Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Soft skills как основа успешности выпускников Навык: Гибкость (адаптивность)

19.12.2022 534 793
Панина  Людмила Сергеевна
Панина Людмила Сергеевна, преподаватель

Костылева Анастасия Александровна
Костылева Анастасия Александровна, преподаватель

Миасский медицинский колледж

Мир  стремительно меняется, знания устаревают, цифровой век диктует обществу свои правила, а именно: чтобы быть успешным, нужно идти в ногу со временем.

Задача преподавателя колледжа -   сформировать  у будущих специалистов  навыки,  общие и профессиональные компетенции, которые помогут им соответствовать требованиям современного мира, быть успешными и счастливыми  в жизни. 

Выпускники  должны уметь критически мыслить, уметь учиться и использовать цифровые технологии, творчески применять имеющиеся знания. И в  связи с этим мы говорим о новых образовательных результатах, у которых  много смежных, сложных названий. Их называют мягкие навыки, универсальные навыки, ключевые компетенции, навыки 21 века - SoftSkills.

В чем особенность таких компетенций? Они помогут обучающимся перестроить свою деятельность,  построить карьеру в новых изменяющихся условиях, конкурировать даже с искусственным интеллектом, то есть адаптироваться в современном мире.

В будущем мир профессий изменится, и некоторые профессии уйдут с рынка труда, так как их заменит искусственный интеллект.

Профессиональный навыки уйдут на второй план, уступив место мягким, гибким навыкам. Именно на их формирование стоит делать акцент преподавателям в своей педагогической деятельности.

Одной из таких компетенций является адаптивность  - умение приспосабливаться к обстоятельствам, понимание происходящих  изменений и умение ассимилироваться к ним.

Сфера адаптивности отвечает за способность быть в реальности и адекватно вести себя в любой ситуации, трезво ее оценивать. Человек чувствует себя комфортно в новых обстоятельствах, продолжает двигаться, не теряет свой темп. В каждой ситуации чувствует себя отлично.

 

Характеристика сферы адаптивности:

  • РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ – это навык человека выявлять источник проблемы и решать её в кратчайшие сроки. Человек, который решает проблемы, продвигается вперед, он не стоит на месте. Человек, который не решает проблемы стоит не двигается.
  • ОЦЕНКА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ включает адекватную оценку личного опыта и того, что сейчас происходит. Этот навык помогает человеку быть сконцентрированным и сосредоточенным. Очень хороший навык, так как многие «летают где-то в облаках» как бы оторваны от реальности, а надо быть здесь и сейчас в этой реальности, в которой ты пребываешь, чтобы ее, оценивая принимать и решать, что делать дальше.
  • ГИБКОСТЬ – это умение адаптироваться к изменениям и согласовывать относительно этих изменений свои чувства и эмоции. Жизнь – это река, которая постоянно меняет свое течение и его нужно преодолевать. Если ты живой человек, ты течешь против течения. Ясно, что в этом процессе будут встречаться сложности, трудности, тебе где – то будет тяжело, но это говорит о жизни, поэтому нужно научиться адаптироваться к любым ситуациям, нужно научиться правильно себя вести во всех ситуациях, которые возникают. Есть сложные ситуации, есть трагедии, есть потери, есть приобретения, есть предательства, есть обиды, есть взлеты и так дальше. И в каждой ситуации нужно правильно реагировать, правильно себя вести. Именно эмоциональный интеллект помогает нам с этим справляться
  • И ещё одна сфера – это СФЕРА УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ.

УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ означает готовность противостоять ему, не поддаваться эмоциям, но в твердости пройти все трудности, не поддаваться импульсивности, противостоять  стрессовой ситуации. Когда человек натренирован, когда он умеет управлять своими эмоциями, он способен контролировать себя, когда приходит  сложная, трудная  ситуация, т.е. противостоять этой стрессовой ситуации это навык, это не врожденное качество. С этим не рождаются, это надо сформировать в себе. Т.е. надо осознать, дойти или научить себя как действовать в стрессовых ситуациях

  • Здесь также употребляется понятие КОНТРОЛЬ ИМПУЛЬСИВНОСТИ, что означает не поддаваться импульсу на эмоциях, «не рубить с плеча». Люди часто идут на поводу своих эмоций. Их разозлили, они разозлились, и они моментально расстроились, всё высказали, а потом жалеют об этом. Так вот если вы научились правильно вести себя в этой сфере, если перед глазами вашими или в памяти вашей есть понимание, что должно быть правильное поведение во время стресса, правильная реакция. Это будет тем рычагом, который вас останавливает. Вот приходит ситуация, накрученная ситуация приходит в вашу жизнь, а вы так: «Стоп! Надо эмоции поубавить. Сначала думаю, потом говорю». Вы уже победили! Анализируйте, думайте,  формируйте все правильные отношения к эмоциям, руководите этими эмоциями. И тогда без проблем решите любую ситуацию.

Есть такие гибкие компетенции, которые трудно измерить, их трудно свести количественным тестом, но измерение все же производится. Для этого есть международные сравнительные исследования, в которых с помощью тестов эти навыки измеряются.

 

ТЕСТ  НА АДАПТИВНОСТЬ (Травин В.В., Дятлов В.А.)

 

Рассмотрите каждое из приведенных далее утверждений и решите, относятся ли они к вам. В зависимости от вашего решения выберите один из предлагаемых вариантов ответа: "да" или "нет" и подсчитайте количество ответов "да". Определите уровень вашей адаптивности в соответствии с набранной суммой ответов "да".

  1. Работая, я устаю.
  2. Я не могу сосредоточиться на чем-то одном.
  3. Я беспокоюсь по всякому поводу.
  4. Когда я что-нибудь делаю, мои руки трясутся.
  5. Я часто волнуюсь.
  6. Мне нередко снятся кошмары.
  7. Я потею даже в холодную погоду.
  8. Я все время ощущаю голод.
  9. У меня часто болит желудок.
  10. Периодами из-за беспокойства я страдаю бессонницей.
  11. Меня легко вывести из себя.
  12. Я чувствительнее, чем другие.
  13. Я часто о чем-то беспокоюсь.
  14. Как жаль, что я не так счастлив, как другие.
  15. Я легко могу заплакать.
  16. Когда мне нужно ждать, я нервничаю.
  17. Периодами я чувствую себя таким счастливым, что не могу усидеть на месте.
  18. Я сильно пасую перед трудностями.
  19. Временами я чувствую свою бесполезность.
  20. Я застенчивый человек.
  21. Я считаю, что во всем для меня есть трудности.
  22. Я всегда напряжен.
  23. Временами я чувствую себя разбитым.
  24. Я уклоняюсь от трудностей.

 

Оценка результатов

Если ответов "да":

не более 3 — адаптивность высокая;

3-10 — адаптивность средняя;

11-20 — адаптивность низкая;

более 20 — адаптивность очень низкая.

Упражнение «Этюд на оправдание»

Участники выбирают человека в группе, о котором придумывают и рассказывают короткую смешную историю. История заканчивается вопросом: «Как ты объяснишь своё поведение и то, что произошло?» Первая фраза оправдания должна звучать так: «Да, это было на самом деле, я так делал потому, что я…».

 Упражнение «Фотография на память»

Ведущий («фотограф») расставляет участников группы близко друг к другу. При этом каждый должен занимать определённое место. Ведущий объясняет, почему он расставил участников именно в таком порядке, рассказывает "историю этой фотографии". После этого "фотограф" занимает заранее подготовленное для себя место среди других участников. "Фотография на память" готова.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Soft skills как основа успешности выпускников Навык: Гибкость (адаптивность)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*