Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Дифференцированное обучение при освоении программы СПО по художественным дисциплинам

16.01.2023 152 223
Тимонова Наталья Анатольевна
Тимонова Наталья Анатольевна, преподаватель

Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий

В статье рассмотрена актуальность реализации технологии дифференцированного обучения при изучении художественных дисциплин в образовательных учреждениях СПО.

Основная цель использования дифференцирования: создание оптимальных условий для того, чтобы обучающийся был не пассивным объектом обучения, а субъектом, соучастником обучающего процесса, т.к. только в этом случае он испытывает устойчивый интерес к профессии, приобретает профессиональный опыт.

Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества. Необходимо готовить обучающихся к самостоятельной жизни, учить их действовать в условиях постоянно меняющейся действительности. Чтобы реализовывать эту идею необходимо применять такие технологии обучения, которые предоставляют возможность обучающимся участвовать в формировании индивидуальной образовательной траектории.

В российском образовании в настоящее время провозглашён принцип вариативности, который даёт возможность использовать разнообразные педагогические технологии. Технология обучения связана с оптимальным построением учебного процесса, с учётом гарантированного достижения дидактических целей, направленных на успех педагогических действий.

Современные педагогические технологии не могут быть полностью реализованы без создания для обучаемых определённой развивающей образовательной среды. При создании такой среды наиболее существенной становится необходимость идти не от учебного предмета к обучающемуся, а от обучающегося к учебному предмету, с учетом его потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

Такие технологии в своей основе предусматривают дифференцированный подход к обучению. Они наиболее эффективны в преподавании дисциплин творческой направленности, так как именно они способствуют формированию профессиональных компетенций, которые не могут быть репродуктивными и носят творческий характер.

В федеральном государственном образовательном стандарте по специальности СПО 42.02.01 Реклама это такие компетенции, как:

ПК 1.1 Осуществлять поиск рекламных идей.

ПК 1.2 Осуществлять художественное эскизирование и выбор оптимальных изобразительных средств рекламы.

ПК 1.3 Разрабатывать авторские рекламные проекты.

ПК 2.1 Выбирать и использовать инструмент, оборудование, основные

изобразительные средства и материалы.

ПК 2.2 Создавать модели (макеты, сценарии) объекта с учетом выбранной технологии.

При обучении будущих рекламистов необходимо перевести от поверхностного восприятия дизайн-деятельности на уровень системного анализа объектов рекламы, осмысления ценности этой работы.

Проблема развития художественного мышления в процессе выполнения графических и живописных изображений на начальном этапе обучения остается актуальной. Сложность заключается в том, что художественная подготовка обучающихся неравномерна.

Случается, что обучающийся не способен провести ровную линию карандашом или воспроизведение формы и цвета предмета вызывает затруднение при выполнении задания. Особенно трудно учиться тем, кто слабо ориентирован на практическую деятельность: зачем специалисту по рекламе рисовать?

Образовательная среда не в состоянии одинаково хорошо научить всех. Возможно, поэтому обучающиеся теряют интерес к учебе.

Конечно, приходят учиться ребята, которые получают удовольствие от процесса рисования, приносят свои творческие работы, экспериментируют с различными техниками. К сожалению, таких ребят в группах мало. Роль преподавателя как раз и заключается в том, чтобы суметь увлечь не самых заинтересованных.

Технология дифференцированного обучения позволяет создать педа­гогические условия для включения каждого обучаемого в деятель­ность, соответствующую зоне его ближайшего развития.

Задача преподавателя - выстраивать и корректировать свою работу с учетом  уровня знаний  и умений обучающихся,  их готовности самостоятельно решать те или иные задачи. Используя методы дифференцированного обучения, развивая умения и навыки творческой деятельности, управляя ею, можно развить у обучающихся художественные способности, что непременно отразится на формировании будущего грамотного специалиста.

Дифференциация обучения осуществляется, с одной стороны, путем создания разных вариантов программ, дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и индивидуализировать процесс обучения, а с другой стороны - путем использования форм проведения групповых и индивидуальных занятий в целях создания условий для максимального развития способностей обучающихся, определения ритма учебных занятий.

Выделяются два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя. Внешняя дифференциация -это разделение обучающихся по определенным признакам (способностям, интересам и т.д.) на стабильные группы, в которых содержание образования, методы и организационные формы обучения различаются. Внешняя дифференциация не отрицает, а предполагает одновременное существование и внутренней в организации учебного процесса.

Внутренняя дифференциация учитывает типологические особенности обучающихся в процессе обучения их в группе, созданной по случайным признакам. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи.  Виды дифференциации определяются, исходя из признаков, которые лежат в основе разделения обучающихся на группы.

В дифференциации по типу внутренней выделяются следующие виды: 

  • дифференциация по способностям (формы: задания различного уровня сложности, дозирование помощи преподавателя); 
  • уровневая дифференциация;
  • дифференциация по интересам, проектируемой профессии. 

Наиболее распространена внутренняя дифференциация обучения, при которой внутри разнородной группы создаются группы обучающихся по каким-либо признакам, чаще - по обучаемости, т.е. по лёгкости и быстроте усвоения учебного материала. Внутренняя дифференциация выражается в заданиях различного уровня сложности. Это мягкая, гибкая форма дифференцированного обучения, комфортная для обучающихся, которая дает возможность переходить из группы в группу. Разновидность внутренней дифференциации - дифференциация уровневая, при которой обучающийся получает право и возможность выбирать уровень усвоения учебного материала (но не ниже минимального). Уровни усвоения предъявляются обучающимся в форме перечня знаний, умений и навыков, которые они должны приобрести.

Дифференциация обучения должна быть подвижной, позволяющей преподавателю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому обучающемуся и способствовать общей активизации группы. Необходимо создать для каждого не изолированную, а более разностороннюю среду, дающую возможность проявить себя. И только когда эта возможность будет профессионально выявлена, можно рекомендовать наиболее благоприятные для развития обучающихся дифференцированные формы обучения. 

Практика показывает, что осуществление дифференциации требует:

  • изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей обучающихся;
  • определение критериев деления обучающихся на группы;
  • умение совершенствовать способности и навыки обучающихся при индивидуальном руководстве;
  • умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;
  • перспективное планирование деятельности обучающихся направленное на руководство учебным процессом.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Преподаватель выступает в роли компетентного наставника. Его профессиональные умения направлены не столько на контроль знаний и умений обучающихся, сколько на диагностику их деятельности, чтобы вовремя устранить намечающиеся трудности в получении знаний и умений.

Обучение с применением дифференцированного подхода определяет ряд преимуществ:

  • предотвращаются пробелы в знаниях, умениях и навыках обучающихся, выравнивается степень подготовки всей группы;
  • развиваются способности и интересы обучающихся;
  • повышается качество знаний;
  • более рационально используется учебное время;
  • в активную творческую деятельность вовлекаются все обучающиеся;
  • раскрываются индивидуальные качества каждого.

Результатом внимательного отношения к личности обучающегося, выявления его потребностей и формирования положительного отношения к деятельности является стремление к дальнейшему развитию профессионального опыта, что говорит о его заинтересованности в освоении специальности, правильности его выбора, качественном уровне сформированных компетенций.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Дифференцированное обучение при освоении программы СПО по художественным дисциплинам




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*