Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Опыт реализации регионального проекта "Школа начинающего специалиста"

25.01.2023 118 172
Сергеева Наталья Николаевна
Сергеева Наталья Николаевна, заместитель директора по учебной работе

Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий

Молодому специалисту в любой профессиональной сфере сложно начинать карьерный путь. Никто не рождается с готовыми профессиональными знаниями, умениями и навыками. Более того, должно пройти время, чтобы начинающий специалист начал чувствовать себя увереннее и свободнее на рабочем месте, чтобы его профессиональные компетенции стали удовлетворять требования стандартов той или иной профессии (специальности) и работодателя.

Становление в профессиональной сфере во многом зависит не только от самого начинающего специалиста, но и от готовности коллег и  наставников помочь ему в адаптационный период. Именно в этот период специалист должен понять специфику и тонкости профессиональной деятельности, приобрести как можно больше профессиональных компетенций, а, самое главное, принять решение - сможет и захочет ли он продолжать работать на выбранном профессиональном пути или нет.

В сфере образования, как и в любой другой, происходит смена или пополнение кадрового состава. В педагогический коллектив приходят зачастую не педагоги с опытом, а начинающие специалисты, которым необходимо помочь успешно и эффективно пройти адаптационный период.

 Именно с этой целью и в помощь профессиональным образовательным организациям (далее ПОО) с 2018 года в Иркутской области ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования» реализуется проект «Школа начинающего специалиста».

Целью проекта является методическая, консультативная, психологическая помощь начинающим специалистам. Для достижения цели организаторы Школы ставят перед собой следующие задачи:

  • способствовать освоению педагогами современных образовательных технологий и методов педагогической деятельности;
  • повышать общедидактический и методический уровень педагогов в организации учебно-воспитательной деятельности;
  • развивать потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании;
  • создавать условия для профессионального роста, саморазвития и самосовершенствования.

План работы, темы, формы занятий для Школы начинающего специалиста обсуждаются и согласовываются со специалистами, курирующими методическую работу в ПОО и заместителями директоров в начале каждого учебного года.  Для повышения качества работы Школы при планировании учитываются все нюансы и опыт предыдущих лет. Тематика занятий носит только актуальный характер. А с 2019 г. при выборе формы проведения учитывается еще и сложившаяся в мире эпидемиологическая ситуация в связи с распространением новой коронавирусной инфекции  (COVID-19) и санитарно- эпидемиологические требования, которые необходимо соблюдать при проведении мероприятий. Но несмотря на все непредвиденные ситуации, которые могут происходить в течение учебного года, занятия в Школе проходят регулярно и с периодичностью один раз в месяц.

Для проведения занятий приглашаются специалисты дополнительного, среднего и высшего профессионального образования Иркутской области.

В начале профессионального пути для любого  специалиста важно знать, какие требования к нему предъявляются, что он обязан знать и уметь и какая перспектива карьерного роста у него может быть. Поэтому одно из первых занятий в Школе начинающего специалиста посвящено знакомству с нормативными документами, в которых указаны требования к уровню образования, к знаниям и умениям преподавателя и мастера производственного обучения и их обязанности. Начинающим  специалистам  рассказывают о процедуре аттестации на соответствие занимаемой должности и в целях установления квалификационной категории, знакомят с модельным паспортом и экспертным заключением. Объясняют не только о финансовой доплате при присвоении категории, но и об ответственности, которая связана с её получением.

Организаторы Школы предоставляют возможность начинающим специалистам повышать свою квалификацию через участие в бюджетных курсах повышения квалификации по теме «Правовое регулирование профессиональной деятельности педагогических работников». На занятиях педагоги знакомятся с нормативной документацией, регулирующей отношения  между всеми субъектами образовательного процесса и трудовыми отношениями в сфере образования. Данная информация для начинающих специалистов актуальна и необходима для того, чтобы грамотно и в соответствии с законодательством выстроить свою профессиональную деятельность. Практически для всех начинающих специалистов эти курсы повышения квалификации становятся первыми на их профессиональном пути.

В своей профессиональной деятельности педагог должен быть не просто учителем, но и психологом. Он должен уметь найти психологический подход к коллегам, к обучающимся и к их родителям. Должен суметь предвидеть и по возможности разрешить сложную психологическую ситуацию. Обо всех нюансах, связанных с психологией общения между всеми субъектами образовательного процесса, начинающим педагогам рассказывают ведущие педагоги-психологи ПОО Иркутской области. Они проводят с ними тренинги, обучающие семинары, направленные на развитие компетенций в данном направлении.

 В течение всего учебного года для начинающих специалистов организовываются обучающие семинары по таким темам, как «Основы планирования занятия теоретического и практического обучения», «Образовательные технологии и методы организации учебного процесса»,  «Контрольно-оценочная деятельность педагога», «Особенности работы с обучающимися разной категории (отстающими, одаренными, лицами с ОВЗ)».

Изменения в законодательных актах, регламентирующих учебно-воспитательный процесс в ПОО обязывают организаторов Школы оперативно реагировать, вносить изменения в план работы и актуализировать темы занятий.

В 2022-2023 учебном году план работы Школы был дополнен такими актуальными темами, как «Преподавание общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности» и «Современные воспитательные системы».  

Одной из форм работы Школы начинающего специалиста является наставничество. Данная форма активно практикуется, так как позволяет осуществить взаимообучение и обмен опытом непосредственно на рабочем месте, в реальных производственных условиях и в рабочее время. Наставники не просто представляют свой опыт в решении каких-либо вопросов, а направляют начинающих коллег и помогают им от начала и до конца в решении производственных задач. Наставники проводят мастер-классы по применению образовательных технологий, методов и способов ведения занятий, показывают, как правильно оформить документацию, необходимую для проведения занятий.

Как и полагается в школах, обучение для начинающих специалистов завершается итоговой аттестацией, форму которой определяют специалисты, курирующие методическую работу в ПОО, и заместители директора  в начале каждого учебного года при планировании работы Школы. Итоговая аттестация для педагогов первого выпуска Школы проходила в форме конкурса, который заключался в разработке технологической карты занятия. Из-за распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) последующие выпуски в Школе завершались итоговой аттестацией в форме онлайн тестирования. Тест создавался в Google-Форме, и на его прохождение отводились определенные временные рамки. Ограничение во времени способствовало повышению процента самостоятельного выполнения заданий педагогом без привлечения других лиц. Платформа Google-Форма обеспечивала мгновенный подсчет баллов, и педагоги сразу по завершении тестирования знали свой результат. Вопросы теста составлялись в соответствии с темами, которые начинающие специалисты изучали в течение всего года на занятиях в Школе.

За все время реализации проекта организаторы школы конечно же столкнулись с некоторыми сложностями:

  1. Постоянная «текучка» педагогических работников. Причем это наблюдается не только в плане ухода начинающих специалистов из ПОО, но и их приход в течение всего учебного года и естественно их присоединение к числу обучающихся Школы. Данная проблема частично решается с помощью наставников из числа коллег образовательной организации и повторным прохождением обучения в Школе на следующий учебный год.
  2. Низкая эффективность проводимых занятий в дистанционном формате. Применение дистанционного формата обусловлено не только сложившейся в последнее время эпидемиологической ситуацией, но и территориальной разрозненностью расположения ПОО в Иркутской области. На сегодняшний момент поиск решений данной проблемы является приоритетным для организаторов Школы.

Несмотря на сложности в реализации проекта есть и положительные результаты:

- за весь период в Школе начинающего специалиста успешно прошли обучение 277 педагогов данной категории;

- по результатам итоговой аттестации качество обучения составило 86%;

- и самым главным результатом работы Школы является то, что около 70% начинающих педагогов продолжают свой профессиональный путь в сфере образования и трудятся в своих ПОО.

Судя по отзывам педагогов, проект «Школа начинающего специалиста» реализуется достаточно эффективно:

- «Было приятно слушать и участвовать в мероприятиях ШНС. Спикеры очень подробно, доступно все объясняли, демонстрировали на примерах. Полученная информация действительно актуальна для начинающих специалистов. ШНС - стало настоящим подспорьем к ведению своей педагогической деятельности. Достоинством выделяю: доступность изложения материала, актуальность (согласно временным рамкам). Спасибо за качественно проделанную работу!»;

- «Школа начинающего специалиста стала для меня спасательным кругом в большом океане педагогической науки, которую я только начала постигать... Большое спасибо за ваш труд и знания»;

- «Информативно, познавательно. Затронуты вопросы, о которых не всегда начинающий педагог может задуматься сам в первый год деятельности»;

- «Спасибо! Очень понравилось! Не пропустила ни одного занятия. Получила ответы на множественные вопросы. Работаю первый год и буду продолжать свою педагогическую деятельность»;

- «ШНС помогла мне узнать много нового как в области педагогики, так и в юриспруденции и психологии. Спасибо большое за то, что есть такая система, которая помогает понять, что же такое ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГ и как много нужно знать, для того, чтоб стать НАСТОЯЩИМ ПРОФЕССИОНАЛОМ!».

Положительные отзывы слушателей и результаты работы Школы начинающего специалиста свидетельствуют об эффективности регионального проекта и мотивируют организаторов к продолжению его реализации.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Опыт реализации регионального проекта "Школа начинающего специалиста"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*