Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение лекционной формы занятий в преподавании учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

12.12.2022 153 214
Рожкова Ирина Александровна
Рожкова Ирина Александровна, преподаватель

Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства

В современное время задача преподавателя заключается в том, чтобы обеспечить участие дисциплины в формировании компетенций и личностных результатов обучающихся. При изучении дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии речь идет о формировании общих компетенций (ОК) и личностных результатов (ЛР).

В связи с этим планирование занятий, выбор форм и методов их проведения, средств контроля является важным в преподавательской деятельности. Главное при этом – ориентация не на умения и знания, а на сформированные компетенции. Просто знания есть в массе источников, задача преподавателя показать эти источники, научить эффективно использовать их для выполнения разного рода заданий.

При выборе форм проведения занятий преподавателю следует ориентироваться на выбор таких форм, которые активизируют мыслительную деятельность обучающихся, что позволяет обеспечить выполнение требований к знаниям и умениям, к формированию ОК и ЛР. Чтобы процесс был результативным преподавателю необходимо применять ни только различные формы занятий, но и методы, позволяющие на занятии сменять виды деятельности. И на мой взгляд важно продумать по каждой теме какую форму занятия, которая позволит обеспечить реализацию планируемых целей и задач.

Наибольшее применение в практике преподавания учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии получили такие формы учебных занятий, как лекция, семинары и практические занятия.

Остановимся на лекционной форме занятий в преподавании учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

Лекция как форма занятий нужна в системе среднего профессионального образования (СПО) по той причине, что даже по специальностям СПО программы дисциплины различаются, основным источником даются разные авторы учебников и учебных пособий и конечно же лекции позволяют преподавателю акцентировать внимание на важных содержательных моментах темы занятия.

В педагогической деятельности лекция находится в тесном переплетении с рассказом и беседой, в зависимости от возраста, подготовленности обучающихся, способности преподавателя выполнять профессионально свое назначение.

Перечислим основные требования к лекции:

  • ясность, то есть четкое определение темы и предмета разговора;
  • последовательность изложения материала, его структурированность;
  • непротиворечивость в изложении материала;
  • привлечение в лекцию фрагментов философских произведений;
  • связывание теоретических проблем философии с реальными проблемами жизни;
  • наглядность изложения материала, как один из способов поддержания внимания;
  • оценивание работы обучающихся на занятии.

В преподавательской практике применяются разнообразные виды лекций: повествовательная, диалогическая, проблемная, а также их сочетание.

Наиболее распространенная форма преподаванияэто повествовательная лекция.

Повествовательная лекция – это последовательное изложение учебного материала, в ходе которой преподаватель дает изложение основного теоретического материала. В практике такие лекции из-за значительного теоретического содержания носят обзорный характер. И, как правило, повествовательная лекция применяется, при изучение нового раздела или темы.

Лекции повествовательного характера излагаются, то есть информация передается в том числе и в значительной мере своими словами на основе исходного текста. Повествовательная лекция будет эффективной, если материал лекции конкретен, позволяет использовать философские произведения, воздействует на интерес обучающихся к изучению новой темы.

Требования к подготовке к любому виду лекции стандартные: определение темы, целей и задач; подготовка материала лекции, в том числе и самого текста лекции; определение вопросов для закрепления материала лекции и самоконтроля за качеством усвоения лекционного материала (можно и в рамках домашнего задания); список рекомендованных литературных источников для чтения.          

Методически правильное изложение лекции предполагает свободное оперирование мыслями. Преподаватель ведет яркий рассказ, контролируя себя по тексту, время от времени заглядывая в него для уточнения заранее продуманных формулировок, цифр, фактов, своевременного перехода от одной мысли к другой.

С использованием живого, яркого языка, самостоятельного изложения материала, интонационной выразительности преподаватель активизирует внимание обучающихся, вызывает осмысленное восприятие излагаемой информации. Если же преподаватель монотонно читает написанный текст, не применяет средств наглядности, не использует образов художественной литературы и т. д., он быстро утрачивает контакт с аудиторией, мыслительный процесс обучающихся становится вялым и вскоре полностью исчезает. Лекция приобретает формальный характер. Важное место в повествовательной лекции уделяется дикции преподавателя, чтобы она ни была монотонной, разборчивости речи, отчетливости произнесения звуков, слогов и слов.

При любом методе изложения лекций важна реализация принципа художественности осуществляется. Но для лекций повествовательного характера художественность особенно актуальна, и отказ от нее заметно обедняет и метод, и преподавание философии в целом. Если на лекциях диалогического характера преподаватель активизирует аудиторию чаще всего за счет создания проблемных ситуаций и их разрешения, то в повествовательной лекции приходится больше уделять внимания художественному обрамлению излагаемого материала.

Главный вид деятельности обучающихся на повествовательной лекции это слушание. Для того чтобы слушание носило продуктивный характер, в ходе этой деятельности они записывают лекцию в виде конспектов или тезисов.

Запись лекции - одна из форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время для того, чтобы обучающиеся имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу. Для контроля преподаватель озвучивает вопросы по ходу или в конце лекции.

Обучающихся необходимо мотивировать для того, чтобы они задавали вопросы, также на лекции возможно тестирование, как устное (можно по вопросам на слайде презентации), так и компьютерное.

Другой вид лекции - диалогическая лекция. Диалогическая лекция – это последовательное изложение учебного материала в форме разговора между непосредственно обучающимися и между преподавателем и обучающимися с целью взаимного восприятия, воздействия друг на друга, связью с ранее высказанными участниками диалога мыслями, репликами и отличающийся преобладанием кратких предложений и выводов по диалогу.

Лекции диалогического характера подразделяются на два основных типа: информативно-диалогические и проблемные. Их сходство – в наличии достаточно интенсивного общения между преподавателем и слушателями на занятии, обеспечивающем коллективное учебное взаимодействие.

Различие между лекциями информативно-диалогическими и проблемными:

  • на информативно-диалогической лекции диалог строится на постановке преподавателем продуктивно-познавательных вопросов и соответствующих им ответах-репликах обучающихся, содержащих, как правило, вспомнившиеся готовые знания;
  • проблемная лекция предполагает постановку преподавателем вопросов (задач), создающих проблемную ситуацию, которая в свою очередь требует поиска, выхода из нее (разрешения) за счет напряженной мыслительной деятельности.

Для того чтобы диалогическая лекция имела успех, преподавателю целесообразно ее применять при наличии материала в учебнике, которым пользуются обучающиеся и ориентируются в нем. Прочитанные накануне страницы учебника по соответствующей теме позволяют обучающимся на лекции больше слушать преподавателя, размышлять, включаться совместно с преподавателем и однокурсниками в процесс поиска и усвоения материала, то есть работать на лекции в режиме постоянного участия, а то и размышления, и диалога проблемного уровня.

В ходе предварительной подготовки обязательно ознакомление обучающихся с терминологией, являющейся базовой для предстоящей лекции. Без знания терминов, несущих основную смысловую нагрузку темы невозможно представить диалогическую лекцию.

 Обучающийся, предварительно подготовившийся к прослушиванию лекции уже знает часть материала темы, следовательно, чувствует себя полноценным участником занятия; может сверить приобретенные ранее знания с теми, которые содержатся в лекции;   в ходе разрешения учебных проблем может удивить преподавателя и однокурсников информацией, почерпнутой из философских источников и т. д. Все это обеспечивает внимание на лекции на достаточно высоком уровне.

Предварительная подготовка к прослушиванию диалогической лекции накануне занятия может включать следующие виды работы: чтение материала учебника; изучение терминов по словарю или учебнику; работа с философским произведением, заслушивание аудио - произведений и т.д.

Преподавателю также необходимо готовиться к диалогической лекции: необходимо заранее разработать проблемные задачи и вопросы, подготовить задания по учебнику, по произведению философа, может даже сравнить двух философов по их взглядам на вопросы учебной лекции и кто же их них прав?

Проблемная лекция – это один из видов диалогической лекции, когда осуществляется организация преподавателем диалога вокруг определенной проблемы.

Вариантов проблемной лекции несколько. Первый вариант - проблему ставит и решает преподаватель. Обучающиеся вникают в логику его мысли.

Особенности данного варианта: преподаватель ведет диалог «сам с собой» (монолог); обучающиеся – следят за рассуждениями преподавателя (про себя, мысленно).

Например: проблемная задача: каковы пути развития России по мнению славянофилов и западников? В чем различия? И далее преподаватель комментирует позиции славянофилов и западников, показывая общее и различия. Можно и студентам предложить, а как они считают?

Если правильно и понятно поставить проблемную задачу в проблемную ситуацию втянутся значительное число обучающихся. Преподаватель своими рассуждениями, конкретизацией вопросов, комментариями постепенно подводит обучающихся к решению задачи. Обучающиеся же, следуя мысленно за преподавателем, как бы разговаривают с ним и таким образом участвуют в обсуждении вопроса.

Другой вариант проблемной лекции, когда проблему ставит преподаватель, а слушатели принимают участие в ее разрешении. Главное здесь для преподавателя – вызвать и поддерживать диалог с обучающимися.

Например: Проблемная задача: в XVI в. Филофеем разработана доктрина «Москва – третий Рим»: Два Рима подоша, третий стоит, а четвертому не бывать. О каком третьем Риме идет речь и почему именно Москва – третий Рим?

Филофей пишет, что наследником Римской империи и западного христианства стал Константинополь – центр христианства восточного. Преемницей разоренного Константинополя, третьим и последним хранителем христианской духовности в ее изначальном, незамутненном виде должна стать Москва. В целом, доктрина Филофея есть проявление рождающегося национального самосознания в русской теоретической мысли

Преподаватель вводит все новые знания и контраргументы, проблемная ситуация постепенно разрешатся, и участники обсуждения в конечном счете приходят, может быть, не к полному, но единому мнению: Москва – третий Рим, а четвертому не бывать!

Наиболее сложный вариант, когда преподаватель побуждает слушателей самих подойти к осознанию проблемы и ее решению. Информацию преподаватель преподносит в повествовательном варианте, но так, чтобы у слушателей на определенных отрезках лекции возникало желание самим ставить вопросы: «Почему?», «Как же так?» и т. п.

Четко выделить варианты проблемной лекции ни всегда получится, поэтому в практике применяю сочетание элементов разных вариантов.

В рамках самостоятельной работы возможно, что проблему ставит преподаватель и предлагает отработать ее в часы самостоятельной подготовки.

Здесь требование одно: побудить обучающихся к самостоятельному осмыслению проблемной задачи (вопроса), с тем, чтобы выполняя домашнее задание, они попытались решить ее.

Информативно-диалогическая лекция – это вид диалогической лекции в форме беседы.

Преподаватель в ходе изложения материала время от времени ставит перед слушателями вопросы по теме, с тем чтобы привлечь их к участию в работе через диалог. Вопросы, в зависимости от цели и текущей на занятии ситуации, разнообразны. Например, познаваем ли мир? Как люди познают мир? Как можно проверить что знание истинно?

В целом, лекции как форма учебных занятий незаменимы, но следует отметить, что в практике преподаватель применяет разные виды лекции в зависимости от рассматриваемых вопросов и подготовленности обучающихся. Большая часть лекций носит обзорный характер по теме занятия и ни всегда она направлена на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Применение лекционной формы занятий в преподавании учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*