Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности процесса воспитания на примере ГБПОУ РС(Я) "Якутский медицинский колледж"

16.12.2022 154 200
Подрясова Сардаана Федоровна
Подрясова Сардаана Федоровна, преподаватель

Шарапова Александра Владимировна
Шарапова Александра Владимировна, преподаватель

Якутский медицинский колледж

Воспитание студентов – одна из важнейших задач колледжа.

Воспитание и есть процесс целенаправленного формирования личности, оно имеет огромное значение для процесса обучения, они взаимосвязаны. Это передача накопленных знаний, нравственных ценностей и социального опыта, а также профессиональное становление студентов колледжа.

Воспитательная работа со студентами колледжа является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалистов. Из стен колледжа должен выходить человек не только обученный, но и воспитанный. Иначе его нельзя назвать образованным.

Система воспитания должна четко ориентировать молодого человека в ценностном мире, формировать личность, умеющую четко отстаивать свои интересы, учитывая при этом интересы своей социально-профессиональной группы и всего общества в целом.

Образовательная организация ставит перед собой такие цели и добивается высокого результата в их реализации с помощью не только образовательных программ, инновационных подходов в обучении, прекрасно подготовленных педагогов, но и с помощью целенаправленности воспитательного процесса, систематичности, всеохватываемости, всепричастности, заинтересованности всего коллектива образовательной организации.

Поэтому основополагающим направлением в деятельности всего преподавательского коллектива колледжа должно стать создание оптимально благоприятной воспитывающей среды. Организовать воспитывающую среду непросто, так как воспитывающая среда динамична, многогранна (включает в себя совокупность воздействий на семью, на студента, на студенческую группу, на систему студенческого самоуправления, на неформальные молодежные организации и т. д.). Поэтому управление воспитывающей средой требует системного подхода, то есть необходимо определить единую цель, стратегию образовательного процесса, содержание воспитывающей деятельности, основные принципы функционирования воспитательной системы, разработать структуру управления воспитательным процессом, осуществлять мониторинг результатов воспитательной деятельности, обеспечить научно-методическое сопровождение воспитательного процесса.

Главной целью воспитательной работы является содействие профессионально-личностному развитию обучающегося и создание условий для самоопределения и социализации молодежи на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семью, общества и государства.   

Исходя из поставленной цели, перед педагогическим коллективом стоят следующие задачи:

  1. Формирование, сплочение и развитие студенческого коллектива, в том числе посредством системной работы студенческого самоуправления и вовлечения студентов в разнообразные коммуникативные ситуации;
  1. Создание условий для самореализации и развития каждого студента, становления субъектной позиции с учетом индивидуально-психологических, возрастных особенностей и персональных образовательных запросов;
  1. Создание условий для социально значимой деятельности студентов, направленных на получение их личностного и профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций;
  1. Защита прав и интересов студентов, обеспечение их безопасности, в том числе цифровой;
  2. Создание условий для формирования правовой, финансовой и цифровой грамотности;
  3. Организация системной работы по повышению дисциплины, ответственности и успеваемости студентов, формирование умения учиться самостоятельно;
  1. Формирование здорового образа жизни, профилактика отклоняющегося поведения, правонарушений, наркомании;
  2. Формирование профессиональной идентичности (принятие себя как носителя профессии, воспитание чувства принадлежности к профессиональному сообществу как к макрогруппе);
  3. Формирование профессиональной ответственности (и перед обществом в целом и перед профессиональным сообществом) и умения самооценки результатов своей деятельности.

Воспитание в коллеже осуществляется не только как целенаправленный социально-педагогический процесс, но и как создание условий для построения чувства долга, патриотизма и чести, воспитания высоконравственных основ, эстетических вкусов. Реализация этих ценностей в образовательном процессе всегда и во все времена была актуальной. Наша задача — обобщить опыт воспитательной работы с обучающимися в образовательном процессе колледжа и показать её практическую применимость и основные принципы работы воспитательной деятельности педагогов и образовательной организации. Одним из ведущих условий целенаправленного создания нравственно-морального облика будущих специалистов из современной молодёжи является, конечно, преподавательский состав образовательной организации. Педагог как личность и человек играет достаточно большую роль в формировании компетенций обучающихся. При этом роль преподавателя заключается не только в узкоспециальной качественной подготовке, здесь важна и нравственная сторона каждого члена педагогического коллектива, его личное построение индивидуальной ценностной шкалы, отношение к педагогической работе, а также субъективное мнение человека о любых темах. При этом надо отметить, что обмануть обучающихся с помощью неискреннего, притворного поведения почти невозможно. «Человек, как это показывает опыт, по природе своей склонен к подражанию, как обезьяна. Находясь среди добродетельных граждан, он и сам становится добродетельным гражданином».  Ведущий педагогический принцип воспитания в образовательном процессе — систематичность. Этот принцип является неотъемлемым для создания условий в процессе обучения и воспитания при подготовке будущего гражданина своей страны. Принцип систематичности реализуется не только в процессе обучения, но и в воспитательном процессе. При этом процесс воспитания реализуется через аудиторные занятия, индивидуальные консультации, через личностный пример, а также через оформление аудиторий и рекреационных зон в колледже. Организация дополнительных внеаудиторных мероприятий для обучающихся акцентирует внимание на таких ценностях, как любовь к Родине, знание истории памятных дат. Это и участие в конференциях с патриотической направленностью, и конкурс чтецов по темам, приуроченным к круглым датам, и подготовка номеров художественной самодеятельности, и написание эссе на близкую тематику и многое другое. Организация посещения музеев и выставок в другие образовательные организации, государственные учреждения, при этом не только по тематике осваиваемой специальности, должна способствовать формированию как узкопрофессиональных качеств, так и общечеловеческих ценностей, нравственной платформы. Выявление талантов среди обучающихся и с их помощью осуществление подготовки и проведения концертных программ будет способствовать не только воспитанию гражданских качеств у обучающихся, но и созданию условий для роста коллективизма (необоснованно сегодня забытого воспитательного принципа, с помощью которого можно усилить воздействие на личность). Эти концерты могут быть не только приурочены к памятным датам, но и проводиться как вечера встреч, общения, досуга. Билеты на концерты классической музыки не всегда по карману современным студентам, поэтому целесообразно договариваться с концертными залами о бесплатных билетах для обучающихся, пусть даже в небольших количествах. Посещение концертных и театральных площадок не должно быть воспринято как «обязаловка», но только как поощрение. Если обучающимся поначалу сложно воспринимать такие виды искусства, как опера, необходимо проводить просветительскую работу до посещения театра, рассказать историю сюжета, простыми словами дать характеристику этому виду искусства. При преподавании любой дисциплины по учебному плану, если будет на то желание педагога и образовательной организации, можно создавать условия для воспитательного процесса не только на бумажных носителях, но и в реальных формах работы. Как преподаватель сможет реализовать воспитательное воздействие на обучающихся, решает только он сам, главное, чтобы это шло от души. Основным направлениям для воспитания студентов медицинского колледжа является – милосердие. Милосердие – это направление воспитательной работы, с взаимодействием социальных партнеров колледжа, где студенты должны проявлять сдержанность и терпеливость как основу медицинской профессии, на этих качествах держится медицина.

Данная профессия в первую очередь подходит людям с высоким уровнем умения сопереживания и сострадания. Медсестра должна быть хорошим психологом и уметь успокоить больного перед процедурой. Важно понимать, что медсестра - это профессия, требующая высокого уровня стрессоустойчивости. Вежливость, тактичность, сдержанность, спокойные ровные отношения с пациентами - вот что украшает любого медицинского работника. Для воспитания милосердия у студентов мы используем следующие методы и формы:

- беседа (использовалась с целью оценивания событий, явлений, поступков и формирования у студентов гуманного отношения к окружающему миру);

- конференция (способствовала активному проявлению отношения к событиям и людям, связанным с милосердием);

- диспут (для развития способностей анализа событий связанных с милосердием и формирование гуманных убеждений;

- трудовой десант (с целью проявления и развития навыков милосердия);

- поручение (для приобретения ребятами привычек милосердия).

Нашем колледже на протяжении многих лет проводятся традиционные мероприятия помощи детским лечебным учреждениям: дом ребенка Берегиня, общеобразовательные интернат школы,  Дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, учреждения социального обслуживания людей пожилого возраста и т.д

Подводя итог, можно уверенно сказать, что сегодня социально-педагогическая подготовка в колледже будущих специалистов и граждан своей страны осуществляется на протяжении всего процесса образования, притом что образование — это всегда двуединый процесс, состоящий из обучения и воспитания, и ни одну из данных составляющих нельзя превозносить, чтобы не было перекосов. Также анализ воспитательной работы с обучающимися подводит нас к выводу, что воспитание — это целенаправленный процесс, но при этом многофакторный и многофункциональный. Также воспитательный процесс всё-таки предполагает создание определённых условий для становления нравственно-моральных качеств у обучающихся и выстраивания ценностных оснований в самом образовательном процессе.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности процесса воспитания на примере ГБПОУ РС(Я) "Якутский медицинский колледж"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*