Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методические указания по выполнению курсового проекта дисциплины «ПМ.01.МДК01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Раздел 3 Технология и организация авторемонтного производства».

10.04.2014 3155 7415
Колухин Юрий Федорович
Колухин Юрий Федорович, преподаватель

Боровичский автомобильно-дорожный колледж

Рекомендовано в качестве методических указаний для учащихся БАДК, обеспечивающего получение среднего специального образования по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании предметной, цикловой комиссии специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Боровичского автодорожного колледжа.

 

Введение

Курсовой проект является комплексной самостоятельной работой, благодаря которой систематизируются, углубляются и закрепляются знания, полученные учащимися при изучении дисциплины «ПМ.01.МДК01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Раздел3 Технология и организация авторемонтного производства». В процессе работы над ним у учащихся формируются умения проектировать производственные участки авторемонтных организаций, применять полученные знания при разработке технологических процессов восстановления деталей, конструировать или совершенствовать несложные приспособления, пользоваться справочной и технической литературой. Курсовое проектирование дает возможность установить степень усвоения учебного материала, проверить способности учащихся к самостоятельной работе, обеспечивает подготовку учащихся к дипломному проекту.


Методические указания написаны с учетом опыта организации курсового проектирования в колледжах, ведущих подготовку специалистов в области технической эксплуатации автомобилей. Методические указания помогут сделать работу над курсовым проектом планомерной и позволит стимулировать творческую активность при разработке конкретной темы. Методические указания раскрывают последовательность разработки технологических процессов восстановления автомобильных деталей и этапы проектирования восстановительных участков авторемонтных организаций, знакомит учащихся с требованиями, предъявляемыми к содержанию, объему разделов курсового проекта, методике их выполнения. Здесь даны правила по оформлению пояснительной записки, графической части (планировок, ремонтных и сборочных чертежей, спецификаций), комплекта технологической документации в соответствии со стандартами ЕСТД, ЕСЕД, ЕСТПП.

 

1. Организация выполнения курсового проекта

Руководитель курсового проекта перед началом проектирования проводит вводное занятие, на котором выдаются задания на КП, разъясняются задачи проектирования, сообщается план и объем пояснительной записки и графической части проекта, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей проекта.Тематика курсовых проектов увязана с конкретными задачами авторемонтного производства, учётом развитие технического прогресса.Наиболее распространенной тематикой является разработка технологических процессов восстановления различных автомобильных деталей. В курсовых проектах студенты должны учитывать необходимость:

  • использования наиболее рациональных способов устранения выявленных дефектов;
  • применения современного высокопроизводительного оборудования;
  • разработки необходимой технологической документации, способствующей повышению производительности труда и интенсификации производства.

Ниже приведен примерный перечень тем курсовых проектов, рекомендуемых для разработки студентами специальности 190631:

1. Разработка технологического процесса восстановления коленчатого вала двигателя КамАЗ.

2. Разработка технологического процесса восстановления головки цилиндров в сборе двигателя ВАЗ - 2115

3. Разработка технологического процесса восстановления ступицы заднего колеса автомобиля ГАЗ-3307.

 

2. Структура курсового проекта

Курсовой проект (КП) содержит две части - пояснительную записку (ПЗ) и графическую часть ПЗ, в общем случае, должна содержать материалы, сброшюрованные в следующей последовательности:

1. Титульный лист.

2. Задание на курсовой проект.

3. Содержание с указанием номеров страниц разделов и подразделов ПЗ, согласно [7]

4. Основная часть пояснительной записки, включающая следующие разделы: 

Введение

4.1. Характеристика авторемонтного предприятия.

4.2. Исследовательская часть.

4.3. Расчётно – технологическая часть.

4.4. Конструкторская часть.

4.5. Экономическая часть

4.6. Заключение.

4.7. Список используемых источников.

5. Графическая часть курсового проекта:

5.1. Ремонтный чертёж детали.

5.2. Общий вид приспособления

5.3. Спецификация приспособления.

5.4. Рабочие чертежи деталей приспособления


3. Общие требования к оформлению курсового проекта.

3.1. Правила оформления пояснительной записки

Пояснительная записка выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105, ГОСТ 2.106 и СТП 1-701 и рекомендаций [7]

3.2. Общие требования

ПЗ может выполняться как в рукописном, так и в машинописном виде.

Страницы ПЗ должны иметь сквозную нумерацию. Для нумерации страниц применяют арабские цифры. Нумерацию страниц проставляют в правом нижнем углу листа. Допускается нумерацию страниц проставлять в верхнем поле симметрично тексту. Нумерация страниц текста начинается с титульного листа - первая страница, однако на титульном листе номер страницы не ставится.

ПЗ выполняют на листах белой бумаги по ГОСТ 2.301 форматов А4 с размерами 210x294 мм. с основными надписями согласно ГОСТ 2.104—68 по форме 2а (рис. 1).

 

Рис. 1 Основная надпись (ГОСТ 2.104—68, форма 2)

 

Текст должен быть выполнен:

- машинописным способом через один-два интервала на одной стороне листа, шрифт должен быть четким, высота знаков 2-2,5 мм, для написания используется только черный цвет;

- рукописным на одной стороне листа чертежным шрифтом по ГОСТ 2.304 черной или синей пастой с высотой букв и цифр не менее 2,5 мм, расстояние между строк не менее 4 мм.

Напечатанный текст должен иметь поля (верхнее, нижнее, левое, правое), размер которых равен 20 мм.Весь текст выполняют строчными, прописными буквами в соответствии с правилами грамматики и в соответствии с требованиями стандартов. [7]

Опечатки, описки и грамматические неточности, обнаруженные в процессе выполнения ПЗ машинописным или рукописным способами, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или пастой рукописным способом.

3.3. Рубрикация ПЗ

Раздел Введение не нумеруется. Слово "Введение" записывают посередине листа с прописной буквы, размещают на отдельном листе после структурного "Содержание".

Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделённых точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы и подразделы могут состоять из пунктов. Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов должна быть в пределах каждого раздела, номер пункта будет состоять из номера раздела и пункта, разделённых точкой. В конце номера пункта точка не ставится. Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номера раздела, подраздела и пункта, разделённых точкой и без точки в конце номера.

Пункты при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта. [7]

3.4. Правила оформления графического материала

Графическая часть, оформленная на листах формата А1 либо А2 (ГОСТ 2.301), должна наглядно отражать объем и содержание выполненной работы. Она должна содержать как проектную документацию (ремонтный чертеж детали, конструкторские чертежи универсальных приспособлений для ремонта), сопровождающую разработанный проект, так и иллюстративный материал, необходимый студенту при защите курсового проекта (плакаты, схемы). Источник [7]

В комплект КП включаются 2-3 чертежа формата Al (A2). Состав графического материала определяется руководителем проекта и зависит от темы КП. Чертежи должны иметь основную надпись с подписями студента и руководителя по ГОСТ 2.104.

 

4. Методика выполнения разделов курсового проекта

4.1. Характеристика авторемонтного предприятия.

В этом разделе даётся общая  характеристика авторемонтного предприятия и его цехов, где осуществляется ремонт детали. Необходимо использовать рекомендации [7]

4.2. Исследовательская часть

В разделе "Исследовательская часть" необходимо проанализировать и дать описание:

1. детали, определенной заданием на КП; [12]

2. условий работы детали в узле или сборочной единицы, в которую она входит; [27]

3. дефектов, возникающих в процессе эксплуатации в данной детали. [27]

Анализ проводят исходя из следующих данных:

  • производственная программа ремонта детали, по которой определяется тип производства;
  • рабочий чертеж детали для анализа технических требований на параметры детали;
  • ТП изготовления детали, позволяющий обеспечить преемственность технологии, обеспечить выбор баз;
  • сборочный чертеж узла, в который входит деталь;
  • ремонтный чертеж детали;
  • информация о состоянии деталей ремонтного фонда (перечень встречающихся дефектов, характер повреждений, вероятности появления дефектов и их сочетаний);
  • указания о применимости технологических способов устранения дефектов;
  • информация о наличии оборудования, степени его загрузки, руководящие материалы, информация о передовом опыте.

4.3. Расчётно -- технологическая часть.

4.3.1. Выбор действующего типового, группового технологического процесса или поиск аналога единичного процесса.

Выбор ТП проводят на основе анализа дефектов на детали и применимости существующих ТП для устранения имеющихся дефектов при соблюдении необходимого качества и минимума всех затрат. Источник методики выбора [17; 19]

4.3.2. Выбор технологических методов устранения дефектов.

Выбор технологических методов производится на основе экономического анализа применения этих методов для конкретных производственных условий с целью обеспечения наиболее рационального процесса восстановления детали. В зависимости от требований, предъявляемых к детали (точность, шероховатость) с учетом ее размеров, массы, конфигурации, типа производства выбирают один или несколько возможных методов восстановления детали и тип соответствующего оборудования. Выбор производится в соответствии [17; 19]

4.3.3. Выбор методов и средств технического контроля качества.

При выборе необходимо предусматривать операции контроля как на основных операциях (наплавка, напыление и т.д.), так и на вспомогательных (очистка, мойка). Для правильного выбора средств контроля необходимо учитывать как технические показатели средств (погрешность и надежность измерения), так и экономические (себестоимость, трудоемкость).

4.3.4. Выбор технологических баз и схем установки.

При этом необходимо пользоваться принципами базирования: принцип постоянства баз, принцип совмещения технологической и измерительной баз и др. [17; 19]

4.3.5. Разработка маршрута технологического процесса.

Маршрут обработки устанавливает последовательность выполнения технологических операций. При этом руководствуются следующими принципами:

  • возможность восстановления изношенных поверхностей с наименьшими экономическими затратами;
  • последовательность операций устанавливается в зависимости от требуемой точности поверхности: чем выше точность, тем позднее обрабатывается поверхность; [11; 12;13]
  • оптимальный вариант маршрутного ТП выбирают на основе сопоставления нескольких конкурирующих вариантов ТП. [11;12;13]

Технологический маршрут должен содержать следующие операции:

  • мойка или очистка детали;
  • дефектация детали;
  • восстановление изношенных поверхностей;
  • механическая обработка восстановленных деталей.

4.3.6. Разработка технологических операций. [17; 20; 28]

Выбор структуры операций и рациональной последовательности переходов тесно связан с выбором оборудования и технологической оснастки. Выбор оборудования зависит от конструктивных особенностей и размеров деталей, технических требований, определяющих параметры точности, технологических возможностей выпускаемого оборудования, экономической целесообразности применения специального оборудования. [27]

4.3.7. Нормирование технологического процесса.

При нормировании технологических процессов восстановления решаются следующие задачи:

  • расчет и нормирование затрат труда на выполнение ТП; [10]
  • расчет норм расхода материалов, необходимых для реализации процесса; [10]
  • определение разряда работ и обоснование профессий исполнителей для выполнения операций в зависимости от сложности этих работ. [10]

4.4. Конструкторская часть.

4.4.1. Выбор конструкции приспособления

В курсовом проекте конструкторская часть должна состоять из разработки (усовершенствования) приспособления, применяемого при ремонте автомобилей; механизма, улуч­шающего технологический процесс, повышающего производительность труда; узла серийного автомобиля, значительно улучшающего эксплуатационные показатели; прибора, улучшающего, контроль параметров. Проектируемое приспособление (механизм) должно быть увязано с общей темой проекта и дополнять его. При разработке объекта конструкторской части необходимо ознакомиться с существующими аналогами, пред­назначенными для выполнения подобных работ или операций, их достоинствами и недостатками, а также изучить условия, в которых будет применяться данное приспособление.

Выбрав вариант конструкторской части, студент согласовывает с преподавателем объем работ при ее разработке, т. е. число проекций на общем виде и рабочих чертежей, а также число деталей, по которым должны быть произведены расчеты на прочность. [8; 9]

4.4.2. Общие требования к конструкции

Конструкция должна быть максимально простой, легкой, экономичной. Конструкция должна быть технологичной в изготовлении. Необходимо учитывать, каким способом проектируемая деталь будет изготавливаться, какова сложность обработки. Технологичность детали по условиям механической обработки определяется правильным выбором заготовки (отливка, поковка, сварка), соблюдением основных требований, предъявляемых к каждому виду заготовки (припуски, уклоны, закругления, доступность сварных швов и т. д.), а также рациональным указанием допусков и чистоты шероховатости. Механически обрабатываемые детали должны иметь достаточную жесткость, базовые поверхности, доступ ко всем элементам для обработки и измерения. Каждая разрабатываемая деталь и каждый ее элемент должны быть предельно рациональны и оправданы. Технологичность конструкции предусматривает удобство ее сборки и регулировки, сокращение трудоемкости сборки. Чем меньше деталей в конструкции, тем она проще и надежней. Конструкция должна обеспечивать точное взаимное положение деталей и невозможность их перемещения в процессе работы. Надежность крепления, простота сборки и регулировки — необходимые условия хорошей конструкции.[8; 9]

4.4.3 Содержание текстовой и графической частей конструкторской разработки

В конструкторской части пояснительной записки долж­ны быть отражены следующие вопросы:

- требования, предъявляемые к приспособлению; обоснование принятой конструкции;

- описание назначения, устройства и работы приспособления (со ссылками на нумерацию деталей по спецификации на сборочный чертеж); [7; 20]

- расчеты на прочность ответственных деталей приспособления; [7; 20]

- инструктивные указания по применению приспособления; [7; 20]

- выводы о полезности, достоинствах и особенностях конструкции.

Графическую часть проекта представляют общим видом (при необходимости), сборочным и рабочими чертежами. Число видов, разрезов и сечений должно быть минимальным и достаточным для того, чтобы можно было понять устройство и принцип его работы. На сборочном чертеже, имеющем необходимые разрезы и сечения, проставляются только габаритные, присоединительные и установочные размеры, указываются места сварки..

Формат и число листов графической части выбирают в зависимости от сложности конструкций.

4.5 Экономическая часть

При экономическом анализе вариантов ТП сопоставляют себестоимость обработки по каждому из сравниваемых вариантов. Экономический анализ проводят в соответствии с рекомендациями  [10]

4.6 Заключение.

В заключении отмечают преимущества разработанного технологического процесса по восстановлению детали, приводят результаты расчетов норм времени, годовой трудоемкости работ, указывают на возможность использования материалов проекта

 

5. Защита курсового проекта

Законченные КП в установленный срок студенты сдают руководителю, который проверяет качество выполнения всех частей проекта и его соответствие объему, указанному в задании. После проверки руководитель подписывает чертежи и ПЗ и возвращает их студенту для ознакомления с рецензией и устранения отмеченных замечаний. Окончательный прием выполненных проектов проводится в форме открытой защиты.

 

6. Список использованных источников

Нормативные издания

1. ГОСТ 2.104—68 (СТ СЭВ 140—74) ЕСКд. Основные надписи.

2. ГОСТ 2.105—95 (СТ СЭВ 2667—80) ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

3. ГОСТ 2.602—95 ЕСКД. Ремонтные документы.

4. ГОСТ 2.604—2000 ЕСКД. Чертежи ремонтные. Общие требования.

5. Адаскин А.М.  Материаловедение  (металлообработка): учебное пособие М.: Издательский центр «Академия», 2009.-288с.

6. Балабанов А.Н. Краткий справочник технолога-машиностроителя / А.Н Балабанов. М.: Изд-во стандартов, 1992.-297с.

7. Ганенко.А.П. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ.-М.: Академия, 2005.-330 с..

8. Гжиров Р.И. Краткий справочник конструктора / Р.И Гжиров. Л.: Машиностроение, 1984.

9. Горошкин А.К. Приспособления для металлорежущих станков: справочник / А.К. Горошкин. М.: Машиностроение, 1979.

10. Гурвич И.С. Методика технического нормирования в ремонтном производстве / И.С. Гурвич, М.И. Полонский. Ростов-на-Дону, 1981-362с.

11. Иванов Н.П. Ремонт автомобилей М.: Высшая школа,2009, -649 с.

12. Капитальный ремонт автомобилей: справочник / О.В. Дехтеринский [и др.]; под ред. Р.Е. Есенберлина. М.: Транспорт, 1989.

13. Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. М.: Мастерство; Высшая. школа, 2009. -467с.

14. Клебанов В.В. Ремонт автомобилей: учеб. пособие / Б.В. Клебанон. М.: Транспорт, 1984.

15. Краткий справочник металлиста / под ред. П.Н. Орлова, Е.А. Скороходова. М.: Машиностроение, 1986.

16. Кузнецов Ю.М. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта: справочник / Ю.М. Кузнецов. М.: Транспорт, 1986.

17. Масино МА. Организация восстановления автомобильных деталей / М.А. Масино. М.: Транспорт, 1981.

18. Матвеев ВА. Техническое нормирование ремонтных работ в сельском хозяйстве / В.А. Матвеев, И.И. Пустовалов. М.: Колос, 1979.

19. Миклуш В.П. Организация ремонтно-обслуживающего производства и проектирование предприятий технического сервиса АПК: учеб. пособие / В.П. Миклуш, Т.А. Шаровар, Г.М. Уманский; под ред. В.П. Миклуша. Минск: Урожай, 2001.

20. Молодых Н.В. Восстановление деталей машин: справочник / Н.В. Молодых, А.С. Зенкин. М.: Машиностроение, 1989.

21. Мотовилин Г.В. Автомобильные материалы: справочник / Г.В. Мотовилин, М.А. Масино, О.М. Суворов. 3-е изд., перераб. и доп. М.:  Транспорт, 1989.

22. Номенклатурный каталог. Металлорежущие станки. М.: Каталог, 2005.

23. Проектирование предприятий автомобильного транспорта: учебник для студентов спец. Техническая эксплуатация автомобилей’ учреждений, обеспечивающих получение высш. образования /  под ред. М.М. Болбаса. Минск: Адукацыя i выхаванне, 2004.

24. Савич А.С. Проектирование авторемонтных предприятий. Курсовое и дипломное проектирование: учеб. пособие / А.С. Савич, А.В. Казацкий, В.К. Ярошевич; под ред. В.К. Ярошевича. Минск: Адукацыя i выхаванне, 2002. 

25. Савич А.С. Технология и оборудование ремонта автомобилей: учеб. пособие / А.С. Савич, В.П. Иванов, В.К. Ярошевич. Минск: Адукацыя i выхаванне,, 2009.

26. Справочник технолога авторемонтного производства / под ред. Г.М. Малышева. М.: Транспорт, 1977.

27. Чадин А.Н; Основы технологии производства и ремонта автомобилей: Конспект лекций НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2005. – 351 с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*