Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Самостоятельная работа студентов, как условие формирования профессиональных компетенций

16.12.2022 255 367
Дементьева Нина Евгеньевна
Дементьева Нина Евгеньевна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Компетентность – это важнейшая характеристика специалиста, который должен быть готов к выполнению профессиональной деятельности, чтобы самостоятельно, ответственно, эффективно выполнять свои трудовые функции.

В результате самостоятельной работы компетентность постепенно трансформируется в профессионализм, который является показателем высокого мастерства, характеризует глубокое овладение профессией, выражается в умении творчески пользоваться  усвоенной в процессе обучения информацией. Только саморазвитие, самообразование, самодвижение личности может обеспечить этот переход.

Главной задачей учебного заведения является формирование базовых знаний и умений, развития навыков самостоятельной работы, которые станут фундаментом для становления профессиональной компетентности.

Практика средних специальных заведений подтверждает, что только знания, добытые самостоятельным трудом, делают выпускника продуктивно мыслящим специалистом, способным творчески решать профессиональные задачи, уверенно отстаивать  свои позиции.

Сущность самостоятельного обучения определяется в дидактике как способность человека без посторонней помощи приобретать информацию из разных источников с дальнейшим применением в практической деятельности. Сущность самостоятельной работы заключается в наличии специально организованной деятельности студентов; наличии результата деятельности; наличии технологии процесса учения.

В качестве признаков самостоятельной работы студентов выделяются следующие: наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса, особого времени на их выполнение; проявление умственного напряжения для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия; проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в процессе решения поставленных задач.

Ядром самостоятельной работы является познавательная или проблемная задача, которая обуславливает весь ее процесс.

Содержание самостоятельной работы студентов включает решение  разнообразных типов учебных, производственных и исследовательских заданий, выполняемых ими под руководством преподавателя (или компьютерной обучающей программы).

Выполнение заданий для самостоятельной работы вызывает у студентов, особенно первых курсов, ряд трудностей обусловленных необходимостью адаптации бывших школьников к новым формам обучения. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы. Диагностика студентов 1 курса, показала, что навыками организации самостоятельной работы обладают около 40% студентов, организованными людьми считают себя лишь 30% опрашиваемых. Студенты испытывают затруднения, в связи с недостаточно сформированными навыками самостоятельной работы с текстовым материалом, не умеют правильно вести конспектирование, четко и ясно излагать свои мысли, проводить анализ изучаемого материала, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности. Некоторые студенты имеют низкий уровень коммуникации и мотивации к профессиональной подготовке.

Поэтому использование технологии групповых форм обучения, на мой взгляд, обеспечит не только успешное усвоение образовательных программ всеми студентами, но и интеллектуальное, нравственное развитие, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу и преподавателю, коммуникабельность. Выбор технологии групповых форм обучения предполагает использование интерактивных заданий и упражнений, которые направлены не столько на закрепление, а на изучение нового материала. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода, используемого в групповой работе студентов: это решение проблемных задач, участие в проектной деятельности, решение производственных ситуаций,  ситуационных задач, интегративно-технологических задач.

Важное значение в развитии компетенций имеет использование проектного обучения, которое создает необходимые условия для активизации творческих способностей обучающегося, проявления творческой инициативы педагогов и студентов, способствует развитию интеллектуального потенциала, коммуникативных навыков, а главное - помогает нашим выпускникам стать современными специалистами, востребованными на предприятиях города.  Наши активные студенты принимали участие в реализации таких  творческих  проектов: Дары осени в кулинарии.  Использование продуктов переработки семян тыквы в кулинарии.  Продукты и блюда пасхальной недели. Блины в русских традициях. Происхождение наименований мясных блюд. Использование арт-визажа в кулинарии. Некоторые из них были представлены на конференциях, проводимых колледжах и техникумах региона.

В практике обучения технологические задачи  воспитывают у студентов навыки самостоятельности в деятельности, ценностное отношение к будущей профессии. Отличительным признаком содержания технологических задач является их комплексный характер. Комплексность задач подобного вида связана с условиями протекания технологических процессов, к ним относятся последовательность технологического процесса, расчеты режимов работы технологического оборудования, определение доброкачественности сырья, бракераж готовых блюд,  причин  дефектов, возможных методов их исправления и т. д.  Результатом решения интегративно-технологической задачи становится спроектированный конкретный материальный продукт, готовый к употреблению: блюдо или кулинарное изделие, отвечающее заданным требованиям к качеству, в теоретическом обучении - спроектированная учащимися технологическая схема приготовления блюда, проект технологической карты, алгоритм технологического процесса и т.д.

            Использование метода самостоятельной работы на опережающей основе помогает мне построить учебный процесс таким образом, при котором часть работы по теме, выполняемая обучающимися самостоятельно, предшествует совместному изучению материала в группе на учебном занятии. Используя этот метод работы,   я преследую следующую цель - вызвать у обучающихся интерес к проблеме, вопросу, который предстоит изучить; овладеть информацией,  которая позволит осознанно относится к изучаемому материалу, включиться в обсуждение нового материала с конкретными дополнениями  или вопросами. Для этого использую следующие виды заданий. Например:

- подготовка сообщений по темам дисциплины;

- подбор иллюстративного материала к теме;

- составление слайдовой презентации

- работа с электронными ресурсами.

Мною продолжается экспериментальная работа по внедрению метода интеллект-карт, которые обладают  такими индивидуальными признаками как:

- Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

- Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

- Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

- Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

- Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Использование заданий по составлению алгоритма действий, условно - знаковых символов: схем технологии, опорных сигналов помогает в отработке навыков анализа развивает мыслительные процессы. Также этой цели способствует решение студентами интегративно – технологических задач.

Для оценки практических умений и навыков будущего повара индустрии питания используют количественные и качественные критерии, определяемые при участии в олимпиадах  и профессиональных  конкурсах. Уровень овладения  профессиональными компетенциями теперь определяется через практические действия на демонстрационном экзамене по стандартам Ворлдскилс Россия. Ежегодно студенты 1, 2,3 курсов участвуют дистанционно во Всероссийских олимпиадах по профессии, по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.  Ежегодно проводятся внутри техникумовские олимпиады «Весенний и осенний марафон».  Продвинутые  студенты принимают участие в городских и региональных конкурсах по карвингу, профессионального мастерства, в региональных чемпионатах Ворлдскилс .    

Таким образом,  правильно организованная  самостоятельная деятельность студентов на занятиях и во внеурочное время способствует формированию умений и навыков, а на выходе, с приобретением опыта на производственной практике, овладению профессиональными компетенциями.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Самостоятельная работа студентов, как условие формирования профессиональных компетенций

Презентация к публикации




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*