Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Гендерные отличия спортсменов подросткового возраста в бальных танцах

07.04.2014 2181 4777
Щедрин Сергей Васильевич
Щедрин Сергей Васильевич, методист, к.п.н.

Щедрин Дмитрий Сергеевич
Щедрин Дмитрий Сергеевич, преподаватель

Филина Наталья Игоревна
Филина Наталья Игоревна, тренер-преподаватель ДЮСШ «Эдельвейс» г. Саратова

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

Считается, что спортивная деятельность оказывает большое влияние на  половую дифференциацию спортсменов, способствует размыванию четких границ между женщинами и мужчинами. Так маскулинные виды спорта формируют «мужскую» модель мотивации и поведения (деятельности) у спортсменов обоего пола [2, 3]. В то же время занятия более “женственными” видами спорта способствуют возрастанию уровня феминности у женщин, но не у мужчин [9].


Спортивные бальные танцы – это вид спорта, где каждый спортсмен должен продемонстрировать свою уникальность, непохожесть на остальных, проявить себя особым образом через пластику тела, хореографию, костюмы. Большая часть спортсменов, как женского, так и мужского пола,  добившихся высоких результатов, эгоцентричны, жестко отстаивают свою позицию, склонны к конфликтным ситуациям, которые порой создаются искусственным образом, не готовы к компромиссам. При этом спортсменов обоих полов отличает стрессоустойчивость, быстрая реакция в любых нестандартных ситуациях, выносливость и работоспособность, нацеленность на результат и достижение цели.


В бальных танцах задачи партнеров распределяются по гендерному признаку.

Мужчина – ведущий, главный, принимающий решение, уравновешенный и сдержанный. Его задача состоит не только в том, чтобы продемонстрировать мастерство движения, но и показать тонкость взаимоотношений в паре во время исполнения  танца. Женщина – украшение («огромный букет роз, который партнер должен показать зрителям со всех сторон, подчеркнув все его достоинства»), эмоциональность – главное «оружие» партнерши в борьбе за первенство. С детского возраста мальчику прививается модель мужественного поведения по отношению к противоположному полу, роль главного, определяющего, принимающего решения в паре, берущего на себя ответственность, а у девочек максимально развивается женственность, гибкость, мягкость, сексуальность.


Каковы же реальные гендерные отличия у спортсменов в бальных танцах, в частности в подростковом возрасте, впериод наиболее активного становления личности? Такая информация могла бы оказать помощь тренерам-преподавателям бальных танцев в организации их взаимодействия со спортсменами и между спортсменами.


Исследование индивидуально-психологических особенностей спортсменов-подростков разного пола, занимающихся спортивными бальными танцами, проведено в январе-мае 2013 г. на базе ДЮСШ «Эдельвейс» г. Саратова. Теоретическую базу исследования составили работы А.С. Дамадаевой, Е.П. Ильина, Ф.А. Иорданской и др. [2-10]. В исследовании приняло участие 15 спортсменов возраста 11-13 лет. Для изучения типологических особенностей личности спортсменов использовалась методика тест-опросника Кеттела, интерпретация ответов респондентов проводилась по четырнадцати основным позициям их личностных качеств. Отличия в качествах личности спортсменов по гендерному признаку определялись посредством установления корреляционной связи. При данной выборке значимыми на уровне Р=0,99 считаются корреляции более (менее) 0,45 (в таблицах выделены красным цветом) и показательными – на уровне P=0,95 – более (или менее) 0,25 (в таблицах выделены синим цветом).


Полученные результаты отличий в индивидуально-психологических особенностях спортсменов-подростков разного пола по мотивациям, способностям, нормативности, психодинамическим, социально-психологическим, деятельностным, волевым и эмоциональным особенностям спортсменов приведены в табл. 1-7.

 

Таблица 1. Мотивации спортсменов.

Личный интерес

0,28

Отношения с руководителем

0,23

Потребность в уважении

0,48

Статус

0,23

Семья

0,10

Престиж

0,30

Ответственность

0,05

 Комфорт

0,11

Порядок, организованность процесса

0,26

Самосовершенствование

0,46

Потребность достижений

-0,09

Безопасность

-0,29

Коллектив

-0,24

Зарплата

0,21

 

Таблица 2. Способности спортсменов.

Воображение

-0,57

Интеллект

-0,14

Общие способности

0

Социальный интеллект

-0,37

Креативность

0,19

Организаторские способности

-0,03

Эмоциональный интеллект (эмпатия)

-0,31

Эстетический вкус.

-0,18

 

Таблица 3. Психодинамические особенности спортсменов.

Выносливость

0,55

Быстрота

-0,25

Тщательность

0,34

Адаптивность

0,39

Лабильность, переключаемость

0,58

 

Таблица 4.Отношение спортсменов к нормам и правилам.

Нормативность

-0,59

Склонность к употреблению алкоголя

0,33

Стремление к развлечениям

0,18

Ответственность

-0,22

Подчиняемость

-0,23

Соблюдение норм малой группы

0,07

 

Таблица 5. Деятельностные и волевые качества спортсменов.

Самоконтроль

-0,34

 Стереотипы в деятельности

0,24

Разборчивость в средствах достижения целей

-0,31

Уверенность в собственных силах

0,43

Практичность

0,23

Обращенность в настоящее

0,19

Деловитость

0,26

Инициативность

0,23

Ориентация на задачу

-0,37

Ориентация на избегание неудач

-0,29

Важность мнения других

-0,53

Внутренняя референция

0,10

Настойчивость (достижение отдаленных целей)

-0,22

Усидчивость

-0,32

Решительность

-0,10

Организованность

-0,03

 Импульсивность

-0,10

Радикализм

0,35

 Активность жизненной позиции

-0,18

 

Таблица 6. Социально-психологические особенности спортсменов.

Естественность в общении

-0,27

 Конфликтность

0,25

Социальная смелость

0,58

Подозрительность

0,22

Нонконформизм

0,06

Уступчивость

-0,06

Общительность

0,05

Доминантность

-0,14

Дипломатичность

-0,47

Эгоизм

0,61

Индивидуализм

0,08

 

Таблица 7. Особенности эмоциональной сферы спортсменов.

Раздражительность

0,40

Эмоц.cтабильность

-0,36

Экспрессивность

0,23

Подверженность стрессам

-0,44

Тревожность

-0,20

Скепсис

0,09

Оптимистизм

0,14

Равнодушие

0

Спокойствие

-0,14

Непосредственное выражение эмоций

0,49

Уравновешенность

-0,34

 

Основываясь на полученных результатах, можно сделать следующие выводы.


1. Мотивации спортсменов. Более значимыми для мальчиков по сравнению с девочками являются потребность в уважении, мотивация на самосовершенствование, способность самостоятельно находить интересное для себя (личный интерес), престиж (соотносительная оценка социальной роли или действия, социальной или профессиональной  группы, социального института, физического достоинства, психологических качеств и т.п., разделяемая членами данного общества или группы на основании определенных системы ценностей), порядок и организованность процесса.

Менее значимой для мальчиков по сравнению с девочками является потребность в безопасности.

Результаты анализа значимых мотиваций подтверждают общепризнанный факт, что в бальных танцах для спортсменов мужского пола более важен фактор престижности, личного интереса, выражения своего собственного “Я” через спорт, доказательство своего превосходства, чем для спортсменок.


2. Способности спортсменов. У девочек по сравнению с мальчиками более развиты воображение, социальный интеллект (способность понимать людей и управлять ими, поступать мудро в человеческих отношениях), эмпатия (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания).


3. Психодинамические особенности спортсменов. У мальчиков по сравнению с девочками более развиты лабильность (подвижность, неустойчивость психики), выносливость, адаптивность (приспосабливаемость к изменяющимся внешним и внутренним условиям) и старательность (тщательность).

У девочек по сравнению с мальчиками более развита быстрота (стремительность).


4. Нормативность. У мальчиков по сравнению с девочками более развита склонность к употреблению алкоголя, менее развита  нормативность (чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм).


5. Деятельность, волевые особенности. У мальчиков по сравнению с девочками более развиты уверенность в собственных силах и деловитость (способность подходить к своим обязанностям деловым образам, умение рационально осуществлять собственную деятельность. Человек, обладающий таким качеством, во многом видит практически полезные для дела стороны, элементы, связи, отношения и из всего может извлечь пользу для дела).

У девочек по сравнению с мальчиками более развиты склонность к излишнему беспокойству относительно производимого впечатления, ориентация на результат (противоположное качество – ориентация на мнение окружающих), самоконтроль (способность к управлению своими действиями), усидчивость (терпение, выдержка в занятиях, обычно требующих длительной работы), разборчивость в средствах достижения целей, ориентация на достижение цели (противоположное качество – ориентация на избегание неудач).


6. Социально-психологические особенности спортсменов. У мальчиков по сравнению с девочками более развиты эгоизм (поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других), социальная смелость (включает социальный интеллект, уверенность в себе, способность рисковать, в ситуациях риска проявляется в активизации социального взаимодействия), конфликтность (склонность к ситуациям, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны).

Выводы исследования хорошо согласуются с результатами исследования С.А. Акатовой [1], в котором, выделяя и распределяя по значимости качества личности идеального тренера в бальных танцах, тренеры-мужчины и тренеры-женщины бессознательно ориентируются на свой опыт спортивной деятельности.

 

Список используемой литературы

1. Акатова С.А. Личность идеального тренера в спортивных бальных танцах / А.С. Акатова, А.П. Машков, С.В. Щедрин // издательский дом Информио [Электронный ресурс]: [сайт]. URL:  http://www.informio.ru/publications/suz (дата обращения 09.03.2014).

2. Дамадаева А.С. Гендерные аспекты спортивной мотивации / А.С. Дамадаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. – №    2 (70). – С. 58-63.

3. Дамадаева А.С. Специфика гендерной дифференциации личности в спорте / А.С. Дамадаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 10 (68). – С. 35-39.

4. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 590 с.

5. Иорданская Ф.А. Мужчина и женщина в спорте высших достижений / Ф.А. Иорданская. – М.: Советский спорт, 2012. – 256 с.

6. Манолова О.Н. К вопросу об индивидуальных различиях спортсменов-танцоров / О.Н. Манолова // Спортивные танцы: тез. науч.-метод. конф. по пробл. развития спорт. танцев. – М.: 1999. – С. 16-18.

7. Никитин В.Н. Энциклопедия тела: психология, психиатрия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент / В.Н. Никитин. – М.: Алетейа, 2000 - 624 с.

8. Психология спорта высших достижений: учебное пособие для институтов физ. культуры / под ред. А. В. Родионова. – М.: Физкультура и спорт, 1979. - 144 с.

9. Цикунова Н.С. Гендерный анализ особенностей детей, увлекающихся восточными единоборствами / Н.С. Цикунова // Психология XXI века: тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - С. 262.

10. Черты характера // azps.ru А. Я. Психология [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://azps.ru/articles/cmmn/cmmn49.html (дата обращения 25.11.2013).




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*