Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Теоретические основы и механизм преемственности межпредметных связей при подготовке специалистов СПО

14.10.2011 1982 7304
Кондратьева Элеонора Владимировна
Кондратьева Элеонора Владимировна, преподаватель

Армавирский машиностроительный техникум
В условиях перехода к рыночной экономике возникла необходимость коренных преобразований в обучении студентов среднего профессионального образования. Стало очевидным, что профессиональное образование должно ориентироваться не только на профессиональную подготовку специалистов, обладающих высоким уровнем компетентности, но и на формирование личности, обладающей высоким уровнем социальной активности, современным научным уровнем знаний, научным мировоззрением и диалектическим мышлением.


Решение поставленных задач связано с реализацией межпредметных связей (МПС) в практике обучения студентов в образовательных учреждениях. Роль межпредметных связей на данном этапе развития образовательных технологий обучения занимает одно из важных мест в системе подготовки будущих специалистов СПО. Как показал анализ рабочих программ по физике и технических дисциплин , в них заложены большие возможности для осуществления межпредметных связей в процессе их преподавания.


С целью совершенствования подготовки будущих специалистов в сфере СПО была проведена работа по определению и рациональному установлению межпредметных связей: определена оптимальная последовательность изучения этих дисциплин; проведен анализ содержания структуры учебных дисциплин каждого цикла; выделен перечень основных вопросов в каждой из них на основе действующих рабочих программ; уточнен и согласован понятийный аппарат и изучено их содержание в учебных программах; выделены и устранены случаи дублирования учебного материала и расхождения в трактовке основных понятий; проведена работа по установлению межпредметных связей между дисциплинами разных циклов, корректировке рабочих учебных программ по содержанию и структуре; выявлению путей оптимизации межпредметных связей в процессе преподавания дисциплин и т. д. Большая работа была выполнена преподавателями естественных и технических наук по разработке рабочих программ спецкурсов (Физика, Электронная техника, Электротехника, Математика, Информационные технологии, Компьютерные сети идр.) 

и учебно-методическому обеспечению занятий по данным дисциплинам.


Опыт преподавания этих дисциплин подтвердил, что при существующем распределении предметов имеются возможности для установления всех видов межпредметных связей на различных учебных занятиях.


Исследование показало, что межпредметные связи по целому ряду дисциплин способствуют обучению студентов на более высоком уровне научности, развитию их познавательной активности и формированию их диалектического мировоззрения. В конечном итоге через осуществление межпредметных связей создаются благоприятные условия для повышения уровня профессиональной подготовки будущих специалистов.


К настоящему времени установлено, что межпредметные связи, являясь отражением межнаучных связей в содержании и методах обучения, способствуют более полному познанию студентами единства мира, содействуют углубленному пониманию законов природы, формированию мировоззрения, развитию диалектического интегративного мышления и формированию умений обобщать знания из разных дисциплин. Без этих интеллектуальных способностей невозможны ни творческое отношение к труду, ни решение на практике современных практических задач, требующих синтеза знаний из разных предметных областей. Использование МПС позволяет логичнее обосновывать последовательность изучения учебных дисциплин, структуру учебного плана, содержание программ, учебных пособий. Все это обеспечивает рационализацию учебного процесса, позволяет снизить перегрузку студентов.


 Важной особенностью современных исследований межпредметных связей (МПС) в общей и частных дидактиках является то, что они рассматриваются в контексте многообразия педагогических систем, где изменяется их статус и дидактические функции.


Это существенно повышает актуальность самой проблемы МПС в образовании. Преподаватель имеет возможность выбирать для себя такую педагогическую систему, в которой дидактически возможности МПС проявляются наиболее рационально. Анализ научно-методической литературы по проблеме межпредметных связей показал, что для оптимальной реализации МПС в учебном процессе имеет смысл использовать педагогическую систему развивающего обучения (РО).


Таким образом, межпредметные связи в рамках РО рассматриваются как основополагающий дидактический принцип, управляющий процессом развития современного естественнонаучного мышления, которое выступает как теоретическое, интегративное мышление.


Проведенный анализ проблемы использования МПС в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (СПО) при использовании педагогической системы РО позволил нам выделить целый ряд противоречий:

• между возросшими требованиями к качеству обучения студентов и низкой эффективностью применяемых методик обучения;

• между потенциальными возможностями межпредметных связей в системе РО и методикой практического их применения при обучении студентов средних специальных учебных заведений (ССУЗ), в том числе по формированию научно-технических знаний;

• между необходимостью формирования у студентов УО СПО целостного взгляда на природу и разрозненностью их знаний по техническим дисциплинам и физике.


Проблемой подготовки  высококвалифицированных специалистов СПО является выявление противоречий между осознанной значимостью МПС технических дисциплин с физикой в процессе обучения студентов - с одной стороны, и низким уровнем их осуществления в практике - с другой стороны.


Разрешение выявленных противоречий, по нашему мнению, возможно только за счет разработки необходимых для этих целей дидактических средств, главным из которых является дидактическая система межпредметных связей, позволяющая формировать межпредметную структуру учебных знаний студентов  в условиях инновационной системы обучения. Содержание такой системы определяется следующими факторами: требованием формирования современного диалектического интегративного типа мышления; необходимостью разработки дидактики межпредметных связей; теоретическим осмыслением функций межпредметных связей в новых условиях обучения; возможностью разрешения указанных противоречий в системе современного образования.


Анализ психолого-педагогической и методической литературы, многолетний опыт работы преподавателей в среднем специальном учебном заведении (ССУЗ), а также результаты научных педагогических экспериментов позволяют выделить теоретические и практические проблемы межпредметных связей в системе современного СПО.


К первым мы относим:

• отсутствие единой общепринятой точки зрения на статус межпредметных связей в обучении, связанной с возникновением в настоящее время различных педагогических систем (модульное, продуктивное, проблемное, развивающее обучение) в которых роль и статус МПС объективно имеет особенности;

• не однозначность в определении сущностных, нормативных и процессуальных функций межпредметных связей в частных дидактиках (СПО);

• недостаточную разработанность типологии межпредметных связей, учитывающей специфику различных учебных заведений.


Ко вторым мы относим:

• практическую рассогласованность в преподавании отдельных дисциплин в учреждениях СПО, приводящую к перегрузке студентов и отсутствию представлений о взаимосвязях процессов и явлений окружающего мира и т.д.;

• слабая разработанность практикоориентированных методик, позволяющих осуществлять МПС технических дисциплин с физикой в процессе обучения студентов СПО.


Указанные проблемы говорят о том, что единая система межпредметных связей на современном этапе развития образования пока находится в стадии разработки и требуются дополнительные усилия для ее теоретического обоснования и практического осмысления, позволяющих строить соответствующие методики и технологии межпредметного обучения.


С 2003 г. Министерством образования РФ рекомендованы программы для средних специальных учебных заведений (на базе общего образования), в основу которых положен "Обязательный минимум содержания основных образовательных программ среднего (полного) образования по физике".


Как показывает опыт основной курс физики, изучаемый в ОУ СПО обычно на I курсе, не позволяет эффективно и полностью решать  задачи подготовки специалиста СПО. Только в ряде колледжей  и некоторых технических техникумах физика изучается на первых двух курсах. Однако, в дальнейшем, до 4 и 5 курсов и в этих Образовательных учреждениях о физике как учебном предмете больше практически не вспоминают.


Изучение физики в учреждениях СПО только на первых курсах фактически означает отсутствие преемственности в реализации физического образования в учреждениях СПО и в связи с этим, в настоящее время, физическое образование в учреждениях СПО  не позволяет осуществить преемственность с физическим образованием в вузе.


При этом речь идёт о преемственности не только содержания, но и форм и методов обучения.


Общность понятий, законов, теорий и методов исследования смежных дисциплин создает условие для преемственности в образовательном процессе, способствует углублению и повышению качества знаний на основе  реализации межпредметных связей.


Содержательные связи физики, электронной техники и электротехники имеют исторические корни. Так многие термины, изучаемые физикой  являются общими и для электронной техники и электротехники. Например такие основополагающие понятия: «электрический заряд», «электронная эмиссия», «электрическое  и магнитное поля», «ток», «напряжение», «мощность» и т. д. В условиях накопления научных знаний и усложнения содержания учебных предметов ведущее место в процессе обучения отводится совершенствованию дидактических и методических подходов к преподаванию при осуществлении межпредметных связей. Одним из важных направлений в формировании целостных и системных знаний, в частности, по электронике или электротехнике является осуществление преподавания этих предметов в условиях межпредметной связи с физикой.


Методика обучения таким дисциплинам как электронная техника , электротехника предусматривает способы осуществления межпредметных связей с физикой на различных видах аудиторных занятий, а так же при организации технического творчества и дипломных работ. Вся система методов при этом направления на развитие  познавательных способностей студента: усвоение не только результатов научного познания, но и самого процесса получения этих результатов. Для успешной реализации межпредметных связей в процессе обучения следует знать особенности методики формирования  теоретических знаний, познавательных и  практических умений, общих для физики, электронной техники и электротехники.


При формировании практических умений и навыков осуществляется организация технического творчества, где выполняется конструирование и изготовление моделей приборов и аппаратов. Развитие у студентов научно- исследовательских способностей осуществляется при выполнении научных, курсовых и дипломных работ.


Важной целью обучения в условиях межпредметных связей является достижение не только результатов научного познания, но и самого пути получения этих результатов.


Таким образом обучение электронной техники, электротехники в условиях межпредметной связи с физикой обеспечивает: повышение научного уровня знаний обучаемых, развитие творческих, исследовательских способностей студентов на базе выполнения  учебных проектов межпредметного характера; повышение качества знаний в результате всестороннего раскрытия  связей между явлениями и законами, изучающимися в курсах физики, электронной техники и электротехники, и единого подхода к формированию у студентов  общих понятий и умений.


Литература:

  1. В. Г. Ждановв «Межпредметные связи  в подготовке студентов СПО» - автореферат
  2. А. И. Гурьев «Актуальные проблемы  межпредметных связей  в системе современного образования»
  3. Д. Д. Дондонов «Теоретические основы  разработки концепции повышения  качества  знаний студентов  при обучении электротехники в условиях  межпредметной  связи с физикой», "Мир науки, культуры, образования" № 2(5), 2007
  4. Т. Н. Сафонова «Построение и реализация  учебного процесса»- автореферат
  5. «Проблемы современного образования» -Сборник  тезисов докладов 2- го регионального научно- практического семинара.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*