Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаРекомендовано в качестве методических указаний для учащихся БАДК, обеспечивающего получение среднего специального образования по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании предметной, цикловой комиссии специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Боровичского автомобильно-дорожного колледжа.
2.4. Охрана труда
Основная задача охраны труда — обеспечение на объекте проектирования условий труда, способствующих росту производительности и безопасности работ в соответствии с действующими государственными нормами, трудовым законодательством и основными требованиями научной организации труда. Условия труда — это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
При изучении и анализе условий труда рассматриваются следующие вопросы:
2.4.1.Санитарно-гигиенические факторы условий труда
Под санитарно-гигиеническими условиями труда понимается совокупность факторов воздействия на организм человека в производственных условиях.
Проектирование оптимальных санитарно-гигиенических условий труда на рассматриваемом объекте направлено на обеспечение защиты организма рабочего от неблагоприятного воздействия окружающей среды, создание высокой работоспособности, повышение эффективности труда. Оптимальные и допустимые параметры по санитарно-гигиеническим факторам регламентируются СН-245—86. Студент в этом разделе должен провести расчеты, доказывающие соответствие данных дипломного проекта (ДП) указанным нормам (табл. 2.41).
Таблица 2.41
Санитарные нормы размеров производственных помещений
Метеорологические условия определяются величинами температуры и влажности воздуха, скорости его движения. Помещения должны быть оборудованы вентиляцией, отоплением в соответствии со СНиП 11-33—75 и ГОСТ 12.1.005—88 (табл. 2.42).
Таблица 2.42
Норма температур и влажности в рабочей зоне
Скорость движения воздуха согласно санитарным нормам не должна превышать:
0,3-0,5 м/сек – в зимний период.
0,5-1,0 м/сек – летом.
Условия освещенности.
Впроизводственных помещениях используется искусственное и естественное освещение. Оптимальная освещенность рабочих мест для комбинированной системы освещения составляет 200—500 лк.
Расчет искусственного освещения сводится к определению: количества ламп, типа светильников, высоты подвеса светильников, размещения их по участку (зоне). Единовременная мощность светильников W0CB, Вт, рассчитывается по формуле
где: R— норма расхода электроэнергии, Вт/(м2 • ч), эту величину при укрупненных
расчетах принимают равной 15—20 Вт на 1 м2 площади;
Fуч— площадь пола участка, м2.
После этого определяют требуемое количество ламп на участке (зоне). Рекомендуется преимущественное использование газоразрядных источников света. По таблице (2.43 выбирают мощность ламп (Вт), их световой поток (лм)
Таблица 2.43
Значения световых потоков ламп различных типов и мощностей
Примечание. Числитель — лампы накаливания / знаменатель — люминесцентные лампы.
Количество ламп на участке (зоне)
где: Wn — мощность одной лампы,вт
Освещенность в зоне (на участке) Е (лк) рассчитывается по следующей формуле и сравнивается с нормируемыми значениями (табл. 2.44):
где: F— световой поток каждой лампы, лм;
К— коэффициент запаса мощности, учитывающий снижение освещенности в процессе эксплуатации (1,3—1,7);
Fуч— площадь пола участка, м2;
n — количество ламп на участке (зоне);
n— коэффициент использования светового потока (0,2—0,5). Затем определяют тип светильников, устанавливаемых на участке (зоне) (табл. 2.45).
Нормы освещенности производственных помещений, лк
(согласно СНиП 23-05-95)
Таблица 2.44
Помещения |
Освещенность,лк |
Зона ТО автомобилей |
200 |
Цехаремонта эл.оборудования,системпитани |
300 |
Помещения мойки автомобилей |
200 |
Смотровые канавы |
150 |
Хранение автомобилей |
20 |
Ремонта аккумуляторов |
200 |
Таблица 2.45
Типы светильников, устанавливаемых в производственных помещениях
Высота установки ламп выбирается в зависимости от высоты помещения, наличия подъемно-транспортного оборудования в соответствии со строительными нормами.
Для питания местного освещения (осмотровые канавы) рекомендуется напряжение 36 В. При использовании внутренней электропроводки, гидроизолированной осветительной арматуры, выключателей допускается освещение осмотровых канав светильниками, питаемыми напряжением 127—220 В.
Расчет искусственного освещения завершают определением годовой световой мощности лампкВт, необходимой для дальнейших экономических расчетов:
где: Q —продолжительность работы электрического освещения в течение года (принимается в среднем 2100 ч).
Расчет естественного освещения сводится к определению количества окон при боковом освещении и количества фонарей при верхнем освещении
Общую площадь окон(м2) находят по формуле:
Fок =Fуч * а (2.77)
где: Fуч — площадь участка;
а — световой коэффициент (табл. 2.46).
Таблица 2.46
Значение светового коэффициента для участков (зон)
После этого определяют количество окон на участке. Стандартные размеры окон: по высоте — 1,2; 2,4; 3,6 м, по ширине — 1,5; 2; 3; 4 м.
Расчет вентиляции. При расчете вентиляции определяют необходимый воздухообмен, подбирают вентилятор и электродвигатель.
Из значений объема исследуемого помещения и кратности обмена воздуха устанавливают производительность вентилятора W:
где: V— объем помещения участка, зоны, м3
К—кратность объема воздуха, 1/ч (табл. 2.47) (значения К приведены согласно разработкам Г.М. Напольского (МАДИ ГТУ) [8].
Таблица 2.47
Значение коэффициента кратности объема воздуха Кш участках АТО
На основании проведенных расчетов подбирают тип вентилятора из моделей, рекомендуемых к использованию в помещениях АТО (табл. 2.48).
Таблица 2.48
Типы вентиляторов для помещений АТО
В настоящее время вентиляторы комплектуются соответствующими электродвигателями, поэтому отдельно подбор двигателя не требуется.
Водоснабжение.Расход воды, согласно нормативным данным, составляет: на хозяйственно-питьевые нужды — 40 л. На одного работающего в смену; средний суточный на мойку полов составляет —1,5л (на 1 м2площади); на прочие нужды — 20% годового расхода на хозяйственно-питьевые нужды. Расход воды QB, л, рассчитывается по формуле:
где: Ряв — явочное количество рабочих на участке, зоне;
Fуч— площадь участка, зоны, м2;
Дрг— дни работы в году участка.
Защита от шума, ультразвука и вибрации
Шум, ультразвук и вибрация ухудшают условия труда, обусловливают возникновение ситуаций, приводящих к травматизму, снижению качества ТО и ремонта автомобилей. На проектируемом объекте требуется выявить источники шума, вибрации и ультразвука, описать их вредное воздействие на человека и указать методы борьбы как коллективные, так и индивидуальные.
Защита от шума организуется согласно ГОСТ 121003-83 и СН2.2-2.18.562-96
Коллективная защита от шума:
- акустические средства (звукоизоляция, звукопоглощение и глушение шума)
- организационно-технические методы (применение малошумных технологическихпроцессов, оснащение машин средствами дистанционного управления и автоматического контроля, применение малошумных машин).
Индивидуальная защита от шума:
- наушники и противошумные вкладыши.
Защита от ультразвука организуется согласно ГОСТ 12.1001-89и СанПиН 2.2.4-2.1.8.582-96
Коллективная защита от ультразвука:
- локализация источников ультразвука конструктивными и планировочными решениями;
- проведение организационно-технических мероприятий:
Индивидуальная защита от ультразвука:
- применение средств индивидуальной защиты(спецодежда, перчатки, наушники)
Защита от вибрации организуется согласно ГОСТ 12.1012-2004 и СН2.2-2.1.8.566-96
Коллективная защита от вибрации:
- виброизоляция, динамическоевибропогашение;
Индивидуальная защита от вибрации:
- специальные рукавицы с виброгасящими прокладками и специальную обувь навиброгасящей подошве.
Общие требования технической эстетики. Цель технической эстетики — создать благоприятную внешнюю обстановку, обеспечивающую безопасность труда, способствующую повышению качества ТО и ремонта, создающую хорошее настроение у работающих. Исходя из этих задач в дипломном проекте следует привести мероприятия по архитектурно-художественному оформлению рабочего места, цветовой окраске ремонтного оборудования, транспортных средств, коммуникаций, стен и потолка помещений участка (зоны), предлагаемые элементы наглядной агитации (плакаты, доска почета, доска объявлений и т.д.).
При окраске производственных помещений необходимо руководствоваться «Указаниями по рациональной цветовой отделке производственных помещений и технологического оборудования промышленных предприятий» (СН 181-90 ). Цвет должен использоваться также в целях безопасности труда. Согласно ГОСТ 12.4.0266-86 «Цвета сигнальные и знаки безопасности» устанавливаются характеристики сигнальных цветов, форма, размеры и цвета знаков безопасности, а также порядок их применения.
2.4.2 Безопасные условия труда (БУТ)
В этом разделе дипломного проектирования студент должен разработать мероприятия по охране труда, обеспечивающие полную безопасность всех выполняемых на проектируемом объекте работ.В зависимости от темы дипломного проекта необходимо рассмотреть требования безопасности:
- при моечных и уборочных работах;
- при установке автомобиля на подъёмник, на пост ТО;
- при сборочно-разборочных работах;
- при слесарных и смазочных работах;
- при проверке технического состояния автомобиля;
- при медницко-жестяницких и кузовных работах;
- при сварочных и паяльных работах;
- при аккумуляторных работах;
- при вулканизационных работах;
- при шиномонтажных работах;
- при антикоррозийных и окрасочных работах;
- при кузнечно-прессовых работах;
- при работе с оборудованием, оснасткой,инструментом;
- при работе с вредными веществами;
Кроме того, для всех видов работ необходимо указать средства индивидуальной защиты рабочих, а для всех участков (зон) – элементы системы технических средств безопасности:
- ограничительные и предохранительные устройства;
- сигнализаторы опасности;
- предупреждающие знаки и таблички;
- специальные средства электробезопасности;
2.4.3. Противопожарная безопасность.
При разработке мер противопожарной безопасности рассматриваются по объекту проектирования следующие вопросы:
Экологическая безопасность
При подготовке дипломного проекта в первую очередь следует разработать мероприятия по охране окружающей среды на объекте проектирования. Для этого требуется указать состояние вышеуказанного объекта:
а) по допустимой концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны помещения;
б) очистке вентиляционных и технологических выбросов. В этом пункте в зависимости от темы указывается очистка воздуха: от сварочного аэрозоля, красочного аэрозоля, паров бензина и растворителей, древесной пыли, окиси углерода, углеводородов и т.п.;
в) очистке и контролю сточных вод.
Работы по охране окружающей среды выполняются комплексно по всему предприятию. Поэтому студент обязан связать предлагаемые мероприятия для участка (зоны) с мероприятиями по охране окружающей среды на АТО (СТОА), например, с общей очисткой технологических и сточных вод, централизованной очисткой воздуха от образовавшейся пыли и др.
2.4.4. Режим труда и отдыха
В данном разделе необходимо разработать рациональный режим труда и отдыхаработников на объекте проектирования с точки зрения безопасности при выполнении ими своих трудовых обязанностей, который должен обеспечивать:
- длительное поддержание высокого уровня работоспособности и производительности труда;
- устойчивый уровень функциональных показателей организма рабочего вовремя и сразу после окончания периодов работы;
- восстановление во время перерывов функциональных показателей сотрудников до значений, близких к значениям до начала смены;
При работе как в ночную, так и в дневную смены особенно важно поддерживать правильный и устойчивый режим производственных процессов, так как простои нарушают ритм и отрицательно сказываются на психофизиологическом состоянии рабочего. Поэтому следует обеспечивать регулярную подачу запасных частей, инструмента, наладку оборудования, распределение заданий, так как непроизводительные затраты рабочего времени могут составлять 30—40% общего времени работы, а в некоторых случаях — выше 50%. Анализ показал, что для дневной смены работы зон ТО-1, ТО-2 и TP наиболее рациональны перерывы в середине смен.
Установлено, что более высокая производительность труда достигается в первые утренние и дообеденные часы дневной смены, однако особенности работы АТО требуют применения многосменных режимов работы в зонах технического обслуживания и ремонта. Поэтому особое значение имеет рационализация режимов, труда и отдыха при вечерней и ночной работе, так как последние требуют перестройки суточного стереотипа деятельности всех органов и систем организма человека и, следовательно, большей напряженности нервной системы.
При работе в ночную смену следует чаще чередовать периоды работы и отдыха. Наибольший эффект частых коротких перерывов в данном случае по сравнению с меньшим количеством перерывов той же суммарной продолжительности при дневной смене заключается в том, что процессы восстановления происходят наиболее интенсивно сразу же в первые минуты отдыха. При более длительных перерывах в ночную смену вслед за периодом интенсивного восстановления во время отдыха наступает период, когда человеком овладевает чувство вялости, сонливости и т.д. В конечном итоге наблюдается снижение работоспособности и производительности труда. Во время обеденного перерыва, который должен проводиться в середине ночной смены, после еды целесообразен пассивный отдых. Перед возобновлением работы после перерыва следует выполнить несколько физических упражнений («физкультминутка»).
Существенное влияние на работоспособность оказывает продолжительность рабочей смены и порядок ее чередования. Исследования отечественных и зарубежных физиологов показывают, что наиболее благоприятное соотношение уровней производительности труда в ночное и дневное время наблюдается в тех случаях, когда ночная работа периодически сменяется дневной. Оптимальным считается чередование смен не чаще, чем через 5—7 дней работы.
На основании указанных рекомендаций студент должен выбрать наиболее рациональный режим труда и отдыха производственного персонала на объекте проектирования.
Список литературы:
1. Правила по охране труда на автомобильном транспорте М. Транспорт – 2003г.
2. СН и П 11.4 – 79 «Естественное и искусственное освещение» М. Госстрой 1986г.
3. СН и П 2.04.05 – 91 «Отопление вентиляции» М. Госстрой – 1991г.
4. Туревский И.С. «Охрана труда на автомобильном транспорте» М. ИД «Форум» - 2008г.
5. Салов А.И. «Охрана труда на предприятии автомобильного транспорта» М. Транспорт 1988г.
6. Архангельский Ю.П. и др. «Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта» М. Транспорт 1989г.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Трунов Алексей Иванович
ГПОУ ЯО Переславский политехнический колледж