Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учебно-методический комплекс для специальности 34.02.01 Сестринское дело ОП.02 Анатомия и физиология человека. Раздел 8 "Изучение гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности. Эндокринная система человека". Тема: Эндокринные железы

09.01.2023 179 257
Дусматова Альфия Самсутдиновна
Дусматова Альфия Самсутдиновна, преподаватель

Челябинский медицинский колледж

Дисциплина «Анатомия и физиология человека» относится к общепрофессиональным дисциплинам  профессионального цикла.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

ЦЕЛИ ДИСЦИПЛИНЫ:

  • Формирование общих и профессиональных компетенций.
  • Формирование знаний по важнейшим разделам анатомии и физиологии человека.
  • Формирование понимания физиологических процессов, идущих в организме человека.
  • Формирование интереса к изучению организма человека, к пониманию проблем, возникающих при патологии того или иного органа.
  • Формирование умений использовать теоретические знания при решении ситуационных, проблемных задач, при проведении сестринских манипуляций с пациентами.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. 

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. 

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

            В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):

Проведение профилактических мероприятий.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Участиевлечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и  экстремальных состояниях.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

На изучение раздела «Эндокринная система человека» в рабочей программе учебной дисциплины ОП.02 «Анатомия и физиология человека» выделено 8 часов (4 часа из вариативной части учебного плана), которые распределены следующим образом: 6 часов на теоретические занятия (3 лекции) и 2 часа на практическое занятие.

Содержание учебного материала.

Железы  внешней, внутренней, смешанной секреции, представители. Секреты, их виды. Механизм действия гормонов. Что такое органы-мишени.   Механизм регуляции синтеза гормонов. Принцип обратной  связи. 

Гипоталамо-гипофизарная система.

Гипофиз – расположение, доли, нейрогипофиз, аденогипофиз. Гормоны нейрогипофиза – происхождение, физиологическое действие вазопрессина и окситоцина. Гормоны передней доли гипофиза: соматропный (СТГ), пролактин, тиреотропный гормон (ТТГ), адренокортикотропный гормон (АКТГ), гонадотропные гормоны (ГГ), фолликулостимулирующий, лютеинизирующий, лютеотропный – физиологические эффекты.

Эпифиз – расположение, внешнее строение, внутреннее строение, гормоны (мелатонин, антигонадотропин, серотонин), их физиологические эффекты. Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов желёз внутренней секреции.

Щитовидная железа – расположение, внешнее строение, внутреннее строение, гормоны фолликулярных клеток (тироксин и трийодтиронин), их физиологические эффекты, гормон пара фолликулярных клеток (тиреокальцитонин) - их физиологические эффекты. Роль йода в синтезе гормонов щитовидной железы.

Паращитовидные железы: количество, расположение, физиологические эффекты паратгормона.

Надпочечники – расположение,   строение. Гормоны коркового вещества, физиологические эффекты. Гормоны мозгового слоя, их физиологические эффекты.

Гормоны половых желез: тестостерон яичек, эстрогены и прогестерон яичников, физиологические эффекты.

Гормоны поджелудочной железы (инсулин и глюкагон), структуры, их вырабатывающие, роль цинка в синтезе инсулина и глюкагона.

Гормон вилочковой железы (тимозин), физиологические эффекты.

Тканевые гормоны почек, сердца, слизистой оболочки желудка, кишечника.

Учебные цели раздела:

студент должен иметь представление:

  • о видах секретов;
  • о механизме действия гормонов;
  • о видах гормонов;
  • об органах-мишенях;
  • о механизме работы гипоталямо-гипофизарно-адреналовой системы;
  • о механизме регуляции деятельности желез внутренней секреции.

знать:

  • какие железы называют железами внешней, внутренней и смешанной секреции;
  • свойства гормонов;
  • структуры гипоталямо-гипофизарно-адреналовой системы;
  • физиологические эффекты гормонов гипофиззависимых желез;
  • гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции;
  • тканевые гормоны.

уметь:

  • показать на таблицах и муляжах железы внутренней секреции;
  • использовать медицинскую терминологию при представлении учебного материала;
  • определить условную проекцию на поверхность тела человека желез внутренней секреции.

Воспитательные цели:

  • формировать потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностную ориентацию, мировоззрение;
  • способствовать формированию нравственных и эстетических представлений, способности следовать нормам поведения, исполнять законы;
  • вовлечь в активную практическую деятельность;
  • способствовать воспитанию здорового образа жизни, экологического сознания;
  • создавать объективную основу для воспитания и любви к профессии;
  • совершенствовать навыки общения с пациентами.

Развивающие цели:

  • осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;
  • научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;
  • готовить сообщения, доклады и с результатами работы выступать перед аудиторией;
  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством;
  • развивать и формировать  критическое мышление,  умение  анализировать, выделять    главное, обобщать и делать выводы;
  • способствовать развитию речи, мышления, сенсорной, эмоционально–волевой сфер личности и потребностей мотивационной области;
  • выделять существенные признаки, умение выделять цели и способы деятельности, выдвигать гипотезу, проверять ее результаты.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Учебно-методический комплекс для специальности 34.02.01 Сестринское дело ОП.02 Анатомия и физиология человека. Раздел 8 "Изучение гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности. Эндокринная система человека". Тема: Эндокринные железы




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*