Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Принципы педагогического процесса в современной парадигме российского образования

29.04.2014 3439 6045
Щедрин Сергей Васильевич
Щедрин Сергей Васильевич, методист, к.п.н.

Щедрин Дмитрий Сергеевич
Щедрин Дмитрий Сергеевич, преподаватель

Бирюкова Оксана Викторовна
Бирюкова Оксана Викторовна, зам. директора по учебной работе

Маревич Александр Викторович
Маревич Александр Викторович, зам. директора по воспитательной работе

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

Вначале мы хотим предложить читателям небольшой тест. Согласны ли Вы со следующими утверждениями:

  1. Лучшим выходом в решении проблем российского образования является возврат к системе воспитания советского периода.
  2. Воспитание в коллективе и через коллектив – это один из принципов гуманистической образовательной парадигмы.
  3. В основе профессиональной деятельности педагога лежит управление учебной деятельностью обучающихся.
  4. Педагог должен быть образцом, с которого обучающимся следует брать пример.
  5. Я держу равнение даже целуясь.

Если Вы ответили «нет» по всем пунктам, то смело продолжайте чтение статьи.


Хотим предупредить тех, кто ответил «да» по 1-му и 5-му пунктам – при знакомстве со статьей возможно ухудшение психического здоровья. Если Вы ответили «да» по всем пунктам, то мы Вам сочувствуем.

 

К сожалению, появление этого полушутливого теста обусловлено весьма серьезными обстоятельствами: в своем мышлении, видении оптимального образовательного процесса мы сознательно или бессознательно ориентируемся на советскую педагогику. Часть педагогов до сих пор убеждены в том, что учебной деятельностью воспитанников надо руководить (вместо того, чтобы сотрудничать), что воспитание вне ученического коллектива невозможно и, поэтому, одной из основных задач воспитания является создание такого коллектива (в педагогической практике авторов статьи реальных ученических коллективов, в которых идет развитие, а не унификация личности обучающихся, что-то не встречалось), что педагог обязан являть собой образец для подражания, некий эталон культуры (а педагог – «он тоже человек» со своими проблемами в семье, в быту и на работе) и т.д.

 

Менталитет воспитания советского периода в явном виде прослеживается в литературе по педагогике (в т.ч. учебниках и учебных пособиях), в частности – в литературе, в которой описываются принципы педагогического процесса (или принципы воспитания).

 

Следует отметить два принципиальных недостатка в приведенных в настоящей статье литературных (и Интернет-) источниках: отсутствие соотнесенности принципов с конкретной образовательной парадигмой и включение в принципы педагогического процесса (принципы воспитания) воспитания обучающихся в коллективе и через коллектив.

 

Напомним, что образовательная парадигма содержит ответы на вопросы «Для чего воспитывать и обучать (каким должен быть выпускник)?» и «Как этого достичь?». Так, процесс освоения студентами образовательных организаций СПО основной профессиональной образовательной программы может осуществляться, например, в рамках:

  • традиционалистско-консервативной (знаниевой) парадигмы – ориентируясь на развитие «знаниевого» компонента личности студента, т.е. тех знаний, умений и навыков, которые обеспечивают общие и профессиональные компетенции выпускника;
  • бихевиористской (рационалистической, поведенческой) парадигмы – формируя у студентов адаптивный деятельностный (поведенческий) репертуар, соответствующий требованиям ФГОС по специальности (требованиям к общим и профессиональным компетенциям);
  • эзотерической парадигмы – с доминацией динамики опыта, состояний и переживаний, с прорывом к Истине через откровение в состоянии просветления («эврики», выхода в сверхсознание, инсайта).

 

Понятно, что каждая из перечисленных образовательных парадигм содержит свой выбор базовых ценностей, образовательных технологий, целей, принципов, методов, приемов, средств и форм воспитания и обучения, что делает неприемлемым выбор принципов педагогического процесса вне конкретной образовательной парадигмы.

 

При написании статьи мы провели небольшое исследование на предмет знания педагогами образовательных организаций СПО Саратовской области (в т.ч. ГБПОУ «Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва») принципов обучения и воспитания. Результаты исследования оказались ожидаемыми. Если знания педагогов принципов обучения можно оценить, в целом,  как удовлетворительные (в основном указывались классические дидактические принципы, сформулированные в XVII веке Я.А. Коменским и В. Ратке и адаптированные к российскому образованию в XIV веке К.Д. Ушинским), то в знаниях педагогов принципов воспитания обнаружился (по Ожегову) кавардак. Последнее является следствием педагогической практики советского периода, когда педагоги СССР предпринимали пытки реализовать декларируемые принципы воспитания, однако противоречия теории и практики оказались непреодолимыми (Борис Замятин: «Сколько человека не воспитывай, он все равно хочет жить хорошо»). Логичным итогом этого и является сегодняшнее отношение педагогов к принципам воспитания как к чему-то чисто теоретическому, нереальному и, как следствие, ненужному.

 

В ходе исследования наиболее часто, в качестве одного из принципов воспитания, респондентами назывались воспитание в коллективе, воспитание у студентов «чувства коллективизма», что неудивительно. Вспомним: идея А.С. Макаренко, занимавшегося, кстати, воспитанием беспризорников и малолетних преступников, и лежащая в основе политики «коммунистического» воспитания (унификации личности, предъявления ко всем единых требований, приоритете коллективных интересов перед интересами отдельных членов коллектива и др., см., напр., сцену исключения из партии в к/ф Валерия Тодоровского «Стиляги»), была объявлена основным направлением воспитательной работы в СССР, проводимой под надзором некоторых силовых структур (из эпилога «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко: «Но уже пятьсот мальчиков и девчат бросились в мир микронов, в тончайшую паутину точнейших станков, в нежнейшую среду допусков, сферических аберраций и оптических кривых, смеясь, оглянулись на чекистов. Ничего, пацаны, не бойтесь, – сказали чекисты»[6]).

 

Удивительно другое. До сих пор в литературе по педагогике (в т.ч. учебниках, учебных пособиях, по которым обучаются студенты) в качестве одного из принципов педагогического процесса упоминается это пресловутое «воспитание в коллективе и через коллектив» («коллективный характер воспитания и обучения», «коллективность воспитания и обучения», «превращения групп и коллективов обучающихся в субъект воспитания личности» и др., см. [2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17]). Причем в ряде источников одновременно с принципом «воспитание в коллективе и через коллектив» указываются в качестве принципов педагогического процесса (принципов воспитания) «индивидуально-личностный подход» и (или) «гуманистическая направленность образования», что свидетельствует либо слабом представлении авторами содержания указанных принципов, либо о некоторых особенностях их мышления.

 

Прежде чем ознакомить читателя с нашим пониманием принципов педагогического процесса (Стив Джобс: «Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. А иначе, зачем мы здесь?») следует упомянуть следующее:


Во-первых. Понятия «образование», «воспитание», «обучение» определяются в частях 1-3 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [21], вступившего в силу с 1 сентября 2013 г. В ранее действовавшем Законе Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» понятия «воспитание» и «обучение» не определялись, а понятие «образование» трактовалось как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [1].

 

Выражение «педагогический процесс» введено в обиход П.Ф. Каптеревым в работе «Педагогический процесс» (1904) и сегодня понимается как «специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе» (ВикипедиЯ).

 

Ввиду многообразия литературных формулировок, раскрывающих понятие «принципы педагогического процесса» и с учетом цели данной статьи под принципами педагогического процесса мы будем далее подразумевать  определенную систему исходных, основных требований к процессу образования, выполнение которых обеспечивает его эффективность.

 

Во-вторых. Выбор образовательной парадигмы в российском образовательном пространстве предопределен частью 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» («Образование - единый целенаправленный процесс … осуществляемый … в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»), а также главой V ФГОС СПО по специальности (напр. ФГОС СПО по специальности 050141 Физическая культура [19]: «5.1. Учитель физической культуры должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: …») и п. 5 главы I ФГОС СОО [20] («Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника …») и это – гуманистическая образовательная парадигма. «Она ставит в центр внимания развитие ученика, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. Ее ядро - гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т.п. … Гуманистическая парадигма формирует отношения по типу «субъект-субъект». Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели деятельности, ее содержание, выбирают формы и критерии оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. … Низкие учебные показатели не являются основанием для суждения о нормативных качествах человека, они - лишь точка отсчета для оценки перспектив и возможностей профессиональной работы. Пространство критериев оценки перемещается в плоскость межличностных отношений …»  [3].

 

В-третьих. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», в отличие от Закона РФ «Об образовании» определяет образование как единый процесс, т.е. цели, задачи, принципы, методы и др. воспитания и обучения должны быть едиными для процессов (направлений деятельности) воспитания и образования. Необходимость подобного подхода признавалась авторами ряда научных трудов и до появления Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» введением в литературу понятия «целостный педагогический процесс» (напр. см. [2, 11, 16, 17, 23]), которое, прочем, «… не сводится только к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности обучающегося и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности» [9].

 

В-четвертых. В гуманистической образовательной парадигме, в отличие от эзотерической парадигмы, суть которой состоит в отношении к Истине как вечной и неизменной, важна не сама истина, а отношение к ней, ибо считается, что нормальной, однозначной истины не существует. Следовательно, из всего многообразия принципов педагогического процесса (в т.ч. предлагаемых в данной статье) педагог может выбрать (или сформулировать сам) принципы, соответствующие его видению образовательного процесса, собственному педагогическому опыту, стилю профессиональной деятельности.

 

В-пятых. Выбранная система принципов должна соответствовать определенным требованиям:

  • обязательность. Принципы – это не совет, не рекомендация, они требуют обязательного и полного во­площения в практику;
  • комплексность. Предполагается одновременное, а не поочередное, изолированное применение принципов на всех этапах педагогического процесса;
  • равнозначность. Среди принципов нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в пер­вую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра.


В литературе авторы, в нарушение требования равнозначности, либо сознательно ранжируют принципы, выделяя среди них главные и второстепенные (напр. [18]), либо (возможно бессознательно) располагают их в определенном порядке (по степени важности?). В связи с этим мы распределили и рекомендуем другим авторам распределять принципы педагогического процесса в алфавитном порядке.

 

И, наконец, следуя «верной дорогой», указанной фрекен Бок (фрекен Бок: «Ну чем я хуже?» - из м/ф «Карлсон вернулся») мы выбрали следующие принципы педагогического процесса и формулировки, раскрывающие содержание отдельных принципов (в квадратных скобках – литература, в которой содержится упоминание о приведенном принципе):

Активность, сознательность, самодеятельность и мотивированность обучающихся – формирование осознанного позитивного отношения обучаемых к образовательному процессу, развитие их инициативы и самостоятельности. Организация педагогом такого взаимодействия с обучающимся, в котором последний мог выступать в активной роли.  Создание оптимальных условий для самосовершенствования, самоопределения и самореализации обучающихся, самостоятельного освоения им образовательной программы [2, 4, 5, 7, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 22].

Гуманистическая направленность образования – подчинение всей образовательной работы задачам формирования  всесторонне развитой личности. Комплексности и единство обучения и воспитания.Отношение педагога к обучающемуся как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития [7, 8, 10, 13, 15, 17, 22].

Доступностьпри необходимой степени трудности – воспитание и обучение ведется с постепенным увеличением трудностей (от известного к неизвестному; от менее трудного - к более трудному; от сложного - к более сложному). Воспитание и обучение не должно оказываться излишне легким, оно должно вестись на оптимальном уровне трудности с учетом возрастных, индивидуальных и половых особенностей, уровня обученности и воспитанности, интересов и жизненного опыта обучающихся, а также  реальных возможностей обучающегося с целью предупреждения различного рода перегрузок, отрицательно сказывающихся на его физическом и психическом здоровье [4, 5, 7, 11, 14, 15, 16, 22].

Индивидуально-личностный подход– организация педагогического процесса на основе учета индивидуальных личностных качеств обучающихся (темперамента, характера, способностей, мотивов, потребностей, особенностей эмоциональной сферы и др.). При этом осуществляется мониторинг личностных качеств (динамики развития) обучающихся, их потенциальных возможностей, ближайших пер­спективи, на основе результатов мониторинга, производится корректировка индивидуальных образовательных траекторий обучающихся [2, 4, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 22].

Культуросообразность – воспитание и обучение должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры, строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов, баланса ценностей различных культур и субкультур.Максимальное использование в образовании культуры той среды, нации, общества, региона, в которой находится конкретная образовательная организация [10, 13, 15, 16, 18].

Наглядность – построение воспитания и обучения на конкретных примерах и образцах [4, 5, 7, 11, 14, 15, 16, 17, 22].

Научность – соответствие содержания, форм, технологий, методов и т.д. образовательного процесса современному уровню развития науки и техники [4, 5, 7, 11, 14, 15, 16, 17, 22].

Незавершимостьобразования – «вытекает из мобильного характера социализации, которая свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Каждый возрастной этап развития человека является самостоятельной индивидуальной и социальной ценностью (а не только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни). Образовательный процесс необходимо строить так, чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности» [10].

Опора на положительные качества обучающихся в сочетании с разумной требовательностью к ним. Педагоги должны выявлять положительное в обучающемся и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества. Потенциал разумной требовательности существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована задачами полноценного развития личности [2, 4, 7, 8, 11, 12, 13, 16, 17].

Преемственность, последовательность и систематичность – закрепление ранее усвоенных компетенций, приобретенных личностных качеств обучающихся, их последовательное развитие и совершенствование, а также соблюдение логических связей в процессе образования [4, 5, 7, 11, 14, 15, 16, 17, 22].

Природосообразность – безусловный приоритет общих законов развития природы, научное понимание взаимосвязи естественных и социальных процессов, сохранение (укрепление) физического, психического и духовного здоровья обучающихся на основе индивидуально-личностного подхода [10, 15, 16].

Связь с жизнью и практикой– связь теоретических знаний и практического опыта, соединение обучения и воспитания с производственной (трудовой) практикой, систематическое ознакомление обучающихся со значимыми текущими  событиями [2, 4, 5, 7, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 22].

Согласованность требований– обязывает педагога добиваться сбалансированности, гармоничности внешних влияний на обучающегося (вспомним: «У семи нянек – дитя без глаза») [2, 7, 11, 12, 17].

Сотрудничество– организация взаимодействия педагога и обучающегося на основе межсубъектных связей в форме сотрудничества [4, 7, 16, 18].

Социализация – объединение интересов личности участников образовательного процесса с общественными. Как лицо, состоящее на службе у государства, педагог осуществляет государственный заказ в сфере образования.Это требует подчинения деятельности педагога задачам образования подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией образования и направляет деятельность педагогов на формирование социально необходимого типа личности [4, 8, 10, 16, 22].

Сочетание индивидуального и группового характеров воспитания и обучения – организация как индивидуальной, так и групповой работы, которая требует от участников умения сотрудничать, координировать совместные действия, находиться в постоянном взаимодействии [2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 22].

Уважение личности обучающегося – соблюдение этого принципа предполагает:

  • уважения прав и свобод обучающегося;
  • уважения права обучающегося быть самим собой;  
  • ненасильственного формирования требуемых качеств личности обучающегося, безусловного отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
  • признания права обучающегося на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат его убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.) [2, 4, 7, 8, 11, 16, 17, 18].

 

В заключение отметим, что стремление авторов ряда научных трудов (напр. [4, 5, 7, 10, 11, 15, 17]) разделить принципы педагогического процесса по группам (принципы организации педагогического процесса, принципы руководства педагогического процесса, принципы управления деятельностью воспитанников, социально-психологические принципы, принципы социального воспитания и др.) представляется искусственным (надуманным, непродуктивным), т.к. принципы, в т.ч. приведенные нами, могут и должны применяться на всех этапах и по всем направлениям профессиональной деятельности педагогов в соответствии с требованием комплексности.

 

Перечень используемой литературы:

1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 // Компания «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/ (дата посещения 10.04.2013 г.).

2. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса // Подготовка к экзамену по педагогике [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://i-educator.ru/vopros18 (дата посещения 27.03.2014 г.).

3. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики [Электронный ресурс] / В.С. Кукушкин. URL: http://www.eusi.ru/lib/kukushin_obsie/2.php (дата посещения 26.03.2014 г.).

4. Лихачев Б.Т. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 2001 - 607с.

5. Луковцева А.К. Педагогика и психология. Курс лекций / А.К. Луковцева. – М.: КДУ, 2008. – 192 с.

6. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко // ЕrLib.com – онлайн библиотека  [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://erlib.com (дата посещения 26.03.2014 г.).

7. Общие основы педагогики // Литература для студента [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://libsib.ru/pedagogika/obschie-osnovi-pedagogiki/struktura-zakonomernosti-i-printsipi-tselostnogo-pedagogicheskogo-protsessa (дата посещения 27.03.2014 г.).

8. Основные принципы и закономерности педагогического процесса // E-shpora.ru – шпаргалки [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://e-shpora.ru/shporgalky/psihologia/otvety_na_bilety_psihologia/otvety_na_bilety_psihologia27.html (дата посещения 27.03.2014 г.).

9. Педагогический процесс как целостное явление // Р-lib.ru [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://p-lib.ru/pedagogika/slastenin/slastenin41.html(дата посещения 04.04.2014 г.).

10. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Россия, 2002 – С. 216-217.

11. Понятие о принципах педагогического процесса // Joomla! [Электронный ресурс]: [сайт]. URL:  http://common-pedagogics.ru/uchebnoe-posobie-po-pedagogike/20-ponyatie-o-principax-pedagogicheskogo-processa.html (дата посещения 24.03.2014 г.).

12. Принципы воспитания // Grandars.ru [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/principy-vospitaniya.html (дата посещения 24.03.2014 г.).

13. Принципы воспитания // Рaidagogos.com  [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://paidagogos.com/?p=4426 (дата посещения 24.03.2014 г.).

14. Принципы обучения // Grandars.ru [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/principy-obucheniya.html (дата посещения 24.03.2014 г.).

15. Принципы педагогического процесса // Учебные материалы [Электронный ресурс]: [сайт]. URL:  http://txtb.ru/82/22.html (дата посещения 24.03.2014 г.).

16. Принципы целостного педагогического процесса // федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=358. (дата посещения 26.03.2014 г.).

17. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

18. Столяренко Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2003 – 446 с.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050141 Физическая культура [Электронный ресурс] // Компания «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100481/?frame=1. (дата посещения 10.04.2013 г.).

20. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://base.garant.ru/70188902/. (дата посещения 10.04.2013 г.).

21. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // портал «Российская газета» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата посещения 10.04.2013 г.).

22. Шевченко А.И. Принципы проектирования и организации образовательного процесса в вузе / А.И. Шевченко // Super.Inf.ru[Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2234 (дата посещения 24.03.2014 г.).




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*