Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методические рекомендации по написанию эссе при выполнении практических занятий по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии

28.12.2022 223 277
Рожкова Ирина Александровна
Рожкова Ирина Александровна, преподаватель

Малиновский филиал Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства

Одним из видов учебной деятельности на практических занятиях    по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии  по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование является выполнение работы по написанию эссе.

Назовем лишь несколько общих компетенций (ОК), которые формируются при выполнении практических занятий  по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии, в частности при написании эссе:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Прежде, чем преступить к работе по написанию эссе, студентам полезно узнать, что термин «эссе» пришел в русский язык из французского: слово «еssаi» можно перевести как  опыт, набросок, проба, попытка, очерк.

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем в соответствие с рабочей программой дисциплины или поурочным планированием.  Тема эссе может быть предложена и самим студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем.

В отличие от реферата, эссе – это сочинение небольшого объема (3 – 5 стр.); написанное на конкретную тему; выражающее индивидуальные впечатления и соображения студента по заданному вопросу.

Особенностью эссе является то, что эссе не претендует на исчерпывающее раскрытие темы и представляет всего лишь попытку студента передать свои собственные взгляды на проблему и соображения с нею связанные.

Основными  типами эссе по дисциплине «Основы философии» являются:

  • как рецензия на прочитанную философскую книгу (или фрагмент текста произведения – главу, параграф и пр.);
  • как размышление на определенную тему или по поводу высказывания (афоризма) какого-либо философа;
  • аргументированное эссе.

Каждый из этих видов эссе имеет свою специфику, как в процессе подготовки, так и непосредственно в написании. Поэтому, прежде, чем приступить к работе по написанию эссе, студенту следует ознакомиться с понятием и видами «эссе» и выбрать, какой именно тип эссе ему ближе, доступнее, интереснее, и позволит в максимальной степени проявить свои творческие способности.

Под рецензией (от лат. resensio– обследование) обычно понимается критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, кинофильма, спектакля и т.п. Студенческая рецензия по философии – это небольшая аннотация на прочитанный текст, в которой обязательно должна содержаться личная оценка студента, его отношение к изложенным в тексте идеям. Студенту необходимо помнить, что рецензию нельзя писать по принципу «мне нравится – мне не нравится». Это должен быть аргументированный анализ текста с использованием философских категорий и изученных философских концепций.

При написании эссе как рецензии рекомендуется придерживаться следующего примерного плана работы:

  • целесообразно начать с библиографического описания рецензируемого текста (указать автора, название, время написания). Затем можно изложить свое первое, непосредственное личное впечатление от знакомства с текстом и датькраткое изложение его содержания. (При этом необходимо помнить, что подробный пересказ текста является отступлением от жанра работы и снижает ее ценность);
  • анализ текста произведения. Здесь необходимо, к примеру, объяснить смысл его названия (каквы его поняли), изложить главные идеи произведения, ваше понимание цели рецензируемой работы и пр.;
  • заключительная часть эссе-рецензии должна быть посвящена аргументированной оценке содержащихся в рецензируемом произведении идей иличным размышлениям студента об актуальности данного философского труда.

Студентам можно предложить следующий список философских произведений для рецензии:

  • Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»
  • Платон. Апология Сократа.
  • Сенека «Нравственные письма к Луцилию». Письма 1-5
  • Эрих Фромм «Душа человека. Ее способность к добру и злу».
  • Альбер Камю «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде».
  • Альбер Камю «Бунтующий человек».
  • Петр Чаадаев «Философические письма. Письмо первое».
  • Николай Бердяев «Русская идея».
  • Владимир Соловьев «Идея сверхчеловека».
  • Пьер Тейяр-де-Шарден «Феномен человека».

Данный список не является исчерпывающим. Студент может выбрать для рецензирования другой философский труд, согласовав это с преподавателем.

Второй тип эссе - как  размышление на определенную тему или по поводу высказывания (афоризма) какого-либо философа – это свободное размышление над каким-либо философским вопросом или афоризмом известного философа. Афоризм – законченная мысль, выраженная в емкой, сжатой форме – прекрасный материал для написания эссе, поскольку допускает различные трактовки; поиск ответа на вопрос «Что философ этим хотел сказать?» позволяет студенту максимально проявить свои творческие способности.

Студентам можно порекомендовать следующие этапы работы по написанию эссе как размышления:

  • необходимо уяснить суть вопроса, который вы намереваетесь рассмотреть в своей работе и четко определить свою позицию в этом вопросе;
  • найти в литературе или сформулировать самому иные, в том числе - альтернативные точки зрения по рассматриваемой проблеме;
  • изучить дополнительную литературу с целью подбора примеров и цитат, которые помогут обосновать свою точку зрения и критически проанализировать взгляды, не совпадающие с вашей позицией; здесь можно использовать не только тексты философских произведений, но и литературные источники, материалы из средств массовой информации, конспекты лекций, дискуссии на семинарских занятиях и т.п.;
  • в заключении необходимо сформулировать вывод, обобщающий свою точку зрения.

Эссе, ввиду его небольшого объема, обычно формально не структурируют, тем не менее, в содержательном плане в тексте должны быть введение, основная часть и заключение.

Эссе начинается с изложения того, как студент сам понимает сущность поставленной в работе проблемы и с обоснования выбора именно этой темы, то есть с ответов на вопросы «о чем?» и «почему?» (Это, по сути, и есть «введение»). Если эссе небольшое (3 – 5 стр.), то и вводная часть может быть в пределах 0.5 стр., при объеме эссе до 8 – 10 стр. текста, введение может достигать 1 стр.

Следующий раздел – основная часть, посвященная анализу главной проблемы, занимает большую часть объема эссе. Студентам необходимо помнить, что выполняемая ими работа не может быть механической компиляцией чужих идей и цитат. Цитаты бывают необходимы для подтверждения той или иной точки зрения, но не следует злоупотреблять их количеством и использовать слишком громоздкие цитаты. Если цитаты используются, то внизу страницы на них делаются сноски; нумерация сносок постраничная. Основную часть эссе должен составлять самостоятельно написанный текст, выражающий личное мнение, субъективную позицию студента – автора эссе.

Заключительная часть работы (по объему практически совпадает с введением) должна содержать обобщения и аргументированные выводы по теме эссе, причем здесь допустимы повторы идей и положений, высказанных в основной части. Главное назначение этого раздела – дать понять преподавателю (или любому другому читателю этого эссе), к каким выводам и почему в итоге пришел студент.

Аргументированное эссе — это сочинение-рассуждение небольшого объема, написанное на спорную тему. Другими сло­вами, это эссе защищает некий тезис, относительно которого возможно привести доводы «за» и «против».

Целью  написания аргументированного эссе являются:

  • убедить аудиторию в определенной точке зрения и скло­нить ее на свою сторону;
  • сформулировать доказательства, почему предпочтительна данная позиция, а не другая.

В ходе написания эссе автор ведет своего рода внутренний ди­алог (оценивает утверждения, доказательства, предположения, скрытые аргументы и внутренние противоречия) и приходит к выводу, что одна точка зрения является более предпочтитель­ной, чем другие.

Независимо от вида эссе оно оформляется и оценивается по единым требованиям.

Объем эссе – от 3-х до 10 страниц печатного текста. Листы должны быть пронумерованы и скреплены вместе. Гарнитура шрифта –TimesNewRoman. Размер шрифта– 14 кегль. Параметры страницы: верхнее и нижнее поле – 2 см, правое – 3,0 см, левое – 1,0 см; абзац – 1,0 см. Межстрочный интервал – 1,0. Выравнивание текста производится по ширине страницы. Нумерация страниц проставляется в правом нижнем углу.

За работу по написанию эссе студент может получить оценку, в зависимости от ее качества, от 1 до 5 баллов.

Основными критериями оценки эссе являются:

  1. Знание и понимание студентом учебного теоретического материала по дисциплине «Основы философии» (максимальная оценка – 2 балла):
  • правильное использование основных философских категорий, необходимых для раскрытия данной темы;
  • привлечение философских концепций, непосредственно относящихся к рассматриваемой проблеме.
  1. Умение студента анализировать и критически оценивать информацию (максимальная оценка– 2 балла):
  • умение сравнивать различные позиции;
  • умение объяснять существование альтернативных точек зрения, выявлять их достоинства и аргументировать недостатки;
  • способность дать личную оценку проблеме.
  1. Качество изложения материала (максимальная оценка – 1 балл):
  • ясность, четкость, логичность изложения;
  • грамотная формулировка и аргументация выдвинутых тезисов;
  • привлечение различных точек зрения и наличие их личной оценки студентом.
  1. Качество оформления работы (максимальная оценка – 1 балл):
  • соответствие работы стандартным требованиям оформления текста, указанных выше;
  • соблюдение норм русского литературного языка, правил орфографии, пунктуации и т.п.

В процессе выполнения практических занятий по   дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии студентам предлагаются определенные темы эссе (Таблица).

Таблица

Темы   практических занятий по учебной дисциплине ОГСЭ.01  Основы философии  по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.

№ п/п

Наименование  практической работы

Количес-тво часов

1.                 

ПЗ № 7. Выполнение эссе «Мое представление об истине»

2

2.                 

ПЗ № 8. Выполнение  эссе «Проблема свободы человека»

2

3.                 

ПЗ № 10. Выполнение  эссе «Россия в эпоху глобализации»

2

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методические рекомендации по написанию эссе при выполнении практических занятий по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*