Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проведение семинарских занятий в преподавании учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

12.12.2022 252 335
Рожкова Ирина Александровна
Рожкова Ирина Александровна, преподаватель

Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства

Семинар как форма учебного занятия характерная для преподавания гуманитарных дисциплин вообще и философии - особенно.

Семинар – это форма учебного процесса, построенная в том числе и на самостоятельном изучении обучающимися по заданию преподавателя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата, презентации и их совместного обсуждения.

Считается, что семинары начали проводиться в Московском университете со второй половине XIX в., у истоков их стоял профессор В.Н. Герье. Семинарский метод обучения он рассматривал как основную и самую действенную форму приобщения студентов к использованию хрестоматийных источников и исторической литературы на научной основе. В семинарах А.С. Лаппо-Данилевского, М.М. Богословского, А.А. Шахматова изучению источников придавалось доминирующее значение.

В практике чаще всего используется вопросно-ответная форма семинара, обсуждение рефератов, дискуссия, круглый стол и т.д. Вопросно-ответные семинары значительно легче вести преподавателю, обучающимся готовиться к ним тоже достаточно просто. Метод вопросно-ответного семинара в меньшей мере направлен на осмысление, в большей – на заучивание учебного материала, так как здесь практически превалирует повторение материала лекции и учебника.

Вопросно-ответный семинар и семинар с обсуждением рефератов – наиболее простые виды семинаров.

Остановимся на таких разновидностях семинарских занятий, как семинар-исследование и семинар с элементами дискуссии.

Семинар-исследование – вид семинарских занятий, смысл которого заключается в приобретении и частичной реализации знаний с привлечением в этот процесс компонентов научного исследования.

Семинар-исследование включает три этапа и часто выходит за временные и содержательные рамки одного-двух уроков. Семинар-исследование – наиболее сложная форма групповых занятий, при реализации ОГСЭ.01 Основы философии в СПО применить можно эту форму, но при этом задание должно быть расписано подробно – план исследования, источники.

Руководитель семинара прежде всего определяется с задачей, которая будет предложена участникам занятия. В общих чертах она может выглядеть как осмысленное, целенаправленное приобретение и углубление философских знаний на основе реализации образовательно-исследовательской, воспитательной, практической и методической функций.

Далее необходимо сформулировать исходную проблему исследования. Например, семинар-исследование по работе с текстом: Платон «Апология Сократа». Проблема исследования: почему автор учебника «Основы философии» А.А. Горелов отмечает, что у истоков философии стояла жертва Сократа. Обучающимся предлагается прочитать текст философского произведения Платон «Апология Сократа» и ответить на вопросы:

  1. В чем состояло официальное обвинение Сократа?
  2. Как Сократ доказывает несправедливость предъявляемых ему обвинений? Приведите тезисы из текста работы Платон. Апология Сократа, которыми Сократ доказывает свою невиновность.
  3. С какой целью Платон пишет «Апологию Сократа»?

Целью Платона при написании «Апологии» было посмертно оправдать Сократа от ложных обвинений и показать, что он жертва.

Изучив философское произведение по заданию, другие материалы исследование закончится после обсуждений вопросов ответом, поставленным к исследованию. Может и ни сложное исследование, но выполнимое и интересное для обучающихся.

 Как правило, исходная проблема для семинара-исследования должна вписываться в изучаемый курс, содержать исследование проблем по философскому произведению или определенному периоду. Семинары-исследования наиболее подходят по истории философии. Например, какие проблемы поднимались в философии разных периодов, в разных философских школах.

Определив задачу и сформировав исходную проблему семинара-исследования, преподаватель разрабатывает его план. Хорошо продуманный и частично реализованный накануне занятия, план способствует более быстрой адаптации обучающихся к проведению исследовательского разговора на семинаре. Он содержит: цели и задачи семинара, исходную проблему, проблемные задания, литературу для изучения, вопросы для обсуждения на семинаре.

Практическая функция семинара-исследования предполагает вычленение из произведений философов поднимаемых, исследуемых ими вопросов и проблем, показ их использования в ходе развития рассматриваемой проблемы.

Важно, в заключении оценить как прошло семинарское занятие, активность участников, предложить им выбрать свои темы или интересующиеся их вопросы.

Применение в практике семинаров- исследований, или на семинарах отдельных вопросов-исследований повышает интерес обучающихся к изучению философии, учит их больше рассуждать, искать ответы на сложные жизненные вопросы. Семинар-исследование можно рекомендовать как обобщающееся занятие по истории философии. Задание по исследованию: исследовать какие проблемы поднимались в философии разных периодов.

Остановимся еще на одном виде семинарского занятия – это семинар с элементами дискуссии. В переводе с греческого дискуссия – это рассмотрение, исследование. Применимо к семинарскому занятию, дискуссия - это публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.

Выделяют три типа дискуссий: императивный, конфронтационный, информативный. Тип дискуссии зависит от целей, определенных преподавателем на конкретное занятие.

Императивный тип дискуссии – это дискуссия, в условиях которой участники семинара приходят к общей позиции, общей точке зрения на предмет обсуждения. Данный тип дискуссии оценивается как результативный: от нескольких точек зрения участники семинара подошли к одной; единая точка зрения аргументированно и обстоятельно доказана всеми учащимися и понята ими.

Конфронтационный тип дискуссии – это дискуссия, в процессе которой участники семинара не приходят к единой точке зрения, занимая противоположные позиции. Он получил название «ничейный», поскольку участники семинара (микрогруппы из участников семинара) остались каждый при своем мнении.

Информативный тип дискуссии – это дискуссия, в которой обучающиеся получают в первую очередь от преподавателя такой материал, который позволяет лишь вникнуть в сущность вынесенной проблемы. Такая дискуссия получила название «неопределенной», поскольку ее главный вопрос так и остается нерешенным либо переходит на еще более сложный уровень.

В целом, в практике преподавания философии мною не применяются семинары-дискуссии, но на занятиях поднимаются дискуссии по жизненным темам. При выборе темы дискуссии я исхожу из того, что интересно для обучающихся и актуально. Например, при изучении темы «Фундаментальные характеристики человека» я бы провела дискуссию о патриотизме и милосердии, в общем о человеческих ценностях. Считаю, что это было бы полезно для молодежи определиться для себя, а как они понимают и как относятся к патриотизму и милосердию. Актуальность выбранных вопросов для дискуссий определяется той пользой, которую принесут обучающимся полученные в ходе дискуссии знания, а также навыки и умения их добывания.

При проведении семинара-дискуссии необходимо понимать принципы проведения дискуссии: равенство участников дискуссии, которое означает равноправие всех участников семинара; устойчивая направленность дискуссии по обсуждаемым вопросам или проблемам; адекватность восприятия, когда высказанные точки зрения одними участниками дискуссии воспринимаются соответственно равноценно другими участниками дискуссии, и наоборот.

Рассмотрим порядок ведения дискуссии на семинаре. План дискуссии включает (предусматривает):

а) вступительное слово, в котором преподаватель формулирует дискуссионную тему, обосновывает и актуализирует ее.

б) выступления и возможные реплики участников дискуссии. Преподаватель строго следит за ними, чтобы никто из участников не нарушал правил дискуссии, оперативно и умело гасить возникающие конфликтные ситуации, обеспечивает свойственную учебной дискуссии тональность и т. д.;

в) формирование групп единомышленников для работы в команде;

г) постепенное подведение дискуссии к общей точке зрения или сближение точек зрения дискутирующих;

д)  заключение, в котором подводится итог дискуссии: формулируется основная точка зрения, к которой пришли участники семинара; объявляются оценки выступающих.

Важным недостатком дискуссии являются разговоры, не имеющие непосредственного отношения к теме. Задача преподавателя, корректно вернуться к теме дискуссии.

Каким должен быть идеальный семинар по философии? Свободным, раскованным обсуждением поставленной проблемы, хорошо, если с элементами дискуссии. Роль преподавателя заключается в том, чтобы мотивировать обсуждение и руководить им. От преподавателя на семинарском занятии зависит насколько будут достигнуты запланированные цели. Правильно поставленный вопрос к обсуждению обращен ко всей аудитории; учитывает границы возможного знания студентов (преподаватель хорошо знает литературу, рекомендованную студентам для чтения к семинару и содержание прочитанных студентам лекций по обсуждаемой теме); ориентирован на обсуждение.

В практике проведения семинарских занятий выделяется их значительное число форм:

  • стандартный семинар (обсуждение вопросов плана по предложенному порядку. Основная задача - углубление и закрепление материала. Оптимальное число вопросов плана -- три);
  • семинар по методу малых групп (дополнительная задача – приобретение студентами навыков диспута и искусства задавать вопросы);
  • семинар с докладами (цель – вовлечение студентов-докладчиков в углубленную подготовку, привитие навыков критики и рецензирования. Целесообразное число докладов на семинаре - не больше двух. Необходимость помощи преподавателя в подготовке доклада и предварительного контроля его содержательного уровня);
  • семинар-конференция (рекомендуемое число докладов – четыре-пять. Наиболее целесообразен как итоговый по курсу в целом или большому разделу курса – в конце семестра или года) и другие формы.

Возможно  три варианта выбора соотношения семинар-лекция: полное совпадение тем семинаров и тем лекций, их частичное несовпадение, их полное несовпадение. Выбор делает преподаватель и зависит он от рабочей программы дисциплины и количества часов.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Проведение семинарских занятий в преподавании учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*