Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проектирование работы по снижению уровня конфликтогенности образовательной среды

13.12.2022 170 223
Сунцова Наталья Викторовна
Сунцова Наталья Викторовна, педагог-психолог

Пермский колледж предпринимательства и сервиса

Цель данной статьи заключается в том, чтобы опираясь на анализ ситуации и  информационные данные, разработать проект, направленный на сжижение уровня конфликтности в коллективе образовательного учреждения.

Конфликт – неизбежное явление в образовательном процессе, насыщенном личным и профессиональным общением различных групп: студентов и их родители, педагоги, администрация. Различия в возрасте, опыте, взглядах, ценностях участников образовательных отношений делает такое общение чрезвычайно напряженным и требует своевременного предупреждения его деструктивных форм, компетентного разрешения возникающих противоречий.

Конфликт в современной образовательной среде рассматривается как острый способ разрешения противоречий в процессе социального взаимодействия, заключающемся в межличностном общении между участниками образовательного пространства и выходящим за пределы данного пространства, непосредственно в социум, становится проблемой общества в целом.

Практика показывает, что основными причинами высокой конфликтологической опасности являются:

  • недостаточное внимание к проблемам создания комфортного психологического климата в образовательной среде;
  • недостаточное внимание администрации образовательных организаций к проблемам, связанным с причинами и последствиями конфликтов;
  • объективное состояние психологического здоровья обучающихся межличностного взаимодействия;
  • низкая конфликтологическая компетентность субъектов образовательной среды.

М. М. Рыбаковой также выделены виды педагогических конфликтов:

  • ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
  • ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;
  • ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Существует единый алгоритм решения любого конфликта.

Практические рекомендации:

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без оценок.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Отсутствие конфликтов в образовательной среде — явление практически невозможное. Необходимо попытаться  разрешить конфликт, корректируя не только тактику, но и стратегию действий с учетом конкретной ситуации. В итоге необходимо обобщить позитивный и негативный опыт, приобретенный в результате возникшего конфликта.

Проектирование работы по снижению уровня конфликтогенности

Характеристика организации и исследуемой выборки

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пермский колледж предпринимательства и сервиса»: по типу образовательной организации – профессиональная образовательная организация.

Исследуемая выборка: студенты первого курса, группа ДОУ-22-11, специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение, возраст: 18-20 лет, 20 человек.

Методический инструментарий

Анкета для обучающихся, 21 вопрос.

Описание результата исследования:

Ссоры в семьях студентов бывают- 52,6%, ссоры возникают редко – 84,6%, тяжело переживают ссоры с близкими - 23,1 %, скоро забывают неопрятности – 38,5%,не очень беспокоятся по этому поводу – 23,1%, совершенно не волнуются, когда происходят ссоры - 15,4%.

Причины конфликтов с родителями: им трудно понять  меня – 22%, другое – 72,2%.

Ссор между одногруппниками практически не бывает, ответили нет – 94,1%.

78,9% - при возникновении ссор, поговорят с обидчиком, выяснят причины и устранят их. 50% - не жалеют о состоявшейся ссоре, 44,4-редко.

Для снижения уровня конфликтогенности в данной группе, исходя из результатов исследования, было предложено занятие «Анализ конфликтных ситуаций». Данное занятие является одним из серии занятий по предмету «Психологии общения».

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Проектирование работы по снижению уровня конфликтогенности образовательной среды




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*