Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблемы и трудности коммуникации слепых и слабовидящих школьников в современном социуме образовательной организации

16.12.2022 178 287
Савченко Ирина Алексеевна
Савченко Ирина Алексеевна, кандидат политических наук, доцент

Московский государственный психолого-педагогический университет

Общение имеет первостепенное значение в образовании. Будь то учитель и ученик, ученик и ученик, учитель и учитель, учитель и родитель, учитель и администратор или администратор и родитель, или наоборот, общение необходимо для того, чтобы ученики успешно осваивали новые знания.

Большая часть информации передается посредством невербального общения. Мимика и жесты играют важную роль в оценке собеседников. В процессе невербального общения информация, получаемая участниками, включает в себя эмоциональное состояние друг друга, темперамент и навыки общения, социальный статус и принадлежность к определенной группе или субкультуре, отношения и общение с партнерами.

В настоящее время доказано, что трудности процесса межличностного общения в условиях визуальной ограниченности могут проявляться в процессе:

формирования первого впечатления о человеке;

формирования представления о внешности человека;

получения обратной связи между партнерами;

акта взаимодействия и др.

Причинами, усложняющими процесс межличностного общения слепых и слабовидящих, могут быть:

нехватка эмоционального и личного общения;

низкий уровень развития вербальных и невербальных методов общения;

партнер по общению не может быть обнаружен с помощью анализатора безопасности;

некоторые люди с нарушениями зрения обладают негативными

характеристиками (замкнутость, отсутствие навыков общения и т.д.).;

наличие длительного депрессивного состояния и т.д.

Причины, которые прямо или косвенно оказывают негативное влияние на процесс межличностного общения слабовидящих из-за визуальной ограниченности, неизбежно определяют возникновение коммуникационных барьеров и трудностей в общении для слабовидящих.

В настоящее время разработаны методы и приемы устранения коммуникативных барьеров и трудностей в межличностном общении в условиях визуальной ограниченности, а также они внедрены в современных специальных образовательных учреждениях в рамках формирования направления образовательной коррекции общения. В то же время необходимо иметь в виду, что работа в этой области требует от специальных преподавателей не только понимания особенностей межличностного общения, осуществляемого в случае нарушения зрения, и владения определенными методами для повышения его эффективности, но и определенной психологической грамотности.

В рамках дифференцированного подхода к учащимся с внешними коммуникативными барьерами, с одной стороны, рекомендуется усердно работать над повышением уровня вербальных и невербальных методов общения для слепых и слабовидящих учащихся, а также развивать способность выражать свое состояние и настроение с их помощью. С другой стороны, целенаправленно сотрудничать со своим социальным окружением, чтобы устранить предрассудки, клише и социальные стереотипы, связанные с людьми, находящимися в условиях визуальной ограниченности, и улучшить понимание особенностей их коммуникативного поведения.

Специальные педагоги должны помнить, что существуют два вида трудностей, имеющие первичный характер, зависящие от природных свойств человека, их отличает предопределенность и неизбежность возникновения. Например, биологические, психофизиологические, личностные свойства (агрессивность, тревожность, ригидность и др.).

Имеющие вторичный характер могут быть вызваны Следующими причинами:

психогенный характер (результат психологического стресса, тяжелых

переживаний и неудач, а также недостаточной самооценки);

социогенный характер (неудачный опыт эмоционального и социального

контакта, неправильное суждение в образовании, определенные условия общения и т.д.).

Трудности в общении, вызванные психогенными причинами, приведут к определенным негативным изменениям, в особенности в доверительном общении.

Эффективность коррекционной работы по оптимизации процесса межличностного общения слепых и слабовидящих учащихся при формировании их коммуникативной деятельности во многом зависит от психологической грамотности специальных педагогов. С другой стороны, большую роль в развитии и корректировки коммуникативных способностей ребёнка играют его родители. Однако зачастую, когда ребенок рождается с особенностью зрения или какой-либо еще, он попадает в условия «социальной изоляции», родители недостаточно с ним общаются, вследствие чего ребенок недополучает ласку и внимание, речевую практику и практику межличностных отношений.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Проблемы и трудности коммуникации слепых и слабовидящих школьников в современном социуме образовательной организации




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*