Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСчитается, что спортивная деятельность оказывает большое влияние на половую дифференциацию спортсменов, способствует размыванию четких границ между женщинами и мужчинами. Так маскулинные виды спорта формируют «мужскую» модель мотивации и поведения (деятельности) у спортсменов обоего пола [2, 3]. В то же время занятия более “женственными” видами спорта способствуют возрастанию уровня феминности у женщин, но не у мужчин [9].
Спортивные бальные танцы – это вид спорта, где каждый спортсмен должен продемонстрировать свою уникальность, непохожесть на остальных, проявить себя особым образом через пластику тела, хореографию, костюмы. Большая часть спортсменов, как женского, так и мужского пола, добившихся высоких результатов, эгоцентричны, жестко отстаивают свою позицию, склонны к конфликтным ситуациям, которые порой создаются искусственным образом, не готовы к компромиссам. При этом спортсменов обоих полов отличает стрессоустойчивость, быстрая реакция в любых нестандартных ситуациях, выносливость и работоспособность, нацеленность на результат и достижение цели.
В бальных
танцах задачи партнеров распределяются по гендерному признаку.
Мужчина – ведущий, главный, принимающий решение, уравновешенный и сдержанный. Его задача состоит не только в том, чтобы продемонстрировать мастерство движения, но и показать тонкость взаимоотношений в паре во время исполнения танца. Женщина – украшение («огромный букет роз, который партнер должен показать зрителям со всех сторон, подчеркнув все его достоинства»), эмоциональность – главное «оружие» партнерши в борьбе за первенство. С детского возраста мальчику прививается модель мужественного поведения по отношению к противоположному полу, роль главного, определяющего, принимающего решения в паре, берущего на себя ответственность, а у девочек максимально развивается женственность, гибкость, мягкость, сексуальность.
Каковы же реальные гендерные отличия у спортсменов в бальных танцах, в частности в подростковом возрасте, впериод наиболее активного становления личности? Такая информация могла бы оказать помощь тренерам-преподавателям бальных танцев в организации их взаимодействия со спортсменами и между спортсменами.
Исследование индивидуально-психологических особенностей спортсменов-подростков разного пола, занимающихся спортивными бальными танцами, проведено в январе-мае 2013 г. на базе ДЮСШ «Эдельвейс» г. Саратова. Теоретическую базу исследования составили работы А.С. Дамадаевой, Е.П. Ильина, Ф.А. Иорданской и др. [2-10]. В исследовании приняло участие 15 спортсменов возраста 11-13 лет. Для изучения типологических особенностей личности спортсменов использовалась методика тест-опросника Кеттела, интерпретация ответов респондентов проводилась по четырнадцати основным позициям их личностных качеств. Отличия в качествах личности спортсменов по гендерному признаку определялись посредством установления корреляционной связи. При данной выборке значимыми на уровне Р=0,99 считаются корреляции более (менее) 0,45 (в таблицах выделены красным цветом) и показательными – на уровне P=0,95 – более (или менее) 0,25 (в таблицах выделены синим цветом).
Полученные результаты отличий в индивидуально-психологических особенностях спортсменов-подростков разного пола по мотивациям, способностям, нормативности, психодинамическим, социально-психологическим, деятельностным, волевым и эмоциональным особенностям спортсменов приведены в табл. 1-7.
Таблица 1. Мотивации спортсменов.
Личный интерес |
0,28 |
Отношения с руководителем |
0,23 |
Потребность в уважении |
0,48 |
Статус |
0,23 |
Семья |
0,10 |
Престиж |
0,30 |
Ответственность |
0,05 |
Комфорт |
0,11 |
Порядок, организованность процесса |
0,26 |
Самосовершенствование |
0,46 |
Потребность достижений |
-0,09 |
Безопасность |
-0,29 |
Коллектив |
-0,24 |
Зарплата |
0,21 |
Таблица 2. Способности спортсменов.
Воображение |
-0,57 |
Интеллект |
-0,14 |
Общие способности |
0 |
Социальный интеллект |
-0,37 |
Креативность |
0,19 |
Организаторские способности |
-0,03 |
Эмоциональный интеллект (эмпатия) |
-0,31 |
Эстетический вкус. |
-0,18 |
Таблица 3. Психодинамические особенности спортсменов.
Выносливость |
0,55 |
Быстрота |
-0,25 |
Тщательность |
0,34 |
Адаптивность |
0,39 |
Лабильность, переключаемость |
0,58 |
Таблица 4.Отношение спортсменов к нормам и правилам.
Нормативность |
-0,59 |
Склонность к употреблению алкоголя |
0,33 |
Стремление к развлечениям |
0,18 |
Ответственность |
-0,22 |
Подчиняемость |
-0,23 |
Соблюдение норм малой группы |
0,07 |
Таблица 5. Деятельностные и волевые качества спортсменов.
Самоконтроль |
-0,34 |
Стереотипы в деятельности |
0,24 |
Разборчивость в средствах достижения целей |
-0,31 |
Уверенность в собственных силах |
0,43 |
Практичность |
0,23 |
Обращенность в настоящее |
0,19 |
Деловитость |
0,26 |
Инициативность |
0,23 |
Ориентация на задачу |
-0,37 |
Ориентация на избегание неудач |
-0,29 |
Важность мнения других |
-0,53 |
Внутренняя референция |
0,10 |
Настойчивость (достижение отдаленных целей) |
-0,22 |
Усидчивость |
-0,32 |
Решительность |
-0,10 |
Организованность |
-0,03 |
Импульсивность |
-0,10 |
Радикализм |
0,35 |
Активность жизненной позиции |
-0,18 |
Таблица 6. Социально-психологические особенности спортсменов.
Естественность в общении |
-0,27 |
Конфликтность |
0,25 |
Социальная смелость |
0,58 |
Подозрительность |
0,22 |
Нонконформизм |
0,06 |
Уступчивость |
-0,06 |
Общительность |
0,05 |
Доминантность |
-0,14 |
Дипломатичность |
-0,47 |
Эгоизм |
0,61 |
Индивидуализм |
0,08 |
Таблица 7. Особенности эмоциональной сферы спортсменов.
Раздражительность |
0,40 |
Эмоц.cтабильность |
-0,36 |
Экспрессивность |
0,23 |
Подверженность стрессам |
-0,44 |
Тревожность |
-0,20 |
Скепсис |
0,09 |
Оптимистизм |
0,14 |
Равнодушие |
0 |
Спокойствие |
-0,14 |
Непосредственное выражение эмоций |
0,49 |
Уравновешенность |
-0,34 |
Основываясь на
полученных результатах, можно сделать следующие выводы.
1. Мотивации спортсменов. Более значимыми для мальчиков по сравнению с девочками являются потребность в уважении, мотивация на самосовершенствование, способность самостоятельно находить интересное для себя (личный интерес), престиж (соотносительная оценка социальной роли или действия, социальной или профессиональной группы, социального института, физического достоинства, психологических качеств и т.п., разделяемая членами данного общества или группы на основании определенных системы ценностей), порядок и организованность процесса.
Менее значимой для мальчиков по сравнению с девочками является потребность в безопасности.
Результаты
анализа значимых мотиваций подтверждают общепризнанный факт, что в бальных
танцах для спортсменов мужского пола более важен фактор престижности, личного
интереса, выражения своего собственного “Я” через спорт, доказательство своего превосходства, чем для спортсменок.
2. Способности спортсменов. У девочек по сравнению с мальчиками более развиты воображение, социальный интеллект (способность понимать людей и управлять ими, поступать мудро в человеческих отношениях), эмпатия (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания).
3. Психодинамические особенности спортсменов. У мальчиков по сравнению с девочками более развиты лабильность (подвижность, неустойчивость психики), выносливость, адаптивность (приспосабливаемость к изменяющимся внешним и внутренним условиям) и старательность (тщательность).
У девочек по сравнению с мальчиками более развита быстрота (стремительность).
4. Нормативность. У мальчиков по сравнению
с девочками более развита склонность к употреблению алкоголя, менее
развита нормативность (чувство долга и
ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм).
5. Деятельность, волевые особенности. У мальчиков по сравнению с девочками более развиты уверенность в собственных силах и деловитость (способность подходить к своим обязанностям деловым образам, умение рационально осуществлять собственную деятельность. Человек, обладающий таким качеством, во многом видит практически полезные для дела стороны, элементы, связи, отношения и из всего может извлечь пользу для дела).
У девочек по сравнению с мальчиками более развиты склонность к излишнему беспокойству относительно производимого впечатления, ориентация на результат (противоположное качество – ориентация на мнение окружающих), самоконтроль (способность к управлению своими действиями), усидчивость (терпение, выдержка в занятиях, обычно требующих длительной работы), разборчивость в средствах достижения целей, ориентация на достижение цели (противоположное качество – ориентация на избегание неудач).
6. Социально-психологические особенности спортсменов. У мальчиков по сравнению с девочками более развиты эгоизм (поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других), социальная смелость (включает социальный интеллект, уверенность в себе, способность рисковать, в ситуациях риска проявляется в активизации социального взаимодействия), конфликтность (склонность к ситуациям, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны).
Выводы исследования хорошо согласуются с результатами исследования С.А. Акатовой [1], в котором, выделяя и распределяя по значимости качества личности идеального тренера в бальных танцах, тренеры-мужчины и тренеры-женщины бессознательно ориентируются на свой опыт спортивной деятельности.
Список используемой литературы
1. Акатова С.А. Личность идеального тренера в спортивных бальных танцах / А.С. Акатова, А.П. Машков, С.В. Щедрин // издательский дом Информио [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.informio.ru/publications/suz (дата обращения 09.03.2014).
2. Дамадаева А.С. Гендерные аспекты спортивной мотивации / А.С. Дамадаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 2 (70). – С. 58-63.
3. Дамадаева А.С. Специфика гендерной дифференциации личности в спорте / А.С. Дамадаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 10 (68). – С. 35-39.
4. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 590 с.
5. Иорданская Ф.А. Мужчина и женщина в спорте высших достижений / Ф.А. Иорданская. – М.: Советский спорт, 2012. – 256 с.
6. Манолова О.Н. К вопросу об индивидуальных различиях спортсменов-танцоров / О.Н. Манолова // Спортивные танцы: тез. науч.-метод. конф. по пробл. развития спорт. танцев. – М.: 1999. – С. 16-18.
7. Никитин В.Н. Энциклопедия тела: психология, психиатрия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент / В.Н. Никитин. – М.: Алетейа, 2000 - 624 с.
8. Психология спорта высших достижений: учебное пособие для институтов физ. культуры / под ред. А. В. Родионова. – М.: Физкультура и спорт, 1979. - 144 с.
9. Цикунова Н.С. Гендерный анализ особенностей детей, увлекающихся восточными единоборствами / Н.С. Цикунова // Психология XXI века: тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - С. 262.
10. Черты характера // azps.ru А. Я. Психология [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://azps.ru/articles/cmmn/cmmn49.html (дата обращения 25.11.2013).
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.