниях музыкальных произведений, подсказывали, искали новые изюминки, и общались не только о музыке. Они как будто дополняли друг друга, умели выслушать и подсказать выход из сложившейся ситуации. [6, с. 32]. Гайдн был очень расстроен, когда узнал о смерти Вольфганга.

По некоторым фразам Гайдна можно понять, что он был достаточно религиозным человеком. Например, однажды, когда композитора спросили, как ему удалось написать так много замечательной музыки, Гайдн ответил: «Я рано встаю и, как только оденусь, становлюсь на колени и молю Господа и Пресвятую Деву, чтобы мне и сегодня была удача. Потом я завтракаю и сажусь за клавесин и начинаю искать. Если работа не дается, и я вижу, что из-за какого-то проступка я лишен милости Божьей, … я снова приступаю к молитве … пока не почувствую, что прощен!» [9, с. 205]. Интересно, что родители Гайдна, особенно мать, хотели, чтобы Йозеф стал священником. Однако сын не разделял их желания [5, с.25]

Йозеф Гайдн был довольно общительным человеком, которому тяжело было долгое время оставаться в уединении. Например, в замке Эстергази полное одиночество действовало на него весьма угнетающе. Композитор говорил своему психиатру В.Гризингеру, что его никто тогда даже не мог мучить своими разговорами, и ему становилось грустно.  [6, с.28]

Гайдн любил людей и умел их прощать. Так, когда в его жизни появилась возлюбленная - певица Луиджия Пoльцелли и её сын Пётр, Гайдн в меру своих сил заботился о ней, а она пользовалась его добротой. Когда князь Эстергази хотел её уволить – Гайдн поговорил с князем и попросил оставить ее на работе. Композитор делал это ради «Петручио» - её сына, которого считал родным и заботился о нём иногда больше, чем мать. Когда певица уехала в Италию вместе с сыном, Гайдн просил её отправить ему Петра. В своём письме Луиджии Гайдн писал: «Я хорошо одену твоего сына и буду делать для него всё… Он ни в чём не будет нуждаться. Мой Петручио всегда будет со мной» [6, с. 29]. Позже молодой Пьетро умер от чахотки, и Гайдн был искренне опечален.

В отношении к своей внешности Гайдн был скромен и даже «считал себя уродом» [5, с.155]. Многие говорили, что он любим дамами, но Гайдн думал, что он не так красив, как им бы хотелось. Однажды А. К. Дис сказал ему: «В вашем лице, во всей вашей фигуре есть гениальное нечто, способное очаровывать людей». Гайдн поверил Дису, но сказал, что он больше умён, чем красив [5, с. 104]

При всем оптимистическом отношении к жизни, у Гайдна были и сложные периоды, когда он не мог свободно сочинять. Иногда ему было насколько плохо из-за жизненных обстоятельств, что он не мог эмоционально собраться и сесть за клавир. Однако Йозеф проявлял силу воли и всё же садился сочинять [6, с.43]

Конечно, рамки небольшого эссе не позволяют полностью рассказать о личности такого замечательного композитора и человека, как Йозеф Гайдн.  Мы только можем добавить некоторые штрихи к его портрету которые позволят более ярко представить великого австрийского классика.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Штрихи к портрету Й. Гайдна




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*