Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование знаний и понимания термина «врачебная тайна» у студентов медицинского колледжа

06.12.2022 472 2006
Качалова Наталья Петровна
Качалова Наталья Петровна, преподаватель

Мурманский медицинский колледж

Врачебная тайна является одним из важнейших выражений профессионального долга медика. Врачебная тайна – это любая информация, связанная с состоянием здоровья человека, которая становится известна медицинскому работнику, в том числе и сведения о самом факте обращения за медицинской помощью. Каждый человек, начиная с рождения, получает медицинскую помощь, и он должен быть уверен в её полной конфиденциальности. В цивилизованном обществе общение на тему состояния здоровья относят к сугубо личной и интимной информации. Сведения о состоянии здоровья предоставляют только врачу. Информация о врачебной тайне защищена государством на законодательном уровне [20].

Актуальность врачебной тайны и защиты персональных данных в современном обществе стоит остро.  Нарушение или разглашение данных сведений связано с человеческим фактором. В оказании помощи пациентам в медицинских учреждениях используются такие инструменты как общение, IT-технологии, гаджеты, мобильная связь, цифровая медицина, телемедицина, электронный документооборот. Участниками хранения врачебной тайны являются люди, связанные служебным долгом (медработники и сотрудники организаций инсайдеров). В настоящее время медицинские учреждения максимально компьютеризированы. IT-технологии имеют как свои преимущества в работе медицинского учреждения, так и риски их использования в практической деятельности. 

Цель: разработать оптимальный подход в методике формирования знаний у студентов Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Мурманской области «Мурманский медицинский колледж» (далее – ГАПОУ МО «ММК») в вопросах связанных с врачебной тайной.

Задачи:

  1. Изучить литературные источники по данной теме.
  2. Определить проблему нарушения врачебной тайны среди населения и практикующего медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях.
  3. Выявить уровень знаний у студентов о врачебной тайне.
  4. Синтез и анализ данных.
  5. Выводы и предложения.

Методы: эмпирический, статистический, математический, аналитический, графический.

Медицинская профессия обязывает соблюдать морально-этические принципы этику и деонтологию в своей профессиональной деятельности.  С древних времён люди, занимающиеся врачеванием, соблюдали тайну о болеющем человеке, руководствуясь клятвой Гиппократа, которая гласит: «Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной». В современном мире клятва Гиппократа в государстве подкреплена законодательно.

Рассмотрим правовые аспекты, включающие в себя понятия «врачебная тайна».

Врачебная тайна – это сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. К врачебной тайне относятся сведения, непосредственно связанные с профессиональной деятельностью медицинских работников, доступ к которой ограничен на основании Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Требования о неразглашении сведений, составляющих врачебную тайну, непосредственно закреплены в части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации, где указано, что «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».

Врачебная тайна относится к частной жизни человека и её суть заключается в защите права граждан на личную и семейную тайну от необоснованного и незаконного проникновения государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и негосударственных организаций, должностных и физических лиц. При обращении граждан в лечебно-профилактические учреждения и получении медицинских услуг, например: вызов скорой помощи, вызов врача, консультация, заключение о  состоянии здоровья, диагнозе, иные данные о состоянии здоровья человека при отсутствии у него каких-либо заболеваний, полученные при его медицинском обследовании и лечении, является врачебной тайной. Данные сведения прописаны в  Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» статья 13, содержание которой отражает особое отношение государства к охране врачебной тайны, а именно, врачебную тайну составляют «сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении».  К «Врачебной тайне» относится информация, полученная в процессе оказания медицинской помощи, это могут быть сведения и немедицинского характера, полученные врачом от пациента о его личной жизни, взаимоотношениях с родственниками и так далее. Тайными становятся не только сведения о реально существующих фактах, но и сведения о предполагаемых фактах. Это сведения, не только оформленные на бумажном носителе, но и ставшие известны из разговора или находящиеся на электронных носителях (в том числе электронная история болезни, данные снимков КТ, МРТ, флюорография и прочее).  Разглашать сведения, составляющие «Врачебную тайну», запрещено и после смерти человека.

Разглашение сведений, составляющих «Врачебную тайну», может выражаться несколькими способами:

  1. Устное распространение сведений, составляющих «Врачебную тайну». Такое разглашение может совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Особенно часто такая информация передается по телефону третьим лицам, представляющимся родственниками пациента.
  2. Разглашение сведений, составляющих «Врачебную тайну» возможно при непосредственном общении врача и пациента в общественных местах при сообщении информации о состоянии здоровья в присутствии третьих лиц.
  3. Указание в научных текстах, исследованиях и иной литературе информации о состоянии здоровья пациента, его диагнозе, течении болезни и прочее без предварительного письменного согласия больного.
  4. Небрежное обращение с медицинской документацией, в том числе, амбулаторной картой, историей болезни, листками нетрудоспособности.

В статье 3 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 №152-ФЗ содержится определение термина «персональные данные», под которыми понимается любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу. Целью указанного закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обращении с его персональными данными, в том числе защита права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Следует отметить, что понятие врачебной тайны является более широким, нежели персональные данные. И ряд сведений, не относящихся к персональным данным, всё равно относятся к врачебной тайне. Например, исключительно данные о диагнозе пациента или методе лечения не позволят идентифицировать лицо.

 С письменного согласия гражданина или его законного представителя могут быть разглашены сведения, составляющие врачебную тайну в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования данных сведений в учебном процессе.

Законодательством установлены случаи, при которых возможно предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина (его законного представителя). Например, при проведении медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, угрозе распространения инфекционных заболеваний, наличии запроса органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, запроса органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, и др.

Кроме того, при неблагоприятном прогнозе развития заболевания допускается предоставление информации о состоянии здоровья пациента супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сёстрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом.

В случае разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, действующим законодательством предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Ответственности подлежат лица, которым сведения составляющие «Врачебную тайну», стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей.

Основой правового регулирования врачебной тайны являются:

 Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188, согласно которому врачебная тайна отнесена к сведениям конфиденциального характера.

 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Наиболее общие основы врачебной тайны заложены в статьях 23 и 24 Конституции РФ, в которых указано право человека на защиту личной тайны и недопустимости распространения информации без его согласия.

 Ч.1 ст.150 и ст. 152.2 Гражданского кодекса РФ определяют гражданские способы защиты такой тайны и компенсации за её нарушение.

 Статья 10 Закона №152-ФЗ «О персональных данных» относит врачебную тайну к специальной категории персональных данных, требующих особой защиты.

 Отсылки к врачебной тайне есть и в иных нормативных актах,  ст. 9 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» содержит в себе указание, что сведения о факте обращения гражданина за психиатрической помощью, состоянии его психического здоровья и диагнозе психического расстройства, иные сведения, полученные при оказании ему психиатрической помощи, составляют врачебную тайну.

Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (ст. 14) и гражданских документах (Семейный кодекс РФ).

Ответственность за разглашение врачебной тайны и нарушения прав гражданина влечёт за собой ряд юридических и административных последствий. В соответствии с действующим законодательством соблюдение врачебной тайны возложено на медицинские учреждения и работников. Однако стоит отметить, что помимо медицинских сотрудников ответственность за разглашение врачебной тайны несут другие должностные лица, которые имеют доступ к личной информации пациента в связи с выполнением профессиональных и трудовых обязанностей.

Право сохранения врачебной тайны, исходя из статьи 150 Гражданского кодекса России, является нематериальным благом, личным неимущественным правом. В силу этих обстоятельств нарушение неимущественных прав пациента влечёт за собой наступление гражданско-правовой ответственности. Если при обращении в суд будет доказано, что нарушение либо посягательство на неимущественное право пациента причинило моральный вред, физические и нравственные страдания, на лицо допустившее нарушение, может быть возложена выплата денежной компенсации.

 Нарушение прав пациента влечёт за собой следующие её виды:  

  1. Дисциплинарная ответственность (замечание, выговор, строгий выговор), вплоть до увольнения по пункту «в» части 6 статьи 81 Трудового кодекса РФ.
  2. Гражданско‑правовая: если раскрытие врачебной тайны нанесло пациенту моральный вред, он может потребовать денежную компенсацию.
  3. Административная ответственность в соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ за разглашение врачебной тайны. Наказание, в виде штрафа, на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей.
  4. Уголовная ответственность в соответствии со статьей 137 Уголовного кодекса РФ: наказание – штраф в размере до 200 000 рублей, либо осуществление принудительных работ или лишение свободы на срок до 2-х лет.

 

Для изучения данной темы были проведены исследование, наблюдение, анкетирование, тестирование, направленные на выявление случаев нарушения соблюдений условий врачебной тайны, причины нарушений и следствия. Наблюдение и анкетирование проведены у медицинских сестёр и пациентов в лечебно-профилактических учреждениях.  Тестирование проведено у студентов ГАПОУ МО «ММК».

По результатам наблюдения за деятельностью медицинских сестёр терапевтических, хирургических отделений выявлено: отмечено профессиональное выполнение всех врачебных назначений, высокая интенсивность в работе в среднем на одну медицинскую сестру приходится 20 пациентов. В общении с пациентами выявлено: медицинские сёстры проявляют внимательность, чуткость и сострадание.

Палаты в отделениях многоместные, что не всегда позволяет информировать пациента о его здоровье лично и сохранить конфиденциальность. Замечено, что сами пациенты охотно обсуждают друг с другом своё самочувствие и состояние здоровья, разглашая свой диагноз добровольно.

Рассмотрим результаты анкетирования практикующих медицинских сестёр. Анкетирование проводилось анонимно, учувствовало 50 респондентов.

В анкетировании в основном принимали участие медицинские сёстры среднего возраста (35-55 лет), работающие в терапевтических и хирургических отделениях.

На вопрос о знании нормативно-правовых документов, включающих врачебную тайну и защиту права человека, ответ знают 66%.  В медицинских организациях при трудоустройстве никто из опрошенных респондентов не подписывал внутренний документ, содержащий требования к соблюдению врачебной тайны и определяющий ответственность за её разглашение.

На вопрос о разглашении врачебной тайны в своей профессиональной деятельности медицинские сёстры ответили: не осознано это допускали 90%,  не разглашали 10%.

На вопрос «Несли ли вы наказания за разглашение врачебной тайны?» был получен ответ «нет» у 100% респондентов.

В процессе анализа проведенного исследования выявлено, что у респондентов низкая информированность о правах человека и о врачебной тайне. Медицинский персонал нарушает врачебную тайну не намеренно. Из этого следует, что есть потребность в проведении занятий, проведение обучающих тренингов с медицинским персоналом по данной теме. Со стороны администрации необходимо осуществлять контроль, разрабатывать внутренние документы об ответственности за разглашение врачебной тайны.

Особенно это актуально для практикующих медицинских сестёр-наставников, под руководством которых находятся молодые специалисты. При передачи своего опыта наставнику важно не допускать ошибок в профессиональной деятельности.

Для объективности исследования с пациентами предварительно было проведено занятие на тему «Врачебная тайна». В ходе работы были разъяснены правовые аспекты, приведены примеры случаев нарушения врачебной тайны. По итогу занятия пациенты сказали, что узнали много нового. Им была предложена анкета. Исследование проводилось анонимно, учувствовало 80 респондентов.

В возрастном контингенте преобладал пожилой возраст (60-74 г.) 55%, средний возраст (45-59 л.) 20%, старческий возраст (75-90 л.) 15%, молодой возраст (18-45 л.) 10%. На вопрос, о том, как часто респонденты обращаются за медицинской помощью, был дан ответ «1 раз в год» у 56% опрашиваемых,  «1 раз в квартал» у 32% и «ежемесячно» у 11%. На вопрос «Сталкивались ли вы с нарушением врачебной тайны со стороны медицинского персонала лично?» респонденты ответили «да» в 71% ответов и «нет» в 28,7% ответов.

В ответах на вопрос «С чьей стороны вы слышали разглашение врачебной тайны?» выяснилось: 52% «не слышали»; 13,7% «от младшего медицинского персонала»; 22,5% «от медицинских сестёр»; 2,5 % «от врачей»; 8,7% «от прочего персонала». На вопрос «Наблюдали ли вы нарушение врачебной тайны со стороны ?» 20% респондентов дали ответ «да». На вопрос «Являлись ли вы участником разглашения врачебной тайны?» 35% ответили «да»; 67,5% респондентов ответили, что соблюдение врачебной тайны для них не важно; 54% пациентов отметили, что конфиденциальность врачебной тайны была нарушена либо в процессе общения, либо в процессе проведения диагностических процедур, либо при обращении с медицинской документацией, оставленной без присмотра самим пациентом.

87% респондентов ответили, что психологической травмы разглашение врачебной тайны им не наносит.

Анализируя результаты анкетирования пациентов можно отметить, что пациенты информированы о понятии «Врачебная тайна», и осознавая факт её нарушения, не отстаивают свои права.

Почему редко юридически регистрируется ситуации по нарушению врачебной тайны? Возможно, это связано с возрастом респондентов, с менталитетом россиян, с отсутствием навыка отстаивать свои права. Респонденты ответили, что разглашение врачебной тайны им не наносит психологическую травму и дискомфорт, им неприятна судебная волокита, отрицательные эмоции, связанные с процессами и многие ответили об умение прощать.  Так как в исследовании участвовало всего 80 респондентов, думаю, что судить об объективности мнения по данной теме  сложно.

Вопрос о защите персональных данных, конфиденциальности и врачебной тайне значим для каждого гражданина.

Студенты ГАПОУ МО «ММК» получают среднее профессиональное образование по стандартам ФГОС специальности 34.02.01 Сестринское дело, которое включает в себя программу профессионального образования. Основные понятия о врачебной тайне формируются при изучении общепрофессиональных дисциплин и  профессиональных модулей  ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий», ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», ПМ.03 «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях», ПМ.04 «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными». Руководствующим документом в ходе обучения является «Этический кодекс   медицинской сестры», разработанный Российской Ассоциацией медицинских сестёр в 1997  году.

Для выявления уровня знаний у студентов было проведено тестирование. Материалы теста взяты с сайта непрерывного медицинского образования (НМО) в разделе «Врачебная тайна: этико-правовая оценка» [24]. 

Тестирование проведено у студентов 1, 2, 3 курсов обучения. Вопросы затрагивали нормативные документы, включающие в себя понятия о врачебной тайне и ситуации, связанные с сохранением врачебной тайны. В исследовании приняли участие 75 респондентов.

Итоги тестирования: студенты 1-го года обучения – средний бал 3,0; студенты 2-го года обучения – 3,8; студенты 3-го года обучения – 4,0.

По результатам тестирования прослеживается положительная динамика, но этого недостаточно для оказания качественной медицинской помощи. Для устойчивого понимания значимости термина «врачебная тайна» у студентов, необходим системный подход в формировании знаний и навыков в данной области, проведение обучающих тренингов, решение ситуационных задач. Преподавателям клинических дисциплин необходимо уделять особое внимание данной теме. При проведении занятий со студентами рекомендовано: комфортно подавать учебный материал; прогнозировать улучшение материалов курса; проводить оценку качества эффективности обучения; получать обратную связь; улучшать курс обучения, таким образов, чтобы он стал максимально востребованным; обобщать профессиональный педагогический опыт.

По завершению обучения уделять особое значение при вручении диплома на соблюдение «Этического кодекса медицинской сестры». Особое значение уделить преемственности и наставничеству в студенческой среде при прохождении производственных практик по профессиональным модулям.

Таким образом, подводя итог нужно отметить, что врачебная тайна в медицинских учреждениях не всегда соблюдается. У пациентов низкая информированность о понятии конфиденциальности и о врачебной тайне. Выявлены проблемы в организации оказания медицинской помощи.  Разглашение медицинской тайны без согласия пациента – серьёзное правонарушение, которое, в зависимости от ситуации, может повлечь за собой наказания разного характера. Однако, чтобы привлечь к ответственности виновных, сначала необходимо доказать факт совершения преступления. Для этого представителям контролирующих сферу здравоохранения органов нужно предъявить документальное свидетельство нарушения закона. Поскольку информация чаще всего передается устно, доказать свою правоту пациенту бывает очень сложно, если не сказать невозможно. Но в некоторых случаях вопрос целесообразности сохранения медицинской тайны подвергается сомнению. Например, когда у больного находят психические отклонения, косвенно подвергающие его жизнь опасности, по-человечески правильно сообщить о диагнозе родным, хотя это прямое нарушение медицинской тайны. А необходимо ли держать в секрете положительный результат анализа на наличие вируса иммунодефицита, если заболевание может передаться близким бытовым путем? Это сложные моменты, которые остаются на совести медработника [22].

В заключении отмечу необходимость постоянно стремиться студентам медицинского колледжа, практикующим медицинским сёстрам повышать свою профессиональную компетенцию в данной области, внимательно и чутко относиться к пациенту соблюдая его права, проводить моральную рефлексию сложных ситуаций, возникающих в медицинской практике.

Общение с пациентами на тему его состояния здоровья проводить в специально оборудованном помещении, избегая лишних людей. Особое внимание следует уделить правильному хранению медицинской документации и аккуратной работе с ней.  

Правилам обращения с врачебной тайной пациентов специалистов необходимо обучать непрерывно, начиная с обучения студентов в колледже. Необходимо развивать у обучающихся профессиональные умения коммуникации. Формировать навыки общения с коллегами, пациентами и их родственниками. В учебном процессе больше делать акцент на изучение латинского языка и обязательное его применения на клинических дисциплинах. Проводить обучающие семинары, мастер-классы, круглые столы, конференции.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Формирование знаний и понимания термина «врачебная тайна» у студентов медицинского колледжа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*