Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаМолодому специалисту в любой профессиональной сфере сложно начинать карьерный путь. Никто не рождается с готовыми профессиональными знаниями, умениями и навыками. Более того, должно пройти время, чтобы начинающий специалист начал чувствовать себя увереннее и свободнее на рабочем месте, чтобы его профессиональные компетенции стали удовлетворять требования стандартов той или иной профессии (специальности) и работодателя.
Становление в профессиональной сфере во многом зависит не только от самого начинающего специалиста, но и от готовности коллег и наставников помочь ему в адаптационный период. Именно в этот период специалист должен понять специфику и тонкости профессиональной деятельности, приобрести как можно больше профессиональных компетенций, а, самое главное, принять решение - сможет и захочет ли он продолжать работать на выбранном профессиональном пути или нет.
В сфере образования, как и в любой другой, происходит смена или пополнение кадрового состава. В педагогический коллектив приходят зачастую не педагоги с опытом, а начинающие специалисты, которым необходимо помочь успешно и эффективно пройти адаптационный период.
Именно с этой целью и в помощь профессиональным образовательным организациям (далее ПОО) с 2018 года в Иркутской области ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования» реализуется проект «Школа начинающего специалиста».
Целью проекта является методическая, консультативная, психологическая помощь начинающим специалистам. Для достижения цели организаторы Школы ставят перед собой следующие задачи:
План работы, темы, формы занятий для Школы начинающего специалиста обсуждаются и согласовываются со специалистами, курирующими методическую работу в ПОО и заместителями директоров в начале каждого учебного года. Для повышения качества работы Школы при планировании учитываются все нюансы и опыт предыдущих лет. Тематика занятий носит только актуальный характер. А с 2019 г. при выборе формы проведения учитывается еще и сложившаяся в мире эпидемиологическая ситуация в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и санитарно- эпидемиологические требования, которые необходимо соблюдать при проведении мероприятий. Но несмотря на все непредвиденные ситуации, которые могут происходить в течение учебного года, занятия в Школе проходят регулярно и с периодичностью один раз в месяц.
Для проведения занятий приглашаются специалисты дополнительного, среднего и высшего профессионального образования Иркутской области.
В начале профессионального пути для любого специалиста важно знать, какие требования к нему предъявляются, что он обязан знать и уметь и какая перспектива карьерного роста у него может быть. Поэтому одно из первых занятий в Школе начинающего специалиста посвящено знакомству с нормативными документами, в которых указаны требования к уровню образования, к знаниям и умениям преподавателя и мастера производственного обучения и их обязанности. Начинающим специалистам рассказывают о процедуре аттестации на соответствие занимаемой должности и в целях установления квалификационной категории, знакомят с модельным паспортом и экспертным заключением. Объясняют не только о финансовой доплате при присвоении категории, но и об ответственности, которая связана с её получением.
Организаторы Школы предоставляют возможность начинающим специалистам повышать свою квалификацию через участие в бюджетных курсах повышения квалификации по теме «Правовое регулирование профессиональной деятельности педагогических работников». На занятиях педагоги знакомятся с нормативной документацией, регулирующей отношения между всеми субъектами образовательного процесса и трудовыми отношениями в сфере образования. Данная информация для начинающих специалистов актуальна и необходима для того, чтобы грамотно и в соответствии с законодательством выстроить свою профессиональную деятельность. Практически для всех начинающих специалистов эти курсы повышения квалификации становятся первыми на их профессиональном пути.
В своей профессиональной деятельности педагог должен быть не просто учителем, но и психологом. Он должен уметь найти психологический подход к коллегам, к обучающимся и к их родителям. Должен суметь предвидеть и по возможности разрешить сложную психологическую ситуацию. Обо всех нюансах, связанных с психологией общения между всеми субъектами образовательного процесса, начинающим педагогам рассказывают ведущие педагоги-психологи ПОО Иркутской области. Они проводят с ними тренинги, обучающие семинары, направленные на развитие компетенций в данном направлении.
В течение всего учебного года для начинающих специалистов организовываются обучающие семинары по таким темам, как «Основы планирования занятия теоретического и практического обучения», «Образовательные технологии и методы организации учебного процесса», «Контрольно-оценочная деятельность педагога», «Особенности работы с обучающимися разной категории (отстающими, одаренными, лицами с ОВЗ)».
Изменения в законодательных актах, регламентирующих учебно-воспитательный процесс в ПОО обязывают организаторов Школы оперативно реагировать, вносить изменения в план работы и актуализировать темы занятий.
В 2022-2023 учебном году план работы Школы был дополнен такими актуальными темами, как «Преподавание общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности» и «Современные воспитательные системы».
Одной из форм работы Школы начинающего специалиста является наставничество. Данная форма активно практикуется, так как позволяет осуществить взаимообучение и обмен опытом непосредственно на рабочем месте, в реальных производственных условиях и в рабочее время. Наставники не просто представляют свой опыт в решении каких-либо вопросов, а направляют начинающих коллег и помогают им от начала и до конца в решении производственных задач. Наставники проводят мастер-классы по применению образовательных технологий, методов и способов ведения занятий, показывают, как правильно оформить документацию, необходимую для проведения занятий.
Как и полагается в школах, обучение для начинающих специалистов завершается итоговой аттестацией, форму которой определяют специалисты, курирующие методическую работу в ПОО, и заместители директора в начале каждого учебного года при планировании работы Школы. Итоговая аттестация для педагогов первого выпуска Школы проходила в форме конкурса, который заключался в разработке технологической карты занятия. Из-за распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) последующие выпуски в Школе завершались итоговой аттестацией в форме онлайн тестирования. Тест создавался в Google-Форме, и на его прохождение отводились определенные временные рамки. Ограничение во времени способствовало повышению процента самостоятельного выполнения заданий педагогом без привлечения других лиц. Платформа Google-Форма обеспечивала мгновенный подсчет баллов, и педагоги сразу по завершении тестирования знали свой результат. Вопросы теста составлялись в соответствии с темами, которые начинающие специалисты изучали в течение всего года на занятиях в Школе.
За все время реализации проекта организаторы школы конечно же столкнулись с некоторыми сложностями:
Несмотря на сложности в реализации проекта есть и положительные результаты:
- за весь период в Школе начинающего специалиста успешно прошли обучение 277 педагогов данной категории;
- по результатам итоговой аттестации качество обучения составило 86%;
- и самым главным результатом работы Школы является то, что около 70% начинающих педагогов продолжают свой профессиональный путь в сфере образования и трудятся в своих ПОО.
Судя по отзывам педагогов, проект «Школа начинающего специалиста» реализуется достаточно эффективно:
- «Было приятно слушать и участвовать в мероприятиях ШНС. Спикеры очень подробно, доступно все объясняли, демонстрировали на примерах. Полученная информация действительно актуальна для начинающих специалистов. ШНС - стало настоящим подспорьем к ведению своей педагогической деятельности. Достоинством выделяю: доступность изложения материала, актуальность (согласно временным рамкам). Спасибо за качественно проделанную работу!»;
- «Школа начинающего специалиста стала для меня спасательным кругом в большом океане педагогической науки, которую я только начала постигать... Большое спасибо за ваш труд и знания»;
- «Информативно, познавательно. Затронуты вопросы, о которых не всегда начинающий педагог может задуматься сам в первый год деятельности»;
- «Спасибо! Очень понравилось! Не пропустила ни одного занятия. Получила ответы на множественные вопросы. Работаю первый год и буду продолжать свою педагогическую деятельность»;
- «ШНС помогла мне узнать много нового как в области педагогики, так и в юриспруденции и психологии. Спасибо большое за то, что есть такая система, которая помогает понять, что же такое ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГ и как много нужно знать, для того, чтоб стать НАСТОЯЩИМ ПРОФЕССИОНАЛОМ!».
Положительные отзывы слушателей и результаты работы Школы начинающего специалиста свидетельствуют об эффективности регионального проекта и мотивируют организаторов к продолжению его реализации.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Опыт реализации регионального проекта "Школа начинающего специалиста"
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.